проживают сравнительно недалеко от Барун-Хасурты обосновав село Хасурта. Озеро «Колпиное»расположено в 4 км от с. Барун-Хасурта и в 8км от с. Удинск. Полный объем


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

1

Министерство образования Республики Бурятия

Районная научная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»

МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа»





Секция: краеведение


Тема:
Э
кскурсия

по Удинской долине






Автор:
Самбуева Ол
ьга
Сергеевна
-

ученица 11 класса МБОУ
«Удинская средняя
общеобразовательная школа»,

с.Удинск, ул. Ленина 36.

Руководитель:
Самбуев Диамит
Дабаевич


учитель ОБЖ первой категории
МБОУ «Удинская средняя
общеобразовательная школа»






с.Удинск

2017г.



2



Соде
ржание




1.

Введение
« Бурятия


часть мирового туристского пространства»

3стр.

1.1

Новизна работы, цель
, практическая значимость


2.

Описание туристических маршрутов

5стр.

2.1

Туристическая тропа № 1.

5стр.

2.2

Туристическая тропа № 2

5стр.

2.3

Тури
стическая тропа №3

6стр.

2.4

Туристическая тропа №4

7стр.

2.5

Туристическая тропа №5

9стр.

2.6

Туристическая тропа №6

9стр.

2.7

Туристическая тропа №7

10стр.

3

Заключение

11стр.

4

Литература

11стр.

5

Приложения

12стр.

5.1

Памятка « Как вести себя н
а территории школьного заказника»

12стр.

5.2

О чем рассказал манускрипт?

13стр.

5.3

Абрикос сибирский

16стр.

5.4

Лук алтайский

17стр.

5.5

Нетрадиционная медицина

18стр.

5.6

Презентация «Экскурсия по Удинской долине»



Аннотация к работе

19стр.


Отзы
в
-
рекомендация

20стр.






















3

1.

Введение.


Бурятия
-

часть мирового туристского пространства.

Изучение
родного
края
побуждает нас к поисковой и исследовательской работе,
воспитывает
любовь
к родным местам, к «малой» родине


тоонто и прио
бщает к решению
экологических проблем на местном уровне.

Наш век
-
век технического прогресса, развития
высочайших технологий и как следствие этому идѐт резкое ухудшение экологической
среды, остро встаѐт вопрос оздоровления населения страны. Большинство дет
ей сейчас
рождаются

со всевозможными болезнями и отклонениями в развитии организма. Многие
лекарственные препараты малоэффективные, а то и просто поддельные. Поэтому,
возрастает роль спорта и физических упражнений.

Одним из самых эффективных,
увлекательны
х, полезных видов спорта является туризм. Движение, чистый воздух,
физические нагрузки, неформальное общение

это именно то, что нужно для укрепления и
формирования здорового организма ребѐнка.

Туристско
-
краеведческая форма учебно
-
воспитательной работы яв
ляется

эмоционально яркой и очень содержательной стороной

школьной жизни
.

Я считаю, что
можно на основе моей работы с
озда
ть

на территории Хоринского района Республики
Бурятия туристического бизнеса для всех жителей республики и иностранных туристов,
желающих познакомиться с историческими достопримечательностями Удинской долины

и
совершить
путешествие по интересным и историческим местам Удинской долины.


Новизна
работы

в том, что в содержании заложены и предлагается

формирование э
колого
-
туристичес
ких умений (норм и правил рекреационного

природопользования), предполагается формирование экологических знаний
, изучение
исторического и краеведческого материала всех желающих
, развитие туристического
бизнеса в районе и республике.

Выражение «Туризм
-

посо
л мира» точно и полно раскрывает из его глобальных
функций в мировом сообществе. По прогнозам Всемирной туристской ассоциации 21 век
будет веком туризма. В мировое туристское пространство включаются все новые регионы,
многие из них создают все необходимые

условия для развития туристского бизнеса и это
предопределяет успех.

Одним из основных туристских ресурсов является природный комплекс озера Байкал,
и в этом плане включение его в спис
ок объектов природного наследи
я ЮНЕСКО


это
неоценимый вклад в развит
ие туризма Бурятии. Республика Бурятия в 1996г. вступила в
качестве государственного члена в Азиатско
-

Тихоокеанскую ассоциацию туризма
(ПАТА). Это членство предполагает использование членов ПАТА для установки
партнерских связей с туристским бизнесом.

Экс
пертные оценки показывают, что в республике есть весьма благоприятные
предпосылки для развития таких видов туризма, как экотуризм, специализированный
туризм, культурно
-
познавательный, лечебно
-
оздоровительный, бизнес
-
туризм. Но региону
претит бесконтрольный

массовый туризм, здесь необоснованно строительство крупных
туристских комплексов, какие созданы за рубежом на побережье морей и океанов. Бурятия
реально претендует стать частью мирового туристского пространства, связанного многими
нитями деловых и челове
ческих отношений и превратиться из малоизвестной росси
йской
провинции в полноценного,

экономически состоявшегося партнера.


4

Суть предлагаемо
й работы
:
создание на территории Хоринского района Республики
Бурятия туристического бизнеса для всех жителей респу
блики и иностранных туристов,
желающих познакомиться с
историческими
достопримечательностями Удинской долины.


Цель
ю

моей работы

является развитие сельского туризма

в Хоринском районе
Республики Бурятия

и

организации досуга и отдыха жителей, го
с
тей района, области и
туристов, пропаганда здорового образа жизни
, отдых в живописной и экологически чистой
местности «Хапшагыр», знакомство с редким экземпляром «Дикий абрикосник», растущим
в Бурятии только в нашей местности, а также путешествие по инте
ресным и исторически
примечательным местам Удинской долины

Потенциальными конкурентами являются туристические базы и загородные дома
отдыха, осуществляющих узкий перечень оказываемых услуг. Их количество в нашей
области представляется явно недостаточным дл
я полного удовлетворения потребностей
туристов, жителей и в качественных туристических услугах круглогодичного
функционирования.

Потенциальными потребителями являются:

-

семьи с детьми;

-

пожилые люди;

-

пожилые люди с внуками;

-

компании молодых людей;

-

учащиеся школ
.

Т
уризм



это вид
, направленный на организацию отдыха в сельской местности и
предполагаемый знакомство с ценностями народной культуры, прикладно
го искусства,
местными обычаями,

историческими

достопримечательностями края.

Этот вид туризма
в
ключает элементы познавательного, активного и экологического туризма.

Оценка риска:
п
редпринимательская деятельность в сфере туризма, будет
конкурентоспособна на рынке предоставления услуг, так как в
Хоринском районе в
местности Удинская долина существует
много интересных достопримечательностей,
которые мы предложили вашему вниманию
, а привычка туристов проводить отдых
за
рубежом

сменяется в настоящее время предпочтением посещать нетронутые и самобытные
в культурном или природном плане уголки природы

своей
Родины
. С одной стороны это
связано с возросшей техногенной нагрузкой на нервную систему человека, с другой, от
природоориентированных путешествий туристы получают больше эмоциональных и
познавательных впечатлений, чем от традиционного набора туристско
-
рек
реационных
услуг, предлагаемых в развитых центрах туризма.

Практическая значимость

при составлении

эколого
-
краеведческих троп

Удинской
долины с

одной стороны, тематика исследования получает интерес
как
в научных кругах,

так и среди жителей,

с другой сторо
ны
-

существует недостаточная разработанность и
нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь
теоретическую, так и практическую значимость.


Партнеры
:

Молодежные организации, Удинское лесничество лесхоза "Верхне
-
Талецкий",
п
редприятия села
, администрация села и района, Музей природы
г.Улан
-
Удэ,
туристические клубы, школы и молодежные организации.




5

2. ОПИСАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ
.

2.1
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА №1


"АЛТАЙСКИЙ ЛУК"

Описание маршрута.

"Алтайский лук" находится на
территории Удинского лесничества лесхоза "Верхне
-
Талецкий" в местности Горхон, которая относится к Худакскому заповеднику. Место
обитания расположено на северо
-
западе от села Удинск на расстоянии 12 км. в каменистых
россыпях на площади 1,5 га (карта
-
схема
прилагается).

Описание вида:
ЛУК АЛТАЙСКИЙ, ДИКИЙ БАТУН
-
СЕМЕЙСТВО ЛУКОВЫЕ ,
ИМЕЕТ СТАТУС КАТЕГОРИИ 2. ,РЕДКИЙ ВИД С СОКРАЩАЮЩЕЙСЯ
ЧИСЛЕННОСТЬЮ.

Краткое описание
:

Многолетнее растение со стеблями до 50 см. высотой.
Продолговато
-

яйцевидные крупные лукови
цы с цельными красновато
-
бурыми
оболочками прикреплены к корневищу. Стебель и листья дудчатые 2,5
-

3,5 см. в диаметре.
Каждое растение имеет 2
-
3 листа. Листья короче стебля. Соцветия
-

желтовато
-
белые
шаровидные зонтики до 4 см. в диаметре.

Численность:

Н
емногочислен. Растет единично или несколько особей на небольшом выступе. В
данной местности численность лука не сокращается из
-
за отдаленности жилья и
недоступного наскального расположения.

Особенности биологии.

Возобновляется семенами и вегетативным путем
, быстро растет после обреза. Цветет
в июне
-

июле. Зимостоек.

Культивирование
:

Как обладающий большой пищевой ценностью перспективно освоить вид в
культуре.

Меры охраны: с
оздать заказник на этой территории в местности Горхон.
Продолжить поиски мест обитан
ия, ограничить сбор, шире вводить растение в культуру.



2.2
ТУРИСТИЧЕСКАЯ

ТРОПА №2"АБРИКОСНИК"

Описание маршрута.

"Абрикос сибирский" находится на территории Хоринского меж. совхозного лесхоза в
местности Наран на расстоянии 12 км. к западу от села Удинск
.

Ра
с
тет на южных склонах
сопок небольшими рощами площадью 0,5 га до 4 га по краю соснового леса.

Ежегодно, в
пожароопасный период, из
-
за неосторожного обращения с огнем жителями окрестных сел
площадь обитания частично

сокращается (карта
-
схема прилагается)
.

Описание вида:

АБРИКОС СИБИРСКИЙ , СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ ,

СТАТУС
-

РЕДКИЙ, С СОКРАЩАЮЩЕЙСЯ ЧИСЛЕННОСТЬЮ ВИД,

КАТЕГОРИЯ 2.

Краткое описание: кустарник или дерево до 3 метров высотой. Листья сердцевидные,
мелкопильчатые
-

зубчатые, с резко оттянутым зубцо
м на вершине. Цветки довольно
крупные, бело


розовые. Плоды округлые, сжаты с боков, оранжевые, бархатистые.
Характерный восточно
-

азиатский вид.

Особенности биологии.

Засухоустойчив и зимостоек. Размножается семенами и вегетативно. Начинает

6

весенний рос
т во второй декаде мая. Цветет рано и обильно в конце мая. Цветет 10
-
15 дней.
Листья появляются после цветения. Годовой прирост побегов не превышает 10
-
15 см.
Плоды созревают в середине августа и быстро опадают.

Культивирование.

Рекомендуется при создании
групп живых нестриженных изгородей на сухих,
освещенных, теплых склонах. Используется как декоративный кустарник для озеленения.

Меры охраны:

Необходимо организовать биологический заказник в местности Наран, установить
контроль за состоянием этой популяции
, начать внедрять в культуру.

2.3
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА №3 "ОЗЕРО КОЛПИНОЕ"

1. Топоним названия


Колпиное.

В местности, где находится озеро Колпиное, издавна проживали буряты.
Проанализировав различные источники информации, я пришел к выводу, что корень
«ко
лп» переводится со славянского как «лебедь» (этимологический словарь Фасмера).


Доподлинно известно, что Колпиное является местом отдыха лебедей во время
перелета. И сейчас можно наблюдать силуэты величественных птиц весной и осенью.
Следовательно топ
оним появился значительно позднее. Мне представляется, название
могло появиться с появлением старообрядцев (семейских) в 18 веке. Ныне их потомки
проживают сравнительно недалеко от Барун
-
Хасурты обосновав село Хасурта.

Озеро «Колпиное»
расположено в 4 км от

с. Барун
-
Хасурта и в 8км от с. Удинск.

Полный объем:
W
полн

= 0,500 млн.м
3
, .

Площадь зеркала:
F
НПУ
= 45.8 га.

Географические координаты:

Северная широта: 52
09

Восточная долгота:

109
09

Высота над уровнем моря: 685м

В 50м от озера расположена трасса республиканского значения Улан
-
Удэ


Романовка.

В советское время специализацией совхоза «Удинский» были овцеводство, полеводство. В
то время на озере «Ко
лпиное» была дамба и озеро использовали для орошения полей и
лугов. Совхоз выращивал кукурузу, подсолнух и другие культуры, которые потом шли на
корм скоту. Видимо поэтому ни кому и в голову не приходило заняться разведением рыбы.


Поэтому самым необычны
м бизнес
-
проектом 2012 года в нашем районе считается проект
Надежды Петровой и Сергея Савченко из села Удинск


разведение сазанов в озере
Колпиное.

Почему выбрали именно сазана?


Сазан
-

рыба озерная относится к семейству карповых, это окультуренный кар
п.

Его проще всего выращивать. Он живуч, неприхотлив, ему подходит большинство
водоемов. Сазан хорошо растет и пользуется постоянным спросом у покупателей.

Для сазана оптимальная температура воды 16
-
19 градусов по Цельсию.

В среднем сазану ежедневно нео
бходимо давать кормов в количестве 1,5
-
3% от расчетного
веса всей рыбы в водоеме, в зависимости от температуры воды. Чем она холоднее, тем
меньше кормов требуется, так как температура тела сазана зависит от температуры воды. В
холодной воде его обмен вещес
тв замедляется.


7

Для сазана оптимальный вес


1,2
-
1,7 кг. Чтобы достичь такого веса, сазан растет два
-

три
года. За первое лето он набирает до 25 граммов, за второе


до 200 граммов и за третье


до
килограмма. Сазан
-

рыба донная, если корм оседает, подбир
ает его со дна.

Вообще сазаны растут до 4 кг, но промысловый интерес рыба представляет, начиная с
килограммового веса или чуть меньше. Именно такая, не очень крупная, молодая, она
обладает хорошим вкусом.


По вкусу напоминает леща, так же, как у него, в
нем много костей, особенно в хвостовой
части.

Цикл выращивания сазана заканчивается осенью.

Анализ воды показал, что вода на озере Колпиное по составу близка к байкальской
воде. Водится в нем окунь, карась. А вот щуки нет


и это для разведения рыбы очень
хорошо. Водоросли, покрывающие дно озера, послужат кормовой базой для разных видов
рыб.

2.4
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА

№4.

Горы «Ехэ
-

Баян Ундэр и Бага


Баян»
-
г
лавное место поклонения хори
-
бурят
.


Наше внимание привлекает небольшая гора Баян
Y
ндэр, возле улус
а Барун Хасурта,
находящегося от с.Удинск в 20 км./ по центральной трассе
-

15 км. и боковой дороге
-
5км/.

На вершинах гор Ехэ
-

Баян Ундэр и Бага


Баян ламами и жителями Барун
-
Хасурты
была вскрыта старинные каменные насыпи на местах древних обоо, где наст
оятелем
Анинского дацана Дарижаповым Еши
-
Лэгсэг ламой были найдены артефакты: нож,
глиняные статуэтки богов, коновязь. На вершине другой горы
-

полуистлевшие листы
бумаги и 316 глиняных статуэток богов


шаса. Они находились в сгнившем деревянном
ящике, у
целели листы оказавшиеся между статуэтками. Это не первый случай, когда на
территории Хоринского района обнаружены подобные находки. Найденный документ
представляет огромный интерес для жителей Бурятии.


Напомним, что находка была обнаружена на мест
е старинного обоо. Обоо


это
местопребывание самого сильного савдака в одном районе. Цель этого мероприятия такова,
что люди просят у савдаков обильных дождей, счастья и процветания в родном краю.

5 августа 2006 года в местности Баян Ундэр проходило празд
нество по освящению
старинного обоо и субургана. На нѐм присутствовали представители министерства
культуры Бурятии, администрация Хоринского района, сельских администраций всего
Хоринского района, Традиционной Сангхи России, жители района.

Тем самым общес
твенность района, республики, буддийские общины, возводя
субурган, возрождая древнюю традицию почитания именно этого обоо, как бы признаѐт
Y
ндэр
-
Баян главным местом поклонения всех хоринских бурят. И в свою очередь
закладывает шаса для будущего поколения,
для процветания родного края.


Администрация муниципального образования «Удинское» и жители улуса
Барун
-
Хасурта выразили огромную признательность тем, кто принял непосредственное
участие в организации мероприятия: Настоятелю Анинского дацана Дариж
апову Еши
-
Лэгсэг ламе, председателю буддийской общины улуса Барун
-
Хасурта Борбоеву Валерию
Цыден
-
Ешиевичу, заведующему отделом культуры Цыдыпову Бато Далаевичу. Активное
участие приняли:
спонсоры



8


Генер. директор фирмы «Митра» Будаев Леонид Геннадьев
ич;


Будаева Лариса Бадмаевна;


ООО «Весна» генер. директор Будаев Баир Цыцыктуевич;


Будаева Ольга Дамбаевна;


Отцоров Чойжол Раднаевич (Додо
-
Гол);


Жамбалов Виктор Владимирович;


Цыдыпов Бато Далаевич;


СПК «Наран» Игнатьева Д
улма Аюшеевна;


Барун
-
Хасуртайская школа Доржиева Валентина Владимировна;


Нимбуев Бадма
-
Цырен Дагбадоржиевич;



Рабочие



Лхасаранов Михаил Мункуевич;


Лхасаранов Цыден Мункуевич;


Цыдыпов Тумэн Баирович;


Охотников Геннад
ий Леонидович;


Доржиев Жаргал Ринчинович;


Бодиев Тимур Бадмацыренович;


Самбаев Бэликто Баирович;


Дондоков Баир Юндунович;


Нимаев Жаргал Павлович;


Доржиев Эрдэни Цыренович;


Доржиев Александр Юрьевич;


Дампилов Денис Цы
рендоржиевич;


Иванова Тамара Геннадьевна;


Банин Николай Иванович;


Мижитов Лубсан Ангутович;


Мижитов Галсан Ангутович;


Борбоева Намжилма Дугаржаповна;


Самбаева Эльвира Баировна.




О топониме Баян
Y
ндэр.



Есть множество бурятских и монгольских названий речных долин, впадин, гор,
которые именуются «Баян», «
Y
ндэр».


Наше внимание привлекает небольшая гора Баян
Y
ндэр, возле улуса Барун
Хасурта.


В Бурятско


русском словаре К. М. Черемисова «ундэр» переводится, как
высокий, возвышенный. Соответственно слово «баян»
-

богатый, богатство.


В названиях географических объектов состоящих из словосочетаний, главными
выступают контрастные опр
еделения (Бага Горхон, Баян Гол, Мухяр Тала). Черемисов К.М.
определяет выражение «
y
ндэр (баян) ургаса» как высокий урожай. Следовательно, Баян
Ундэр


можно понимать, как богатство.


Местность Баян Ундэр находится на северо
-
востоке от улуса Барун Х
асурта и
представляют собой сдвоенную гору


Ехэ
-

Баян и Бага
-

Баян Ундэр


Напомним, что находка была обнаружена на месте старинного обоо. Обоо


это

9

местопребывание самого сильного савдака в одном районе. Цель этого мероприятия такова,
что люди про
сят у савдаков обильных дождей, счастья и процветания в родном краю.


Если взглянуть на карту республики, то улус Барун
-
Хасурта находится на стыке
земель трѐх районов Хоринского, Еравнинского и Заиграевского. Это имело, скорее всего,
сакральное знач
ение.


Ламы давно вели поиск места главного обоо хоринских родов, предполагая


Следовательно, обоо на Ундэр
-
Баян и является главным, именно сюда съезжались
представители Степной думы, 11 родов ради процветания и благополучия родного края.


Эт
о имело, скорее всего, сакральное значение.


2.5
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА №5.

«Хахирай Агы
-

нухэн
-

статуя Будды Шакьямуни»



Хахирай Агы
-

нухэн

находится

на высоте 1500 метров над уровнем моря.

Ступа в пещере
была разрушена в 30
-
е годы 20 века. Вновь возведен
а в начале 2000
-

х годов. До
разрушения ступы в пещере ламы практиковали медитацию.

2.6
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА №6.

Целительный источник «Хабшагыр»
-

гора
-

«Семь братьев»
-

статуя Будды
Шакьямуни


На территории
заказника «Худакский» в местности Хан Жаргалан
.
в урочище
Хапшагыр находится
аршан местного значения

у целебного источника, который находится
в 25 км от с. Удинск ив 15 км.от с. Баян
-
Гол на территории Удинской сельской
администрации в местности Хан
-
Жаргалан.


В 1890 году в аршане
были построены д
ве избы для принятия ванн ламой
аннинского
дацана Барун
-
лама, в
1910г. при пожаре эти избушки сгорели. В
1910
-
191
5
годах местный
мастер Пурбо
построил
навес и из подручных материалов изготовил
две торхэ.


В 60
-
х годах
овцеводческий совхоз «Удинский» выде
лил материал
для постройки сарая.


В начале 70
-
х
годов завезли первую чугунную ванну.


В 1988г. КДП «Удинское»
выд
елило 10 куб. м. пиломатериала для постройки
сараев и
одну чугунную ванну.


В 2009г. по
инициативе жителей улуса Баян
-
Гола при поддер
жке администрации
сельское поселение
«Удинское» начато строительство спального комплекса
на 12
мест.
Затр
ачено 80 тыс. руб.
( 30 тыс.руб. выделила
администрация, 50. Тыс. руб.
-
добровольные пожертвования
жителей) ), эта инициатива была продолжена учащимися

МБОУ «Удинская СОШ» под руководством учителя ОБЖ Самбуева Диамита Дабаевича.

С 2010г. проводится большая работа по благоустройству местного аршана и

организации
лечебно
-
оздоровительного комплекса местного значения Хапшагыр

учащимися школы
.
Заповедник «Ху
дакский» богат природными источниками, известными лишь местными
жителями, которые ежегодно поправляли своѐ здоровье на одном их аршанов,
расположенным в урочище Хапшагыр.

На территории
целительного источника
построен
жилой комплекс на три комнаты силами ж
ителей сѐл и учащихся школы, который в
дальнейшем планируется использовать , как базу отдыха для отдыхающих и лечения

10

больных, для которых «живая» вода показана к применению. Сооружена столовая,
костровая, вырыта яма для отходов пищи и оборудован туалет
.


2.7
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА №7

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ / ПЛИТОЧНЫЕ МОГИЛЫ 11
-
1
ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ДО Н. Э.

Описание маршрута:

Археологические памятники эпохи бронзы
-

раннего железа (11
-
1 тысячелетие до
н.э.)

-
плиточные могилы встречаются по ходу экологической тро
пы у подножия гор, на
окраине леса в местности Наран и "Санный мыс" и расположен от села Удинск к
западу на расстоянии 12 км., а к востоку
-

20 км. Для изучения данной местности
можно использовать любой вид транспорта.

Описание памятников:

Наш район богат
уникальными археологическими памятниками. Археологические
исследования в районе ведутся с середины XIX века. На сегодняшний день у нас в районе
около 40 памятников древности. Их отличает разнообразный и широкий хронологический
диапазон.

Впечатляют надгробн
ые сооружения эпохи бронзы
-

раннего железа (11
-
1
тысячелетия до н.э.), плиточные могилы. Это прямоугольные ящики из плоских камней,
установленных вертикально и возвышающихся над поверхностью земли до человеческого
роста. Расположены они в основном у подно
жия гор, на окраине леса. Среди них
Анастасьин клад, Шубугуйский могильник, погребения Тапхара.

Одним из интереснейших памятников палеологии Забайкалья является расположенная
на берегу реки Уда стоянка древнего человека "Санный мыс", открытая в 1958 году
а
кадемиком Окладниковым. Это самая древняя (20 тыс. лет) из ныне известных в
Забайкалье и одна из самых замечательных во всем мире палеолитических стоянок.
Интерес к ней проявили Ученые
-
археологи из Англии, Франции, Америки, побывавшие там
в 1996 году во вр
емя работы Международного научного симпозиума. Нигде больше они не
могли бы увидеть столь выразительное, хорошо сохранившееся жилище древнего человека.
За прошедший период состояние археологических объектов в районе резко ухудшилось.
Ведется грабеж плиточн
ых могил, участники экспедиции зафиксировали следы свежих (не
старше 5 лет) "раскопок", не имеющих ничего общего с научными исследованиями. На
Санном мысе у
подножия горы с геодезическим знаком для хозяйственных нужд брался
камень. Выборка камня произведена в течение последнего года. Сделали это местные
жители. А ведь Санный мыс
-

уникальное место не только для Хоринского района и
Республики Бурятия. Эта возвы
шенность является достопримечательностью федерального
уровня. Вторжение на территорию памятника археологии является уголовным
преступлением. Сохранить Санный мыс как уникальную заповедную археологическую
территорию
-

дело чести местного населения. Необходи
ма плановая разъяснительная
работа среди школьников, взрослого населения по сохранению историко
-
культурного
наследия. Вероятность обнаружения материальных ценностей в обывательском смысле в
захоронениях равна нулю, поскольку кочевники
-

скотоводы, оставивш
ие нам плиточные
могилы, были достаточно бедны. Ни золота, ни драгоценных камней, ни ценных предметов
в могилах не содержится. А сохранившиеся предметы позволяют ученым судить о занятиях

11

древних людей, их быте, одежде. Костные останки помогают антропологам

устанавливать
их происхождение. Но то, что интересно ученым, не имеет ценности в качестве
антикварных предметов. Не обладая достаточной квалификацией человек не поймет, что
перед ним действительно редкая вещь.

Без прошлого нет будущего.



Заключение




Свою работу
я проводила для того, чтобы узнать о своей малой родине как
можно больше и поведать об этом своим друзьям, одноклассникам и всем, кому интересна
история моего села. Свои сведения, изложенные в данной работе, я получила из рассказов
и вос
поминаний односельчан, старожилов и исторических дат, постаралась их
систематизировать. Считаю, что каждый должен знать о происхождении того места, в
котором он живет и по
-
моему мне это удалось.

Большую благодарность хочется выразить жителям нашего сел
а за поученную полезную
информацию и надеюсь, что мои данные пригодятся для составления историко
-
культурного атласа моего села Удинск.


Я

пришла к выводу, что


в истории родного края есть немало «белых пятен», которые
ждут своего часа. И кто знает, во
зможно именно нам предстоит открыть новые страницы в
изучении родного края. Ведь только изучив и поняв свою родину, человек способен
принять и понять историю и культуру других народов.






Список использованной литературы



1.

Андрее
в Ч.Г. Общественно
-
политическое развитие Бурятии во второй половине
XIX



начале
XX

века./ История Бурятии.
-
с.23


26.
-

1999

2.

Архивы
-

историческое наследие народа.«Удинская новь», №51.
-
1995

3.

Бурятские летописи.
-

У
-
У.
-
1995

4.

Выдающиеся деятели


выходцы из хор
и


бурят. // Сост. Ш.Чимитдоржиев.
Очерки.
-

с.57.
-

У
-
У., 2002

5.

Дагбаев Э.Д. Агван Доржиев в истории российского государства.
-

У
-
У.
-

с.25
-

27.
-

2005

6.

Национальная интеллигенция и духовенство: История и современность. //
Тезисы и материалы докладов. респ. н/
практ. конф.
-

У
-
У.
-
с.90
-
92.
-

1994

7.

Чимитдоржиев Ш. Родословная хоринских бурят.
-

У
-
У., с.75.
-
2002

8.




12

П
РИЛОЖЕНИЯ

1.

ПАМЯТКА.
Как вести себя на территории заказника.

Запрещается:


разбрасывать после себя все ненужные предметы и отходы;

мыть

машины и мотоциклы около речки;

оставлять непотушенными костры и разводить их в пожароопасных
местах.

Пожалуйста:

не рубите живые деревья и кустарники, используйте на дрова сухостой;

ходите только по тропинкам, лес полон жизни, и вы нечаянно можете
причин
ить вред живому существу. Исчезновение одного вида растительного
и животного мира может привести к вымиранию или частичному
исчезновению до 30 связанных с ним других природных видов. берегите
ягодные и грибные угодья,
охраняемые деревья и кустарники.

Помни
те
:

брошенный клочок бумаги лежит, не сгнивая, около 2 лет;

консервная банка
-

более 30 лет;

полиэтиленовый пакет
-

200 лет;

осколок стекла
-

более 1000 лет.

В наших силах, покидая гостеприимный мир природы не оставлять после себя следов
своего пребывания:

увозить с собой весь несгораемый мусор, полиэтилен, консервные
банки, стеклянную и пластиковую посуду.

Пусть это будет первым шагом к обретению гармонии с самим собой и окружающим
нас миром.


















13

2.

О чем рассказал манускрипт?





Суще
ствование найденного манускрипта говорит о том, что в этот год поклонение
обоо не было заурядным, т. к. оно завершилось подписанием определѐнного документа. Что
же произошло?


Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к истории.


а) Положение
бурят в конце 19


начале 20 веков.



В конце 19


начале 20 веков национальная политика России характеризуется
историками как колонизаторская. Российская империя находилась в аграрном кризисе.
Возникла необходимость решения проблемы малоземель
я и перенаселения в европейской
части России. В этой ситуации Сибирь, с еѐ огромными территориями, стала
привлекательной для реформаторов. Идея переселения казалась, решала многие проблемы.
Процесс колонизации Забайкалья особенно ускорился. Этот процесс тр
ебовал единого
управления и полной подчинѐнности. При этом не учитывались климатические, природные
условия Забайкалья.


Кроме того, земельные отношения в Забайкалье к концу 19 века отличались
крайней запутанностью (существовала чересполосица зем
ель русских, бурят, эвенков.
кроме того наблюдались различные категории собственников).


5 июня 1900 года был принят закон о землеустройстве. Согласно ранее
принятому земельному закону устанавливалась единая норма земельного надела 15 десятин
на
душу мужского пола и одинаковый размер платежей. Поскольку буряты жили за счет
скотоводства, им было практически невозможно вести хозяйство на отведѐнных землях.
Араты были вынуждены либо эмигрировать, либо резать скот. В колонизационный фонд
передавалась

огромная часть земель без учета интересов бурятских хозяйств, требовавших
обширных земельных пространств.


23 апреля 1901 года вышел закон об общественном управлении, где
предусматривал проведение волостной реформы. С введением волостной реформ
ы
упразднялись степные думы


административное устройство бурят, имевшего почти
восьмидесятилетнюю давность. Бурятские рода утрачивали своѐ территориальное единство,
члены перемешивались с членами других родов, рассеивались по разным местностям.



Отношение бурят к реформам было резко отрицательное. Ведь от земли, от
того сумели ли бы буряты сохранить за собой достаточное количество удобных земель,
зависело нормальное национально


этническое развитие целого народа.


Эти факторы обусло
вили борьбу против политики царской администрации,
которая выразилась либо в открытом сопротивлении принятия реформы, либо в саботаже
выборов волостных старшин и сельских старост. При этом степные думы и инородные
управы выдавались за нвциональные органы с
амоуправления бурятского народа.


Движение против введения волостной реформы поднялось по всему
Забайкалью. Крестьянские начальники в своих донесениях сообщали об отказе бурят и
эвенков перейти в волостное управление, о наложении на них главарей
взысканий и
арестов. Особенно сильное сопротивление оказали закаменские буряты: били окна в здании
управы, требовали выдачи голосов, самовольно отменяли волости. Не было ни одного
ведомства, которое осталось бы в стороне от движения: в одних оно приняло ма
ссовый
характер, а в других выразилось в подаче крестьянами жалоб. Отправлялись депутаты к

14

царю, губернаторам. Николай
II

отказался принять делегации. Часть делегатов вернулась в
Забайкалье, те, кто упорствовал, были высланы этапным порядком.



Та
ким образом, бурятам пришлось особенно тяжело: земельный указ лишал их
родовых земель, а административный закон


самоуправления.


В то же время реформы явились толчком к развитию национального самосознания и
аграрного движения бурят.




б) Деятельность последнего хоринского тайши Эрдэни Вамбоцыренова
.



Одним из самых активных ведомств сопротивления было Хоринское ведомство
во главе с бывшим тайшой Эрдэни Вамбоцыреновым.


Предание говорит о том, что он был семейс
ким, в детстве усыновленным
бурятами хубдутского рода. Некоторые утверждают, что его отец был бурятом,
женившимся на семейской девушке. Родился он в 1861 году, на территории нынешнего
Мухоршибирского района. Проживал в селе Анинский станок. Окончил Верхнеу
динское 2
-
х классное приходское училище, монгольской грамоте учился самоучкой. После окончания
училища работал в родовой управе, впоследствии стал головой Барун
-
Хубдутского рода.
Женился на дочери Вампила Бадмаева, брата Петра Бадмаева, известного врача, и
мел 4
детей.


Прославил себя многими добрыми делами. Будучи человеком спокойного
нрава, тайша проявил себя степенным и рассудительным деятелем. Находился в
постоянном общении с людьми. Народ знал его как человека щедро помогавшего
обедневшим и с
традающим. Известно, что он глубоко уважал народные традиции и
обычаи.


В 1898 году, когда Эрдэни Вамбоцыренов стал главным тайшой хори
-
бурят,
началась административная и земельная реформы в Иркутской губернии. Человек
дальновидный, он предпола
гал возможный исход событий, и понимал, что положение
бурят становится крайне плачевным.


Худшие опасения подтвердились в 1900


1901 годах выходом указов по
проведению реформ в Забайкалье. Вероятно тогда хоринский тайша собрал
представительство

степной думы хоринских родов. И было решено во время обоо на горе
Y
ндэр
-
Баян, совершая обряд поклонения местным духам
-
богам, заложить шаса (глиняные
статуэтки Будды и т. д.). Шаса по буддийским обычаям изготовлялась и залаживалась в
капсулу. По сути свое
й капсула являлась посланием в будущее, т. к. обеспечивала грядущие
поколения благополучием. Можно предположить, что тайша ощущая грядущие перемены,
пытался наделить будущее хори
-
бурят благоденствием, в то же время, дав знак о себе.


Когда нача
лись реформы, хоринский тайша стал ярым защитником старой
власти и одним из руководителей национального движения, противился учреждению
волостного правления.


В истории борьбы против введения волостной реформы в бурятских
ведомствах существуют
факты, связанные с организациями делегации в Читу, Хабаровск и
Петербург. Существовала наивная вера в царя, который мог отменить законы. Эрдэни
Вамбоцыренов в числе других просителей ездил к приамурскому генералу
-
губернатору Д
Субботичу в Верхнеудинск не о
дин раз. Несколько раз ездил к царю. В Санкт
-

Петербурге
добился аудиенции у императора. Преподнес последнему 300 соболей. Однако миссия его
провалилась. Не помогали и его выступления в газетах. Борьба


ожидаемых результатов не
принесла, волнения подавлял
ись, усилился царский надзор.


15


В 1904 году Э. Вамбоцыренова назначают волостной судьѐй, но он не
смирился с закрытием степных дум. Вскоре бывший тайша возглавил массовое движение
за восстановление дум. Вскоре был арестован и сослан в Енисейс
кую губернию, откуда
вернулся в 1914 году. За 10 лет неизменными остались его убеждения, он даже выехал в
Архангельск в 1916 году, когда буряты бедствовали там на тыловых работах для защиты их
интересов.


Э. Вамбоцыренов для хоринцев остался у
важаемым тайшой и о нем была
сложена песня «Ирдэни
-
ноѐн хоорхы».


Но вернѐмся к событиям на горе Ундэр
-
Баян. Вероятно, для такой благородной
цели закладывания шаса и было необходимо присутствие самого хамбо
-
ламы Восточной
Сибири Чойнзона Иролтуев
а.


в) Деятельность бандидо хамбо
-
ламы Чойнзона Иролтуева.


В начале 20 века в России буддизм переживал подъѐм. Связано это было с
деятельностью Агвана Доржиева: это строительство дацанов в Санкт
-
Петербурге,
Калмыкии, Бурятии, Иркутской област
и; обучение лам в Тибете; утверждение тибетской
медицины; обновление буддийской философии.


Велика заслуга и других деятелей бурятского духовенства.

Характерным примером в этом отношении является деятельность бандида хамбо
-
ламы Чойнзон


Доржи
Иролтуева. В конце 90
-
х годов 19 столетия он путешествуя по
Индии, сумел приобрести и вывезти бесценные священные книги Ганджур и Данджур,
впоследствии проданных Чесанскому и Калмыцким дацанам.


Интересно, что Чойнзон Иролтуев был о
дним из лидеров национального
движения бурят против царских реформ. Позже, 1906году он выступает в роли
организатора «Партии прогрессистов». Партия ратовала за «прогрессивное» развитие
бурятского народа: народное просвещение, получение бурятами демок
ратических прав и
свобод, отмену родовых привилегий, увеличение инородческих земель. Признано, что
хамбо
-
лама Х
I

являлся одним из виднейших общественных деятелей того времени.


Поэтому вполне понятно, что он не мог не откликнуться на пре
дложение
поехать в Хоринское ведомство на столь необходимое мероприятие, которое не только
сплачивало хоринских бурят, но и давало надежду на будущее.


Можно сделать вывод, что лучшие люди земли хоринской как могли
облегчали участь народа в
тяжелые времена. Примерами могут служить личности Э.
Вамбоцыренова, Ч. Иролтуева. Они имели высокие нравственные устои, горячо болели за
будущее своего народа, не искали сиюминутных выгод.














16

3.
АБРИКОС СИБИРСКИЙ
.

Armeniaca

sibirica

L
. Семейство Ро
зовые
-

Rosaceae


Абрикос сибирский
-

это реликтовое растение, сохранившееся с третичного периода.

Абрикос
-

небольшое ветвистое деревце (до 3 м высотой) с сердцевидными листьями.
В мае, еще до распускания листь
ев, его ветви сплошь покрываются нежными белы
ми или
бело
-
розовыми цветками. В конце июля появляются желтые или оранжевые бархатистые
плоды. Очень красива осенняя окраска листьев.

Растет по южным каменистым и скалистым горным склонам, образуя кустарниковые
степи и полузаросли.

Абрикос сибирский
-

очен
ь декоративное растение. Используется для озеленения в
виде одиночных посадок, декора
тивных пятен и куртин как растение, имеющее
выразительный облик благодаря интересной форме кроны, рисунку лис
та, обильному и
раннему цветению и плодоношению. Его можно в
ысаживать в садах, парках, на
приусадебных участках.

Абрикос можно использовать как фитомелиоративное растение для закрепления
склонов. Он отличается большой за
-
сухо
-

и морозоустойчивостью и представляет большую
ценность для селекционной работы по выведени
ю морозостойких сортов абрикоса. К почве
не требователен, светолюбив.

Плоды абрикоса сибирского, несмотря на привлекательность, несъедобны, но находят
применение в медицине благо
даря наличию в семенах гликозида
-

амигдалина. В народной
медицине семена исп
ользуют при фурункулезе, а воду, получаемую перегонкой
измельченных и залитых водой семян водяным паром, используют в каплях при нервных
рас
стройствах, а также как отхаркивающее и успокаивающее кашель средство.

Численность абрикоса сибирского сокращается
из
-
за перевыпаса скота, обламывания
веток во время цветения на бу
кеты, выкапывания растений. Как редкое ценное
декоративное, фитомелиоративное, медоносное растение, абрикос си
бирский включен в
Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автоно
много округа.






















17

4.
ЛУК АЛТАЙСКИЙ

(каменный, дикий батун, сандун)


ALLIUM

ALTAICUM

PALLAS


Семейство Лилейные
-

Jiliaceae


Лук алтайский
-

самый крупный лук нашей флоры. Он близкий родственник широко
распространенному в Китае луку
-
бату
ну, или татарке. Формы, близкие к современному
алтайскому луку, проникли в Китай в ледниковый период и употреб
лялись в пищу
первобытными людьми. После окончания ледникового периода этот лук мигрировал вслед
за исчезающими ледниками на север, в Монголию, г
де из него развился лук алтайский.
Древнее население Китая сохранило это растение, выращивая как зелень, и из него
развились все известные ныне формы культурного дудчатого лука
-
батуна.

Встречается лук алтайский по каменистым россыпям, расщелинам скал в гор
ах Алтая,
Саян, Забайкалья и Северной Мон
голии.

Лук алтайский хорошо переносит засуху и пониженные температуры. Зимой
выдерживает длительное перемораживание при температуре до
-

55 С. Заморозки до
-
10 С
не повреждают молодые листья. Мощная крупная луковица

с плотными оболоч
ками и
запасающими чешуями позволяет переносить неблагоприятное время года и обеспечивает
питательными веществами развивающийся побег. Благодаря своей устойчивости лук
алтайский является ценным материалом для селекции.










18

Нетрадици
онные методы лечения. Тибетская медицина.

-


Тибетс
кая медицина

-
явление уникальное , не перестающее

привлекать к себе
внимание у
чѐных, медицинских работников, фармакологов.

-


некая школа Тибетской медицины вызывает особый интерес. Она сумела
приспособиться
к местным условиям, широко используя в своѐм арсенале местные
растения. При монастырях переводились и печатались каллиграфическим способом
трактаты тибетской медицины, создавались новые книги, используя опыт бурятских лам
-

лекарей.

-

Фитосбор «Табан Аршан»

р
азработан на основе популярной тибетской медицины с
применением местных трав. Состав: побеги мирикариидлиннолистной( балга), побеги
можжевельника сибирского (ямаанарса), побеги багульника болотного (сурагар), трава гол]
ши холодной (ая), трава эфедры однос
емянной (зээргэнэ).

-

Ванны с отваром из смеси этих пяти различных растений считаются наиболее
лептвными. Фитосбор, изготовленный из этих видов лекарственных растений «жттт
комплекс биологически активных веществ ( флавоноиды, дубильные вещества, экчелогы.
фе
нольные кислоты, бальзамические смолы, следы алкалоидов и др.).
1

п. обуславливают
оригинальный фармакологический эффект.

-

Показания к

применению:

при заболеваниях опорно
-
двигательного аппарата(
ревматический полиартрит, деформирующий остеоартроз. коксартро
з и др.), кожи(
нейродермиты, и др.), мочеполовой системы. «Табанаршан» не обладает токсическим
действием. «Табанаршан» обладает противовоспалительным,
ранозаживляющим.антибактериальным, антигипоксическим, анальгезирующим, умеренно
седативным действием; бл
агоприятно влияет на обмен веществ.

-

Лечебные ванны, особенно пятисоставные, дают организму очень большую
нагрузку, поэтому во время их приѐма и в течение месяца после рекомендуется
питательная, обладающая тѐплыми свойствами пища, включающая бульоны из говя
дины и
баранины, зелѐный чай с молоком. После курса ванн
требуется длительный отдых для

|
восста
новления сил
-

не менее трѐх недель и до трѐх
-
четырѐх месяцев.














19


Аннотация к работе «Экскурсия по Удинской долине»


Данная работа актуальна в
современном обществе и имеет научную и практическую
значимость для учащихся, молодежи, всех жителей малой Родины.
Знание истории

своего
села, своей малой Родины


святая обязанность каждого гражданина. Давно известна старая
истина: без прошлого нет настоя
щего, без настоящего нет будущего. События «старины
глубокой» в рассказах старожилов обрастают интересными подробностями, получая порой
неожиданную трактовку, но главное, в них чувствуется пульсация жизни
-

той далѐкой, но
вполне понятной и потому волнующей

жизни.

-

Научная значимость

данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании
существующей научно
-
исторической

и краеведческой

базы по составлению и изучению
истории своего родного края.

-


Практическая значимость

при составлении

эколого
-
краеведческих тр
оп

Удинской
долины с

одной стороны, тематика исследования получает интерес
как
в научных кругах,

так и среди жителей,

с другой стороны
-

существует недостаточная разработанность и
нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет имет
ь
теоретическую, так и практическую значимость.

-

Научная новизна


изучение научной и практической значимости, продолжение
сбора материала по разработке и составлению
карты Удинской долины.

-

Объект работы

-

система обобщения и реализации историко
-
культурн
ого
атласа села. Результаты исследования могут быть применен
ы на практике, результат работы
будет взят за основу создания туристического бизнеса района и республики.




Учитель истории : _____________ Самбуев Д.Д.









20

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРА
ЗОВАНИЯСЕЛЬСКОЕ
ПОСЕЛЕНИЕ «УДИНСКОЕ»

-


ул. Ленина. 87 с. Удинск. Хоринский район. Республика Бурятия. 671420

факс 8(30148)
29
-
2
-
86. Тел. (830148)29
-
3
-
34


-

ОТЗЫВ
-

РЕКОМЕНД
АЦИЯ

-


Администрацией муниципального образования сельское поселение «Удинское»

одобрен

эколого
-
туристический проект «Живая вода», разработанный муниципальнымучреждением
«Удинская средняя общеобразовательная школа».

Представленный эколого
-
туристический проек
т отвечает интересам
муниципального
образов
ания сельское поселение «Удинское» по реализации
Федерального Закона № 131
-
ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РоссийскойФедерации», в частности по вопросу местного значения о
создании, раз
витии иобеспечении охраны оздоровительных местностей и курортов
местного значения натерритории поселения (п. 26 ст.2 Устава МО СП «Удинское»).

Источник, расположенный в местности Хапшагыр. По которому разработан эколого
-
туристический проект, по шкале рекре
ационной и оздоровительной
привлекательностиоценивается жителями в 70 баллов, поэтому следует отнести к
категории особопривлекательных. Также у источника богатое биоразнообразие.

Исследование лечебных свойств воды источника в местности Хапшагыр начаты в 80
-
хгодах и по настоящее время этим никто не занимался. О целебных свойствах
радоновых
источников
люди знали задолго до открытия радиоактивности. Они замечали,
что после купания
в

источниках или пребывания в пещерах прибавлялось сил и
отступали
болезни
. Холодные

радоновые воды применяются в виде ванн, орошений,
ингаляций. По своим химическим свойствам вода в источнике идентичнаприродной
радоновой воде всемирно известного курорта Белокуриха и Ессентуки.Необходимо
дальнейшее исследование химического состава воды, о

еѐ целебныхсвойствах в разное
время года. В связи с увеличением числа желающих посетитьцелебный источник возникает
проблема сохранности окружающей среды иблагоустройства мест отдыха. Разработанный
проект предусматривает работу в этомнаправлении.

Кроме тог
о проект направлен на экологическое воспитание и развитие туризма
которыетесно взаимосвязаны и являются одним из реальных, давно опробованных
путейвоспитания и образования детей в летнее время.

Администрация муниципального образования сельское поселение «У
динское»
предлагает

реализовать эколого
-
туристический проект «Живая вода», разработанный
муниципаль
ным
бюджетным учреждением «Удинская средняя общеобразовательная школа»

-




Приложенные файлы

  • pdf 26829992
    Размер файла: 380 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий