В.Алексеев «К нам пришла зима», «Песенка-капель», «Слон и чарльстон» Т.Островская «Мама» Л.Марченко «Осенний бал», «Мальчик-хулиганчик» С.Баневич «Солнышко проснется», «Спасибо»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Тамбовская область Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования - педагогический институт им. С.В. Рахманиноваª Факультет музыкального исполнительства и музыковедения РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине С.4.2.3 © ª Направление подготовки (специальность) 53.05.02 Художественное руководство оперно - симфоническим оркестром и Специализация — художественное руководство академическим хором Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным оперно - симфоническим оркестром и академическим хоромª, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 23.12.2010, №2020. Тамбов 2016 Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры хорового дирижирования и кафедры теории и истории музыки Тамбовского государственного музыкально - педагогического института им. С.В. Рахманинова. Протокол № 8 от 13 апреля 2016 г. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 073301 по специальности ©Художественное руководство оперно - симфоническим оркестром и академическим хоромª Разработчик: А.В. Аксенова, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования Эксперт: О.В. Немкова, доктор искусствоведения, профессор кафедры хорового дирижирования Одобрено Учёным советом Тамбовского государственного музыкально - педагогического института им. С.В. Рахманинова. Протокол № 5 от 25 мая 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Учебно - нормативная документация 1.1. Выписка из Учебного плана по направлению подготовки (специальности) 53.05.02 Художественное руководство оперно - симфоническим оркестром и академическим хором 2. Пояснительная записка 2.1. Цель дисциплины 2.2. Задачи дисциплины 2.3. Место курса в профессиональной подготовке 2.4. Перечень формируемых компетенций 2.5. Формы и виды занятий 2.6. Объем курса, виды учебной работы и отчетности 3. Содержание дисциплины 3.1. Структура учебного плана дисциплины 3.2. Содержание учебной дисциплины 3.3. Образовательные технологии 4. Оц еночные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля освоения дисциплины 4.1. Организация контроля знаний 4.1.1. Организация текущего контроля знаний 4.1.2. Организация промежуточного контроля знаний 4.1.3. Организация итогового контроля знаний 4.2. Критерии выставления оценок 5. Учебно - методическое и информационное обеспечение курса 5.1. Основная литература 5.2. Дополнительная литература 5.3. Интернет - ресурсы 6. Материально - техническое обеспечение дисциплины 7. Методические рекомендации для преподавателей 8. Методические указания для студентов 1. УЧЕБНО - НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 1.1 Выписка из Учебного плана по направлению подготовки Очная форма обучения №№ п/п Наименование циклов, разделов, модулей, дисциплин, практик Общая трудоемкость Распределение по семестрам Формы промежут очной аттестаци и Заче тные един ицы Часов Все го Из них Контактная работа Само стоят ельна я работ а Сам осто ятел ьная экза мена цион ная рабо та 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество дней сессии 15 2 1 1 5 2 1 1 5 21 1 5 21 15 16 заче т экз аме н Лекций Практическ ие Гру ппов ые Инди вид. С.4. 2.3 Дирижерская практика 7 252 108 108 108 36 1 1 1 1 1 1 3,5, 6 8 2. Пояснительная записка 2.1 Целью дисциплины ©Дирижерская практикаª является апробация сформированности профессиональных компете нций и их развитие для осуществления практической деятельности в качестве руководителя хора и творческого коллектива. 2.2 Задачи курса:  освоение хормейстерского опыта ведущих преподавателей данного учебного заведения и применение его на практике;  закреплен ие, углубление и творческое применение теоретических знаний в практической деятельности. 2.3. Место курса в профессиональной подготовке Дирижерская практика входит в раздел Учебная и производственная практика Учебного плана. Дисциплины, на которых базируется дисциплина ©Дирижерская практикаª: – ©Сольфеджиоª, – ©Дирижированиеª, – ©Хороведениеª, - ©Методика преподаванияª, - © Методика репетиционной работыª 2.4. Перечень формируемых компетенций Студент должен обладать способностью дирижировать музыкаль ным коллективом (оркестром, хором) при разучивании и публичном исполнении концертной программы (ПК - 11); готовностью к работе дирижера исполнительского коллектива (оркестрового, хорового, ансамблевого) в музыкальном театре (ПК - 12); способностью организовыва ть и проводить репетиционный процесс с различными составами творческих коллективов (солисты, ансамбли, хоры, оркестры) (ПК - 14); готовностью к взаимодействию с режиссером оперного театра в реализации творческих постановок (оперы, балета, оперетты, мюзикла) (ПСК - 1); готовностью интеллектуально и психологически к деятельности хормейстера (ПСК - 5); 2.5 Требования к уровню освоения содержания курса В результате освоения курса студент должен: Знать:  особенности художественно - организационной деятельности хорового к оллектива;  основные методические принципы вокально - хоровой работы в хоре;  хоровой репертуар;  методические установки при обучении хоровому пению;  методику работы с хорами всех типов и видов;  специфику организации репетиционного процесса;  основные ©техническиеª, тембровые, тесситурные и пр. характеристики хоровых партий;  различные певческие приемы и методы вокально - хоровой работы. Уметь:  пользоваться специальной литературой;  формировать репертуарные списки в соответствии с личностными особ енностями хористов;  применять на практике знания по методике работы с хорами всех типов и видов;  ясно формулировать задачу, добиваться выполнения требований;  ориентироваться в хоровой партитуре разной степени сложности;  точно и профессионально грамотно ра скрывать музыкально - драматургический замысел композитора;  выполнять исполнительский анализ произведения;  самостоятельно работать над хоровой партитурой;  работать с произведениями разных композиторских школ, разных стилей и направлений;  раскрывать творческие возможности хориста, его артистизм и образное мышление в процессе исполнения хоровой партии;  профессионально вести репетиционную работу с творческими коллективами различных составов;  творчески использовать профессиональные знания в репетиционной работе  применять на практике специальные (слуховые, вокально - исполнительские, ансамблевые, стилевые) навыки пения в хоре;  использовать в работе практические умения и навыки управления хором,;  решать организационные и творческие задачи деятельности хора;  давать квалифицированную оценку хоровой звучности;  слышать недостатки индивидуального и ансамблевого звучания хоровых голосов и находить способы их преодоления. Владеть:  вокально - хоровыми умениями и навыками;  навыками и приёмами хормейстерской работы;  тех никой хорового дирижирования и методикой индивидуальной работы с участниками хорового коллектива;  навыками вокально - хоровой работы над дыханием, строем, нюансами, дикцией и т. п.;  коммуникативными навыками. 2.6 Объем курса, виды учебной работы и отчетности Общая трудоёмкость дисциплины – 7 зачётных единиц (252часов), аудиторная работа – 108 часа, самостоятельная работа – 108 часов (включая подготовку к экзаменам – 36 часов). Время изучения – __3 – 8 семестры. Вид учебной работы Всего часов Семестры Аудиторные занятия (всего) 252 3 – 8 В том числе: Лекции Практические занятия (ПЗ) 108 Семинары Занятия, проводимые в интерактивной форме Самостоятельная работа (всего) 108 В том числе: Курсовой проект (работа) Реферат Подготовка к экзаменам 36 Другие виды самостоятельной работы Вид промежуточной аттестации зачет 3,5,6 экзамен 8 Общая трудоемкость час 252 зач. ед. 7 Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы и выполняется студентом в процессе внеаудиторных занятий в соответствии с Учебным планом. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, а также в домашних условиях. 3. Содержание дисциплины 3.1. Структура учебного плана дисц иплины Очная форма обучения Курсы Семестры Количество недель в семестре Количество часов в неделю Количество часов в семестре Форма отчётности I 1 1 5 I 2 2 1 II 3 1 5 1 15 зачет II 4 2 1 1 21 III 5 1 5 1 15 зачет III 6 2 1 1 21 зачет IV 7 1 5 1 15 IV 8 2 1 1 21 Экзамен V 9 1 5 V 10 16 3.3. Содержание учебной дисциплины. Содержательную часть дисциплины ©Д ирижерская практика ª составляют: а) всестороннее предварительное изучение произведения студентом - хормейстером; б) хормейстерская работа над освоением произведения с хором; в) дирижерское концертное исполнение произведения. В ходе этой деятельности у студентов формируются практические и методические навыки и умения по ведению репетиционной работы с хоровым коллективом и дирижерскому управлению исполнением. Этот раздел работы хорового класса подразумевает органичную связь с основными задачами и программными требованиями главных профилирующих дисциплин учебного плана дирижерско - хоровой специальности и, прежде всего, с задачами курсов дирижирования и хороведения. Постоянное наблюдение за работой студента - практиканта с хором осуществляется преподавателями хорового класса. Качество подготовки студентов - практикантов к репетициям предполагает: - знание хоровой парти туры произведения наизусть (исполнение на фортепиано); - знание всех голосов партитуры наизусть (пение с дирижированием); - наличие музыкально - теоретического и вокально - хорового анализа произведения (особое внимание следует уделить специфике вокально - хоров ых трудностей и методике их преодоления); - наличие репетиционного плана; - осуществление предварительной организационно - технической работы (качественная подготовка хоровых партитур, обеспечение концертмейстера нотами и др.). С целью обеспечения оптимально й организации и результатов практики необходимо: а) осуществлять отбор репертуара в соответствии с задачами курса и реальными исполнительскими возможностями как коллектива, так и студента - практиканта; б) учитывать всестороннюю предварительную подготовленно сть учащегося - хормейстера к работе с хоровым коллективом над избранным произведением; в) проводить анализ хормейстерской работы студента - практиканта после каждой репетиции и давать рекомендации к следующему занятию. Формы и виды занятий: Курс дирижерской практики рассчитан на 6 семестров (2 – 4 курс). На 2 курсе студенты проходят практику на базе ДМШ им. С. М. Старикова с детским хором, на 3 курсе – с женским хором кафедры хорового дирижирования, на 4 курсе с юношеским хором. 3.3 Образоват ельные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация практики предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью фо рмирования и развития первичных профессиональных навыков студентов. Основная форма занятий по дисциплине – практическая 3.3.1. Интерактивные формы занятий При изучении курса ©Дирижерская практикаª предусмотрены следующие формы интерактивных занятий: 1. Беседа или диалог , который предполагает непосредственный контакт преподавателя со студентом, или студента - практиканта с хористами, что позволяет привлекать их внимание к наиболее важным вопросам. 2. Разбор конкретных ситуаций. На обсуждение студент - практикан т представляет артистам хора конкретную ситуацию, которая должна непременно содержать проблему, решение которой они находят вместе. 3. Дискуссия, эвристическая беседа 4. Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля освоения дисципли ны 4.1 Организация контроля знаний Успеваемость студентов и выполнение ими годового индивидуального плана контролируется на зачётах, экзаменах, а так же на концертах хора, которые проводятся в соответствии с планами работы кафедры. К основным принципам орг анизации всех видов контроля и оценки относятся:  систематичность – данное требование направлено на регулярность проведения контроля;  учет индивидуальных особенностей каждого студента;  коллегиальность и как следствие объективность в оценке результатов при о рганизации и проведении контроля;  действенность – результаты контроля должны способствовать позитивным изменениям в личности студентов, помогать их дальнейшему развитию, устранению имеющихся недостатков; Контроль знаний осуществляется в двух формах: текущи й и промежуточный. 4.1.1 Организация текущего контроля знаний Текущий контроль осуществляется в виде ежеурочной проверки репетиционной работы. 4.1.2 Организация промежуточного контроля знаний В качестве промежуточного контроля знаний в 3, 5, 7 семестрах выступает отчетный концерт практики. 4.1.3. Организация итогового контроля знаний Итоговый контроль знаний студентом дисциплины – экзамен - концерт. 4.2 Критерии выставления оценок 10 баллов 1. Очень яркое воплощение художественного музыкального образа исп олняемого произведения. 2. Высокая или очень высокая степень сложности программы. 3. Техническое совершенство хорового исполнения, точность строя, выверенность артикуляции, владение различными видами звуковедения, детализированность динамической и штрихово й дифференциации, тембральная сглаженность. 4. Стилевое разнообразие и стилистическая разноплановость избранного музыкального материала. 5. Уверенное и грамотное владение дирижёром мануальной техникой. 6. Ярко проявленные дирижёром - студентом творческий тем перамент, артистизм и личностно заинтересованное отношение к исполняемой музыке. 9 баллов 1.Яркое воплощение художественного музыкального образа исполняемых произведений. 2. Высокая степень сложности программы. 3. Техническое совершенство хорового исполнен ия, точность строя, выверенность артикуляции, владение различными видами звуковедения, детализированность динамической и штриховой дифференциации, итембральная сглаженность. 4. Стилевое разнообразие и стилистическая разноплановость избранного музыкального материала. 5. Эмоциональное и технически грамотное дирижирование. 8 баллов 1. Достаточно яркое воплощение художественного музыкального образа исполняемых произведений. 2. Достаточно высокая степень сложности программы 3. Техническо е совершенство хорового исполнения, точность строя, выверенность артикуляции, владение различными видами звуковедения, детализированность динамической и штриховой дифференциации, итембральная сглаженность. 4. Стилевое разнообразие и стилистическая разнопла новость избранного музыкального материала. 5. Личностно - ценностное отношение к исполняемому произведению, эмоциональное и технически грамотное дирижирование. 7 баллов 1. Достаточно яркое воплощение художественного музыкального образа исполняемых произведен ий. 2. Средняя степень сложности программы. 3. Техничное исполнение произведения, соответствие композиторской интерпретации произведения при допущении незначительных недочётов в интонировании, звуковедении и других параметрах хоровой звучности. 4. Стилево е разнообразие и стилистическая разноплановость избранного музыкального материала. 5. Личностно - ценностное отношение к исполняемому произведению при недостаточно эмоциональном или (и) технически грамотном дирижировании. 6 баллов 1.Исполнение программы на х орошем исполнительском уровне. 2. Средняя степень сложности программы. 3.Соответствие программы исполнительским возможностям хористов. 4. Достаточно убедительное претворение художественного образа исполняемого произведения при наличествующей ограниченност и арсенала используемых вокально - хоровых приёмов звуковедения, тембровой, штриховой, динамической, агогической дифференциации в представленной исполнительской интерпретации. 5. Недостаточно высокий уровень владения дирижёром мануальной техникой, эмоционал ьная скованность. 5 баллов 1.Исполнение хоровых сочинений на достаточно хорошем уровне. 2.Соответствие уровня сложности программы предъявляемым требованиям зачёта. 3. Ограниченность арсенала использования вокально - хоровых средств, недостатки в звуковоедении, фразировке, сформированности различных видов вокально - хорового ансамбля. 4.Недостаточно убедительное раскрытие музыкально - образного содержания произведения. 5. Недостаточно высокий уровень владения дирижёром мануальной техникой, эмоциональна я скованность. 4 балла 1. Исполнение программы, в целом соответствующей предъявляемым требованиям зачёта, на художественно - исполнительском уровне ниже среднего. 2. Недостаточно крепкая техническая подготовка, имеющиеся неточности в исполнении. 3.Недостато чно убедительное раскрытие музыкально - образного содержания произведений. 4. Низкий уровень владения дирижёром мануальной техникой, эмоциональная скованность. 5. Недостаточно проявленное личностно - ценностное отношение к исполняемому произведению. 3 балла 1. Исполнение программы, соответствующей предъявляемым требованиям зачёта, на художественно - исполнительском уровне значительно ниже среднего. 2. Слабое, неэмоциональное дирижирование, отсутствие контакта с хором. 3. Неубедительное раскрытие музыкально - образно го содержания произведений программы. 4. Отсутствие личностно - ценностного отношения к исполняемому произведению. 0 – 2 балла 1.Несоответствие исполняемой программы предъявляемым зачётным требованиям. 2.Слабое, художественно неубедительное исполнение програм мы при выраженном отсутствии у дирижёра понимания музыкально - образного содержания исполняемой музыки. 3. Низкий уровень владения дирижёром мануальной техникой, эмоциональная скованность, отсутствие контакта с хоровым коллективом. 4. Учебно - методическое и инф ормационное обеспечение курса 5.1. Основная литература 1. Вишнякова Т., Соколова Т. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для женского и смешанного хоров: Учебное пособие. – СПб: Лань, 2012. 2. Вишнякова Т., Соколова Т. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для женского хора a capella: Учебное пособие – СПб: Лань, 2012. 3. ДмитриевскийГ. Хороведение и управление хором / Г. А. Дмитриевский. – Санкт - Петербург : Лань. Планета музыки, 200 7. – 112 с. 4. Зиновьева Л. П. Вокальные задачи ауфтакта в хоровом дирижировании / Л. П. Зиновьева. – СПб. : Композитор, 2007. – 152 с. 5. Иконникова, Л. Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера / Л. Н. Иконникова ; науч. ред. Ю. Д. Златковский. – Минск : Изд. центр БГУ, 2005. – 143 с. 6. Кузнецов Ю. М. Экспериментальные исследования эмоциональной выразительности хора / Ю. М. Кузнецов. – М.: 2007. – 198 c. 7. Кузнецов Ю. М. Практическое хороведение. Учебный курс хороведения / Ю. М. Кузнецов. – М.: 2009. – 158 с. 8. Виктор Попов в хоровом искусстве // Сб. статей и материалов. Серия Библиотека Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Т.1. – М.: ООО Изд ©Композиторª, 2010. 5.2. Дополнительная литература 1. Лезина, Л.Г. Развитие вокально - моторной информативности ди рижерской техники в профессиональной подготовке хормейстера : монография / Л.Г. Лезина. – Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2009. – 144 с. 2. Вишневская Л. А. Северокавказское вокальное многоголосие. Типология певческих моделей : автореф. дис . на ... д - ра искусствоведения : 17.00.02 / Вишневская Лилия Алексеевна. - Саратов, 2012. - 54 с. 3. Вокальное образование в XXI веке: материалы Международной научно - практической конференции вокального отделения Института музыки : сборник научных статей. Вып . 5 / Моск. гос. ун - т культуры и искусств, Вок. отд - ние Ин - та музыки ; науч. ред. М. Б. Сидорова. - Москва : МГУКИ, 2008. - 298 с.: ил. Экземпляры: всего:1 - ЧЗ(1) 4. Мусин И.А. Язык дирижерского жеста. Спб., 2006 5.3 Интернет - ресурсы (электронные ресурсы) 1. http://www.disserr.ru 2. http://imslp.org/wiki/ 3. http://nlib.org.ua/parts/books.html 4. http://music.edu.ru 5. http://ldnknigi. lib.ru/Musik.htm 6. http://roisman.narod.ru/compnotes.htm 7. http://notes.tarakanov.net/ 8. http://www.musicc ritics.ru 9. http://www.21israelmusic. com 10. http://www.classicalconnect.com 11. http://www.classicalmusiclinks.ru 12. http://www .classic - music.ru 13. http://www.dirigent.ru 14. http://www.imslp.org 15. 16. http://mus - info.ru 17. http://www.early - music.narod.ru 18. http :// www . elibrary . ru 6. Материально - техническое обеспечение курса. Для занятий необходим зал для репетиций хора, оснащенный двумя музыкальными инструментами (фортепиано, рояль), пультами, необходимой мебелью. 7. Методические рекомендации преподавателям. 7.1 Рекомендации по организации учебного процесса и выбору учебного материала 1 Дирижёр - хормейстер, как музыкант - исполнитель, в силу специфики профессиональной деятельности не самодостаточен, поскольку его исполнение приобретает ценность, в конечном счёте, лишь воплощённым в исполнении музыки хоровым коллективом. Поэтому он — не только и не столько источник музыкальной информации, скол ько организатор музыкально - исполнительского общения на основе обмена этой информацией. 1 При составлении рекомендаций использованы работы Л. Г. Лёзиной ©Развитие вокально - моторной информативности дирижёрской техники в профессиональной подготовке хормейстераª (монография) и учебн ое пособи е Г. И. Стулов ой ©Хоровой классª (теория и практика вока льной работы в детском хоре) . Исходя из этого, необходимым условием подготовки студента - хормейстера к практической работе является необходимость активно включать в занятия по дирижированию обучение с тудента вокально - педагогической коммуникации. Такой подход к дидактическому процессу ставит перед преподавателем триединую задачу, включающую развитие: а) умений студента создавать внутренне - слуховое представление о хоровом произведении; б) умений адекватно выражать это представление средствами дирижёрской техники; в) коммуникативных умений организации, управления и регуляции певческой деятельности хорового коллектива на основе передачи музыкальной информации. Необходимо выделить несколько важных ас пектов направленности педагогического воздействия в процессе изучения будущим хормейстером хорового произведения. Важнейшим из них является чёткая дифференциация в сознании студента двух процессов, различных по направленности внимания: процесса выражения м узыкальных представлений средствами дирижёрской техники и процесса дирижёрского управления исполнением. И тот, и другой в ходе обучения важны и взаимообусловлены. Процесс развития сугубо двигательной техники, имеющий целью управление собственным исполнител ьским аппаратом, необходим, как при обучении любому другому исполнительскому искусству. Но он должен осуществляться при наличии обратной связи в виде звукового результата исполнительских действий. Педагогической ошибкой является тот случай, когда в момент дирижерского исполнения (управления концертмейстером) внимание студента концентрируется на собственно двигательном процессе (процессе достижения выразительности, ©эффектностиª движений) и таким образом техника изучается студентом в отрыве от его звукотворч еской воли, ибо результаты её воздействия не связываются в сознании студента с конкретным звучанием. Процесс обучения студента собственно двигательной технике и технике управления исполнением необходимо расчленить во времени, ибо студенту сначала нужно пр ойти стадию управления своим собственным исполнительским аппаратом (стадию так называемой автокоммуникации), ориентируясь на обратную связь в виде ощущений от функционирования моторики собственного голосового аппарата, и только потом приступать к управлени ю сторонним исполнением, как стадии собственно дирижёрской коммуникации. Основное время активной практики должно быть уделено процессу работы над интерпретацией музыкального сочинения. При этом важна взаимозависимость и взаимообусловленность художественной цели и методов технической работы, целесообразность выделения отдельных проблем. Выделение конкретной задачи в качестве содержательного стержня урока позволяет сосредоточиться над разрешением одной проблемы, внимательно и многосторонне изучить её. Важную дидактическую роль при работе студента с детским хором играет знание практикантом принципов подбора репертуара. Чтобы научить студента правильно подобрать репертуар, необходимо, чтобы он помнил о задачах, поставленных перед хором. Репертуар должен, прежде всего, вызывать у детей устойчивый интерес к хоровому пению и при этом 1) носить воспитательный характер 2) быть высокохудожественным 3) соответствовать возрасту и пониманию артистов коллектива 4) соответствовать возможностям данного исполнительског о коллектива 5) быть разнообразным по характеру, содержанию 6) каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их. Сложные произведения следует вводить в репертуар постепенно, с осторожностью и с учётом все й последующей работы. Произведения репертуара должны отличатся по стилистической и жанровой направленности. Успешный концертирующий хоровой коллектив имеет в перечне исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ: хоры старинных м астеров (добаховский период), хоры композиторов - полифонистов (включая И. С. Баха), венских классиков, композиторов - романтиков, представителей современных зарубежных композиторских школ. В русской музыке — произведения композиторов доглинковской поры (дух овная и светская музыка, канты), русских композиторов - классиков, произведения композиторов советского периода, обработки народных песен, выполненные выдающимися дирижёрами и композиторами, обработки народных песен разных стран. При организации занятий пра ктики с детским хором необходимо обучить студента знанию возрастных особенностях детских голосов и принципов работы с разными возрастными хоровыми составами. По возрастным особенностям детские хоровые коллективы делятся на подготовительную группу, хор млад ших классов и хор старших классов. При работе с младшим школьным возрастом, с учётом его психологических особенностей, лучше использовать такие формы работы, как метод подражания, в котором ведущую роль должен играть показ самого руководителя и наиболее сп особных детей; метод ©быстрого ведения урокаª, при котором необходима частая смена заданий, песен, упражнений, игр (так как внимание детей в этом возрасте быстро отключается, и они устают от однотипных заданий). В работу с детьми любых возрастов целесообра зно включать обыгрывание произведений (движения, инсценировки), так они становятся ярче и интереснее как участникам хора, так и зрителю. Для разнообразия певческой деятельности из общего состава следует выделять солистов, дуэты, различные ансамблевые групп ы для солирования или исполнения каких - либо фрагментов песен. 7.2 Основные формы реализации дисциплины Основная форма реализации дисциплины практическое занятие включает в себя: Репетиционную работу с детским хоровым коллективом (урок 45 минут) Репетиционную работу с женским хоровым коллективом (урок 45 минут) Репетиционную работу с юношеским хоровым коллективом (урок 45 минут) 7.3 Организация и формы самостоятельной работы студентов На самостоятельную работу студентов в учебном плане отведено 10 8 часов 30 Посещение конференций, академических концертов, отчётных концертов практики учащихся хорового отделения, государственных экзаменов. 30 Прослушивание аудио и видео записей хоровой музыки; 30 Самостоятельное выучивание хоровых партий из репертуара хора; 18 Изучение и подбор репертуара для детского, женского, юношеского хоров 7.4 Список рекомендуемых сочинений по обязательным разделам программы (основные разделы репертуара) Примерные репертуарные списки Народные песни : ©Как у бабушки козелª шуточная р.н.п.; ©Комара женить мы будемª шуточная р.н.п.; ©Со вьюном я хожуª канон р.н.п.; ©Во поле береза стоялаª канон р.н.п.; ©Выходили мыª калядка - канон р.н.п.; ©В сыром бору тропинаª р.н.п. канон; ©Музыкантыª немецкая н.п. канон ; ©Много песен мы споемª венгерская н.п. ©Вышли дети в садикª польская н.п.; ©Сел комарик на дубочекª белорусская н.п.; Томас Корганов ©Где ты, колечко?ª сборник обработок греческих и датских песен для детей; ©Песня о песенкеª финская н.п.; ©We wish you a merry Christmasª английская Рождественская песня и другие. Зарубежные композиторы - классики : И.Брамс ©Божья коровкаª; И.С.Бах ©За рекою старый домª; Й.Гайдн ©Мы дружим с музыкойª; Р.Шуман ©Тихий вечер, синий вечерª Русские композиторы - классики: А.Гречанино в ©Петушокª; А.Лядов ©Забавнаяª, А.Лядов ©Окликание дождяª; П.И.Чайковский ©Веснаª; М.Ипполитов - Иванов ©Кукареку, петушокª и другие произведения. Советские композиторы : Л.Балабанов ©Ласковая сказкаª; Ю.Чичков ©Самая счастливаяª, ©Песенка следопытовª, ©Что такое Новый год?ª, ©Родная песенкаª, ©Мамаª; Э.Левина ©Веселая песенкаª; Е.Адлер ©Песенка Вальсаª, ©Песня Лезгинкаª, ©Песня, Летки - енкиª; А.Долуханян ©В первый класс!ª, ©Зимняя песенкаª; М.Иорданский ©Здравствуй, лето красное!ª; Е.Крылатов ©Заводные игруш киª и другие произведения; В.Шаинский ©Мир похож на цветной лугª; А.Островский ©До, ре, ми, фа, соль...ª; Г.Гладков ©Родинаª; В.Сариев ©Праздник летаª и другие сборники Современные композиторы : С.Плешак. Цикл детских песен ©Говорящий сверчокª, маленькая пе сенная симфония; В.Фадеев ©У канавки две козявкиª, ©Робин Бобин, Барабекª, ©Маленький громª; сборник ©Про котов, собак и кошекª; А. Рыбников ©Балаганª из к/ф ©Приключения Буратиноª; Е.Подгайц ©Колыбельная пчелыª, ©Шел по Лондону Кэтª, ©Утро в зоопаркеª, ©М ауси и котаусиª и др. Я. Дубравин ©Гаммыª, ©Светофорª и др.; В.Сапожников ©Однажды жирафа свалилась со шкафаª цикл песен - сценок; И.Тульчинская ©Вилли - Винкиª; С.Крупа - Шушарина ©Именины Паукаª, ©Лягушачий концертª, ©Новогодняя песенкаª, ©Ерундеево царствоª, ©Мистер Джекª, ©Витязь, извинитесь!ª и др.; О. Хромушин ©Песенка про иностранные языкиª; М. Парцхаладзе ©Барабанщик - воробейª, ©Овечкаª и др. Р.Паулс ©Добрая зимаª, ©Восковой замокª, Колыбельнаяª; Ж.Металлиди ©Песня о веселом человекеª, ©Ах, как я стараюсьª; Г.Струве ©Моя Россияª, ©Что мы Родиной зовемª, ©Веселая песенкаª, ©Песенка о гаммеª, ©Белкаª, ©Здравствуй, лето!ª,©Жила - была девочкаª, ©Новогодний хороводª и др. В.Алексеев ©К нам пришла зимаª, ©Песенка - ка пельª, ©Слон и чарльстонª; Т.Островская ©Мамаª; Л.Марченко ©Осенний балª, ©Мальчик - хулиганчикª; С.Баневич ©Солнышко проснетсяª, ©Спасибоª; М.Славкин ©Почему сороконожки опоздали на урокª, ©Старушка и Пиратª, ©Ладушки - ладошкиª, ©Новый годª и др. произведени я; А.Журбин ©Смешной человечекª, ©Веселый лягушатникª и др. произведения; В.Берковский ©Чудакª Произведения для женского хора a cappella 1. Бойко Р. Вологодские кружева (перел. З. Шалимовой).Зимнее утро: Зимнее утро. Три ключа. Зимняя дорога. Дуют холодные ветры 2. Бортнянский Д. Слава и ныне Единородный Сыне 3. Брамс И. Три духовных хора для женских голосов. Мартовская ночь. Любви однообразна грусть 4. Буцко Ю. А мы просо сеяли 5. Верди Дж . Laudi alla vergina Maria 6. Геварт А . O filii et filiae 7. Глиэр Р. Из моря смотрит о стровок 8. Гохман Е. Испанские мадригалы: №7 9. Гречанинов А. Весна идет 10. Евграфов Ю. Осенний крик ястреба: Упавшие до нуля термометры из орат. 11. В саду дней: отд. номера 12. Иванов О. Беда – не беда (обр. В. Мызника) 13. Кикта В. Гимн солнцу 14. Киселев А. Ангел вопияше 15. Кодай З. Ave Maria . Ночью в горах 16. Львов А. Херувимская песнь 17. Парцхаладзе М. Вечер. Листья. Озеро 18. Пирумов А. Эхо 19. Подгайц Е. Поэзия земли: Речное теченье, Смеющаяся песня, Хорал 20. Проснак К. Море (перел. В. Михальченко) 21. Пуленк Ф. Маленькая хозяйка. Ave verum corpus 22. Пярт А. Богородице Дево, радуйся 23. Римский - Корсаков Н. Ночевала тучка золотая 24. Рубин В. Березонька из цикла ©Весенние шуточныеª. По буквари. Гренада. Ау. Веселимся, кружимся… Весна идет. Над Москвой великой. Мелькает, вьется первый снег 25. Свиридов Г. Ты запой м не ту песню, что прежде… 26. Стравинский И. Подблюдные. Четыре русские крестьянские песни 27. Тактакишвили О. Дорожная 28. Томпсон Р. Alleluja (перел. А. Пономарева) 29. Тормис В. Осенние пейзажи: отд. номера цикла 30. Ушкарев А. Шесть хоров на стихи Блока 31. Ходош В. Семь вредн ых советов: номера циклов 32. Чайковский П. Без поры да без времени. Молитва Господня из Литургии Св. Иоанна Златоуста (перел. Ю. Васильева) 33. Чесноков П. Приидите, ублажим Иосифа. Взбранной Воеводе 34. Шебалин В. Дикий виноград. 35. Шмитт Ф. Прохожий из Пасси. Гордой все меня считают 36. Шуман.Р. Грезы (перел. Вл. Соколова) Произведения для женского хора с сопровождением хоры из опер, кантат, ораторий) 37. Баневич А. Благослови зверей и детей: отд. номера концерта 38. Бах И. Magnificat : №10 Терцет 39. Бизе Ж. Хор работниц из оперы © Карменª 40. Бородин А. Сцена Ярославны с девушками 41. Бриттен Б . Missa brevis in D 42. Вагнер Р. Хор прях из оперы ©Летучий голландецª 43. Гохман Е. Испанские мадригалы: отд. номера 44. Даргомыжский А. Русалка: хоры русалок 45. Дмитриев Г. Stabat Mater : отд номера 46. Мусоргский М. Хор сандомирских девушек из оперы ©Борис Годуновª 47. Перголези Дж. Stabat Mater : отд номера 48. Подгайц Е.: Лунная свирель: отд хоры 49. Римский - Корсаков Н. Колядка дивчат из оп. ©Ночь перед Рождествомª 50. Свиридов Г. Снег идет 51. Танеев С. Хор женщин из оперы ©Орестеяª 52. Ча йковский П. Хор девушек из оперы ©Евгений Онегинª Произведения для женского хора с сопровождением 53. Аренский А. Татарская песня 54. Бизе Ж . Agnus Dei ( обр . А. Волгуснова) 55. Брамс Й. Ave Maria 56. Бриттен Б. Канон. Deo , gracias ! 57. Гречанинов А. Ноктюрн 58. Дебюсси К. Ноктюрн ы: № 3 Сирены 59. Ермолаев М. Под сению черемух и акаций 60. Монтеверди К. Песня ветра 61. Рахманинов С. Сирень. Шесть хоров для женских голосов 62. Рубин В. Весна в лесу 63. Хромушин О. Шолом - алейхем: фантазия на темы еврейских песен 64. Чайковский П. Природа и любовь 65. Чесноков П. Несжатая полоса. Яблоня. Русалка 66. Шапорин Ю. Заклинание (обр. З. Шалимовой) Обработки народных песен для женского хора 67. Обр. Калистратова В. Шел - прошел месяц 68. Обр. Логинова А. Как по горке 69. Обр. Римского - Корсакова Н. Надоели ночи 70. Обр. Рубцова Ф. Веники (пер ел. Ю. Васильева) 71. Обр. Соколова Вл. Повянь, повянь, бурь - погодушка 72. Обр. Сыгетыньского Т. Во бору дремучем (Польская, перел. К. Лебедева) 73. Обр. Флярковского А. Уж вы, мои ветры - ветерочки 74. Обр. Хворостова А. Гуси - лебеди 75. Обр.Венцкуса В. Ой ты, мой дубочек (Лит овская) 76. Обр.Калистратова В. У во ключика, во свежего Произведения для юношеского хора a cappella 77. Аноним XVIII в. Днесь, Орле Российский 78. Анцев М. Май 79. Бойко Р. Чародейкою зимою. Утро 80. Глиэр Р. Сладко пел душа соловушко 81. Дворжак А. Пять хоров на стихи литовских народных песен: Пир (перел. А. Кожевникова) 82. Жуковский Г. Караваны птиц надо мной летят (обр. Н. Барышпольского) 83. Левандо М. Утро и вечер 84. Люлли Ж. Гавот 85. Мак - Доуэлл Э. Мне Робин песню в саду поет 86. Носов Г. У дуба - явора (перел. А. Кожевникова) 87. Перселл Г. Певчий дрозд (перел. А. Кожевникова) 88. Пуленк Ф. Ты терпелива (перел. А. Кожевникова) 89. Танеев И.Сосна (перел. А. Кожевникова) 90. Ферстер И. Кузнец 91. Форе Г. Колыбельная 92. Хренников Т. Вечерняя заря 93. Чайковский П. Вечер. 94. Шебалин В. Полынок (перел. Г. Ковалева) 95. Эшп ай Я. Криницы 96. Яначек Л. Что в саду береза Произведения для юношеского хора с сопровождением 97. Рахманинов С. Задремали волны (перел. А. Кожевникова) 98. Афанасьев Л. Земля родная, помни нас (перел. А. Кожевникова) 99. Власов А. Фонтану бахчисарайского дворца (перел. Г. Ковалева) 100. Шостакович Д. Романс (перел. Н. Барышпольского) 101. Островский А. Весна (перел. Н. Бандурина) Обработки народных песен для юношеского хора 102. Обр. Бардоша Т. Дана - дана (Венгерская) 103. Обр. Александрова А. Во поле березонька стояла 104. Обр. Кожевникова А. А ты прощай. Как на дубе. Дудочка (Литовская). Запов i т (Украинская) 105. Обр. Бафаева Б. У нас нонче субботея 106. Обр. Локшина Д. Кася (Польская) 107. Обр. Орлова В. Вейся, вейся, капустка (перел. А. Кожевникова) 8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Дисциплина ©Дирижерская практикаª является важной составляющей в цикле специальных дисциплин. Приобретение знаний, умений и навыков данной дисциплины составляет важный аспект профессионального обучения. Подготов ка студентов к самостоятельной хормейстерской деятельности требует и формирования навыков всестороннего теоретического исследования хоровой партитуры, результатом которого должен стать письменный анализ хорового произведения, предназначенного для разучиван ия и концертного исполнения Основными задачами этой работы являются: - осознание и максимальное приближение внутренних музыкальных представлений студента - дирижера к верной исполнительской трактовке произведения; - анализ вокально - хоровых трудностей и выбор хормейстерских приемов по их преодолению при изучении произведения с хоровым коллективом; - моделирование системы дирижерских исполнительских средств для реализации вышеозначенных задач. Первый раздел анализа, как правило, посвящается истокам стилистики п роизведения и основывается на информации об авторах музыки и литературного текста. При этом весьма сложной для студентов задачей является понимание общекультурного контекста эпохи жизни и творчества композитора, раскрытие основных стилистических направлени й в музыке того времени, особенностей их преломления в индивидуальном творчестве композитора и в контексте конкретного произведения. Этот раздел студенты зачастую ошибочно подменяют на изложение фактов биографий композитора и поэта. Следует подчеркнуть, чт о более целесообразным в этом разделе является освещение хорового творчества композитора, выявление его идейно - тематических и поэтико - выразительных предпочтений, раскрытие индивидуальных черт проявления этих предпочтений средствами музыкального языка на п римерах одного или нескольких произведений. Место биографии поэта также может занять характеристика его творчества, определение его роли в литературе, принадлежности тому или иному стилистическому направлению, раскрытие идеи и содержания данного литературн ого текста. В тех случаях, когда анализируемое сочинение является составной частью более крупного циклического сочинения (мессы, оратории, кантаты, сюиты, хорового цикла, оперы и т.п.) необходим краткий анализ данного жанра в контексте истории музыки и ос обенностей его трактовки в творчестве данного композитора, а также – характеристика роли и значения анализируемой части в рамках целого сочинения. Второй раздел работы представляет собой музыкально - теоретический разбор произведения, включающий анализ музы кальной формы, мелодики, гармонии, темповых и агогических, ритмических и штриховых особенностей сочинения и т.п. При этом каждый из вышеперечисленных параметров анализа необходимо рассматривать как средство раскрытия художественного образа. Простое перечис ление средств музыкальной выразительности, свойственное, как правило, студенческим работам, не подкрепленное выводами об их образно - смысловом значении, теряет свою практическую исполнительскую значимость. Например, анализ формы сочинения в итоге должен пр ивести студента - дирижера, как минимум, к нахождению кульминаций каждой фразы, предложения, периода, части, главной кульминации произведения и осмыслению их контекста. В анализе мелодики должен быть выявлен характер мелодического развития основного голоса и ли ряда голосов в полифоническом изложении. В практике анализа студенты чаще всего ограничиваются констатацией интервального строения мелодической горизонтали, не выявляя при этом ее выразительной сути. По определению М.И. Глинки, мелодия является ©душой м узыкиª, и ей, как основному средству музыкальной выразительности, должно соответствовать индивидуальное толкование, обусловленное образно - эмоциональным строем конкретного хорового сочинения. Например, поступенное или плавное мелодическое развитие может соо тветствовать образной сфере покоя или созерцательности. Изломанная, скачкообразная мелодия, как правило, передает состояние беспокойства, взволнованной порывистости, эмоциональной заостренности. Выразительность мелодии определяется не только ее рисунком, н о и структурным строением. Так, структурное дробление соответствует развивающему типу музыкального изложения и связано с образами, лишенными статики. Периодичность в большей степени соответствует образно - эмоциональной уравновешенности. Структурное суммиров ание , как правило, является смысловым объединением элементов музыкальной формы. Анализ строения мелодики всех голосов хоровой партитуры в партитурах гомофонно - гармонического или гармонического строения должен привести студента к необходимости рассмотрения ©аккомпанирующихª (составляющих гармоническую вертикаль – т.н. ©утолщение мелодииª) и не столь интенсивно развитых в мелодическом отношении голосов и подчинения их образно - выразительной логике главного голоса. Гармонический анализ авторы методик рекоменду ют начинать с общей характеристики, выявляющей либо стремление автора к простоте, ясности и прозрачности гармонического изложения, либо к его усложненности. Поскольку во многих хоровых произведениях колористическая сторона гармонии является, наряду с мелод икой, одним из важнейших средств выразительности музыки, в этом разделе анализа следует обратить внимание на обусловленность гармонической вертикали линеарным развитием составляющих ее голосов и интенсивность нагнетания гармонической напряженности и разряд ки. Детализация гармонического анализа требует сосредоточить внимание на особенностях тональной структуры музыки , подчеркивая ее тональную устойчивость, или, наоборот, неустойчивость, определить все отклонения в тональности близкой и далекой степени родств а, охарактеризовав их выразительное значение в произведении. Отклонения в тональность доминанты, а также в тональности далекой степени родства, как правило, связаны с динамизмом, остротой, напряженностью звучания музыки. Отклонения в тональности субдоминан товой сферы, напротив, являются характеристикой образов спокойствия и уравновешенности. Переменный лад, а также ладовые разновидности мажора и минора могут быть свойственны художественному проявлению различных национальных музыкальных традиций. Произведени я, в которых гармония является основным средством музыкальной выразительности, требуют наиболее подробного анализа всей гармонической последовательности с определением функциональной принадлежности каждой гармонической вертикали в целях облегчения будущей работы с хоровым коллективом над достижением оптимального строя и ансамбля. Характеристика м етра, размера и ритма произведения также требует указаний на отражение выразительной сути музыки. Например, метр и его числовое выражение – размер – могут определя ться жанровой направленностью музыки (трехдольность вальсовых произведений, четырехдольность – маршевых и т.п.). Переменные или несимметричные размеры в одном случае могут указывать на прихотливость, изменчивость, ©импровизационностьª развития музыкальной мысли (Р. Бойко ©Вологодские кружеваª), на непредсказуемость, необузданность, образную ©хаотичностьª – в другом (Н. Римский - Корсаков ©Ой, беда идет, людиª) в связи с их образными детерминантами. При анализе р итма произведения необходимость характеристики его выразительного или изобразительного значения особенно возрастает в случаях присутствия в произведении характерных ритмических фигур синкопированного, остинатного, пунктирного и других видов ритма. Кроме того, практический и сполнительский ракурс анализа требует определения основной ритмической единицы – наиболее часто встречающейся длительности, которая является основой ритмического пульса. Это позволит студенту - дирижеру наиболее близко подойти к определению оптимального темп а сочинения. При анализе т емпа музыки, особенно в случае отсутствия указаний метронома, определение оптимальной скорости быстрого темпа диктуется уровнем полноценности (ясности и четкости) исполнения самых мелких длительностей, а мера медленного темпа опре деляется задачей сохранения целостности каждой музыкальной мысли и, шире – единства формы произведения. Агогику , как средство выражения динамизации музыкальной формы, либо, напротив, торможения в ее развертывании, в хормейстерском анализе, очевидно, прежд е всего, следует связывать с определенными выразительными и изобразительными возможностями литературно - поэтического текста произведения. Третий раздел работы представляет собой вокально - хоровой анализ партитуры. В этом разделе перед студентом стоит непрос тая задача по выявлению основных вокально - хоровых исполнительских трудностей произведения и определению хормейстерских приемов для их преодоления. Раздел вокально - хорового анализа включает подробное рассмотрение следующих подразделов: - тип и вид хора; - д иапазоны хоровых партий и хора в целом; - хоровое дыхание, атака звука и характер звуковедения; - вокально - хоровые трудности; - трудности хорового строя; - трудности хорового ансамбля; - дикционные трудности и особенности произношения литературного текста. Данный алгоритм вокально - хорового анализа подразумевает дифференциацию интерпретаторского мышления студента - дирижера на его общемузыкальные и специфически хормейстерские аспекты, поскольку направляет на поиск оптимальных приемов достижения наиболее адеква тной авторскому замыслу интерпретационной концепции произведения посредством глубокого изучения деталей исполнительской специфики. Источником дифференцированного хормейстерского анализа для каждого из пунктов данного алгоритма могут служить следующие ниже изложенные разделы учебно - методического комплекса: - формирование навыков академического звукообразования; - формирование навыков вокально - хорового дыхания; - формирование навыков хорового ансамбля; - формирование навыков хорового строя; - формирование нав ыков хоровой дикции. Вместе с тем, четкая алгоритмизация и даже подробное теоретическое и методическое рассмотрение всех аспектов этого раздела анализа являются своего рода обобщением и в конкретном случае далеко не всегда способны привести студента - хормей стера к желаемому результату – стройному системному изложению всех особенностей работы над данным произведением. Чаще всего студенческий анализ третьего раздела представляет собой бессистемное перечисление лежащих на поверхности задач и самых элементарных (но далеко не самых оптимальных для данного случая) способов их решения. Произведение, являясь абсолютно уникальной системой собственных смыслов и собственного логического развертывания, как правило, не подчиняется предложенной анализом алгоритмизации. Дл я этого студенту необходимо до известной степени преодолеть ©образный синкретизмª произведения и с помощью предложенной теоретической информации найти присущую только данному произведению логику выявления исполнительских задач. Одну из причин подобных зат руднений студентов мы склонны усматривать в преимущественно обобщенно - образном преподавании дирижирования и отсутствии в структуре урока вербального описания вокально - технических детерминант дирижерского исполнения, которое систематизирует и логизирует ин теллектуально - исполнительскую деятельность студента и, как результат, приводит к углубленно - дифференцированному исполнению музыки в противоположность первоначальным обобщенно - размытым образным представлениям. Другая причина недифференцированного подхода ст удентов к означенному разделу анализа произведения кроется, на наш взгляд, в отсутствии в предварительных формах работы над произведением, таких, как ©изучение голосов хоровой партитурыª систематической фиксации “рабочих моментов” процесса собственного вок ально - дирижерского освоения произведения студентом. Метод дорепетиционного прогнозирования возможных препятствий на пути к озвучиванию произведения хором, поиск рациональных и убедительных способов их преодоления, а в идеальном случае – предотвращения, пр едставляет собой основу вокально - педагогического мышления дирижера - хормейстера. Прогнозирование возможных ошибок исполнителей, диагностирование причин дефектов хорового звучания основывается, прежде всего, на практическом хормейстерском опыте дирижера, ко торого нет в арсенале студента. Наиболее рациональным и естественным в этих условиях представляется способ самообучения на опыте собственных ошибок, называемый нами способом ©хормейстерской идентификацииª – постановки студентом себя в роль и певца, и дири жера одновременно. В целях получения наибольшего обучающего эффекта необходимо дифференцированное распределение внимания на два параллельных процесса: фиксации сознания на субъективных препятствиях к собственному изучению произведения в виде возникающих во кально - технических трудностей и фиксации собственных способов достижения “модели потребного будущего” (Н.А. Бернштейн). Способ ©хормейстерской идентификацииª есть способ организации самонаблюдения, самоконтроля и самоанализа в процессе дирижерско - вокальног о освоения хоровой партитуры. Придание способу дирижерской идентификации методической направленности предполагает в работе сознания студента ряд последовательных операций, характеризующихся: - осознанием художественно - образных детерминант вокального исполн ения каждой из составляющих партитуру хоровых партий; - осознанием и систематизацией вокально - моторных ощущений в процессе изучения каждой хоровой партии, сопровождающимся распределением внимания на акустические (слуховые) и неакустические (ощущения вибрац ии, давления, работающих мышц, дыхания) каналы восприятия своего голоса; - фиксацией (оптимально — письменной) субъективных препятствий в виде недостатков вокального исполнения на пути к достижению искомой модели звучания; - фиксацией собственных способов преодоления субъективных препятствий на пути достижения моделируемого художественного результата; - отбором наиболее оптимальных из зафиксированных способов достижения желаемого результата; - достижением моделируемой идеальной звучности на основе автоматиз ации вокально - исполнительских и дирижерских навыков. Задачей преподавателя в данном случае будет помощь в отборе наиболее оптимальных из зарегистрированных сознанием студента способов достижения желаемого исполнительского результата, а также информирование о других, существующих в дирижерско - хормейстерской практике, способах. Зафиксированная письменно и упорядоченная согласно разделам рекомендуемого алгоритма хормейстерская информация, добытая студентом в процессе собственного поиска, является, на наш взгл яд, достаточно ценным материалом и эффективным способом оптимального решения аналитико - исследовательских проблем студента в изложении данного раздела анализа. И, наконец , четвертый раздел анализа, должен направить студента на поиск дирижерских средств и пр иемов реализации данного исполнительского замысла в деталях, начиная от осознанного выбора стиля дирижерской техники и заканчивая дифференцированным рассмотрением каждой детали исполнения с точки зрения мануального выражения. Представляется возможным осущ ествление анализа по следующим пунктам: - дирижерский жест как метрическая организация коллективного исполнения (тактирование и характеристика метрономирующих дирижерских движений в данном случае); - дирижерское отображение ритмических особенностей исполне ния; - дирижерский жест как отображение штриховых особенностей произведения (описание зависимости: штрих – атака звука – характер дирижерского туше); - дирижерский жест как организация динамического развития произведения (система использования дирижерских позиций, планов, диапазонов); - дирижерский жест как организация музыкальной мысли (фразировки) (амплитудное соотношение дирижерских долей внутри фразы; размещение дирижерских смыслообразующих акцентов и т.д.); - дирижерский жест как средство организации п евческого дыхания (различное отображение силы, глубины, объема, скорости, интенсивности певческого вдоха в ауфтактах); - дирижерский жест как средство отображения кантилены (отражение внутридолевой пульсации в стадии дирижерской ©отдачиª); - дирижерское от ображение дикционных особенностей певческого исполнения (роль тактильных ощущений пальцев дирижера); - дирижерский жест как темброобразующий фактор вокально - хорового исполнения (роль осязательных ощущений кисти дирижера); - дирижерская мимика как отражени е образных смыслов произведения; - дирижерская мимика как способ коммуникации вокально - моторных и корректирующих исполнение смыслов; - скульптурная выразительность дирижерского корпуса. Самостоятельные виды занятий: реферирование научной и методической ли тературы, анализ репертуара, составление документации разных видов, ©моделированиеª процесса занятий, составление плана работы с хором.

Приложенные файлы

  • pdf 44664396
    Размер файла: 577 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий