Дьюи, М. Вебер и Э. Дюркгейм осуществляли социологиче-ский подход. Логико-семантический и семиотический анализ ценности осуществляли Дж. Мур и Б. Рассел, Л. Витгенштейн и А. Ричардс, Ф. де Соссюр и Ч.У. Моррис, Я. Мукаржовский и К.И. Льюис.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
На правах рукописи








ШАРАПОВА Н
елли

С
ергеевна




СОЦИАЛЬНО
-
КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ

ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

У МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ

ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



13.00.05


теория, методика и организация

социально
-
культурной деятельности



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук












Тамбов 2015

2

Работа выполнена на кафедре социокультурных коммуникаций и актерского
мастерства ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р.

Державин
а»



Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доктор культурологии, профессор

Григорьева Елена Ивановна


Официальные оппоненты:



Апанасюк Лариса Ахунжановна,

доктор педагогических наук, доцент,
доцент кафедры теории и методики
преподавания
иностранных языков и
культур ФГБОУ ВПО «Тольяттинский
государственный университет»


Курапина Екатерина Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент
кафедры социально
-
культурной де
я-
тельности ФГБОУ ВПО «Орловский
государственный институт искусств и
культ
уры»


Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Алтайская госуда
р-
ственная академия культуры

и искусств»


Защита состоится 19 июня 2015 года в 14.00 на заседании диссертацио
н-
ного совета Д.212.261.07 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный
ун
и-
верситет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Советская, 6
,
зал заседаний диссертационного совета.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ
ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.

Державина» и
на сайте

http://www.tsutmb.ru.


Автореферат разослан 18 мая 2015 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета


Н.Н. Иванова







3

І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования.
Современное

общество

характеризуется стрем
и-
тельным экономическим, политическим и культурным развитием. Немало изменений
и реформ переживает социальная сфера и сфера образования. Стоит отметить знач
и-
тельное влияние процессов глобализаци
и

на изменение российской действ
ительности,
а также на воздействие информационных ресурсов, формирующих образ современн
о-
го человека. Сегодня мы живем в период общедоступности и переизбытка информ
а-
ции, потому, как никогда, молодому поколению необходимо иметь ориентиры для
дальнейшего разв
ития.

Несмотря на рост экономики, социокультурная сфера переживает ряд негати
в-
ных процессов: утрату нравственных ориентиров, семейных ценностей, отчуждение
от культуры и искусства. Все больше социологов, культурологов, педагогов и полит
о-
логов говорят о кри
зисе морали и нравственности, об отчуждении и отсутствии общ
е-
ственных норм и правил, рассматривая данные вопросы с точки зрения появления
признаков аномии в современном обществе, т.е. разрушения единства культуры,
вследствие чего жизненный опыт людей перес
тает соответствовать идеальным общ
е-
ственным нормам. Как никогда становится необходимым не допускать распростран
е-
ния пессимистического восприятия жизни и обратить внимание на формирование
личности гуманной, обладающей жизненными ориентирами, способной прини
мать
решения в сложных жизненных ситуациях.

В настоящий момент формируется определенный социальный заказ


образ во
с-
требованного, успешного человека. Это личность образованная, обладающая правами
и свободами выбора, нравственно ориентированная. В этой связ
и вопросы определ
е-
ния конкретных ценностных ориентаций, которыми должен обладать современный
человек в качестве вектора личностного развития, выходят на передний план.

Вопросы формирования жизненных ценностных ориентаций у молодежи, а та
к-
же использования
педагогического потенциала игровых технологий затрагивали мн
о-
гие отечественные и западные авторы. В частности, в Центральной Европе формир
о-
ванием жизненных ориентаций занимаются непосредственно в рамках культурно
-
досуговой деятельности, которая несет значи
мый общекультурный характер и являе
т-
ся платформой для реализации культурной политики государства и формирования
общества будущего. В этой связи для нас представляет немалый интерес изучение как
российского, так и зарубежного опыта.

Исходя из вышесказанног
о, в условиях нестабильности системы ценностей и
ценностных ориентаций в современной России представляется актуальным исслед
о-
вание социально
-
культурных условий, способствующих формированию гуманистич
е-
ских
ценностных ориентаций

у молодежи, а также эффективн
ое применение игровых
технологий в культурно
-
досуговой деятельности.

Степень научной разработанности проблемы.
Игру как средство воспитания
и

развития личности описывали Н.П.

Аникеева
, Ю.Л. Бабанский, Н.И. Болдырев,
О.С.

Газман, Р.И. Жуковская, М.В. Кларин
, A.A.

Люблинская
, П.И.

Пидкасистый,
П.А.

Рудик, С.А. Шмаков, Г.И. Щукина.

Возможности применения игровых технологий с точки зрения педагогического
аспекта рассматривали отечественные и зарубежные авторы, такие как Л.А. Байкова,
Э.

Берн, О.С. Газман, Я. К
орчак, П.И.

Пидкасистый, А.С. Прутченков и др.

Положения теории ценностей раскрыты в трудах
А.К. Абишева,
A.C.

Ахиезера,
М.

Вебера,
Г.П.

Выжлецова,
Ф.С. Галимбекова, Н. Гартмана, Э. Гуссерля,
А.Г. Здр
а-
4

восмыслова,
Р. Ингардена,
М.С. Кагана,
В.А.
Караковского
,
Р.Б. Пери,

Н.С. Розова,
В.Н.

Сагатовского, JI.H. Столовича, В.П. Тугаринова, Э. Фромма, Н.З. Чавчавадзе,

М. Шелера, Г. Шпета, В.К. Шохина.

Положения о гуманизме, гуманистических ценностных ориентациях описаны в
психолого
-
педагогических иссле
дованиях Т.К. Ахаяна
, К.Я. Вазиной, З.И.
Василь
е-
вой, A.B. Кирьяковой, В.А. Кувакина Д.А. Леонтьева, Н.Н.

Моисеева, В.Н. Мясищева,
В.В.

Николиной, З.И. Равкина, Л.П.

Разбегаевой, В.А. Сластенина, М. Хайдеггер.

Проблеме формирования гуманистических ценностны
х ориентаций посвящены
многочисленные труды великих педагогов. Вопросам становления и воспитания до
с-
тойного человека уделяли внимание Я.А. Ко
менский, А.С. Макаренко, И.Г.
Пест
а-
лоцци, Н.И.

Пирогов, Ж.Ж. Русо, Л.Н.

Толстой, К.Д. Ушинский. Общую теорию ра
з-
вит
ия личности описывали К.А.

Абульханова
-
Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов,
Л.И. Божович, Л.С.

Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, С.Л.

Рубинштейн,
Д.И.

Фельдштейн, В.Д. Шадриков.

Идеи гуманистических ценностных ориентаций как основ формирования ли
чн
о-
сти описаны в работах Ш.А.

Амонашвили, К
.Я.

Вазиной, О.С. Газмана, В.А.
Карако
в-
ского, Б.Т. Лихачева, Н.Д.

Никандрова, З.И.

Равкина, Н.С. Розова, В.А. Сухомлинск
о-
го, Н.Е.

Щурковой.

Значительный интерес по данной проблеме представляют труды зарубежных
уче
ных (Г. Вальтер, Т. Лукманн, Т. Маиссен, М. Фухс, Г. Хирш, А. Шерр, А.

Шультц
и др.), в работах которых раскрыты понятия субъектного образования, описана роль
культурно
-
досуговой деятельности в становлении и развитии личности.

Социально
-
философские проблем
ы молодежи как важной социальной группы
общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинск
о-
го,
Г.М.

Коджаспирова, А.Ю. Коджаспировой,

И.С. Копа, В.Т.

Лисовского и др., к
о-
торые подробно описали характеристики молодежи, их ценностны
е ориентации.

Исследованием досуга молодежи занимались И.В. Бестужев
-
Лада, А.А. Гордон,
В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, Г.А.

Пруденский, Э.В. Соколов, Б.А. Трушин.

В своих
работах авторы рассматривали влияние свободного времени на всестороннее развитие
лично
сти.

К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации
личности в сфере досуга (А.И. Беляева, Т.И.

Бакланова, А.С. Каргин).

Большое значение для изучения культурно
-
досуговой

деятельности и выявления
понятий «досуг», «свободное время», «культура досуга», определения их структуры и
функций имеют работы отечественных ученых

М.А. Ариарского,

Е.И. Григорьевой,
М.И. Долженковой,

А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова,
Ю.А
. Стрел
ь-
цова, Е.Ю. Стрельцовой, А.А. Сукало,
В.Я. Суртаева,
Б.А. Титова, В.В. Туева, В.М. Ч
и-
жикова,

Н.Н. Ярошенко
. Исследования названных авторов имеют большое значение для
совершенствования теории и методики культурно
-
досуговой деятельности.

Теоретическое

изучение источников показало, что проблема формирования г
у-
манистических
ценностных ориентаций

у подрастающего поколения средствами и
г-
ровых технологий получила зна
чительное научное осмысление и была рассмотрена в
разных аспектах гуманитар
ного знания. Одн
ако на сегодняшний день являются н
е-
достаточно изученными научно
-
теоретические основы организации процесса форм
и-
рования гуманистических
ценностных ориентаций

у молодежи средствами игровых
технологий.

Комплексный теоретико
-
эмпирический анализ в рамках иссле
дуемой проблемы
позволил выявить
противоречия

между:

5




наличием значительного педагогического потенциала игровых технологий в
формировании жизненных ценностных ориентиров у молодежи, создающего пла
т-
форму для развития разносторонней личности, и недостаточн
ой степенью его реал
и-
зации;




возросшими требованиями государства и современного общества к воспит
а-
нию молодого поколения со сформированными гуманистическими ценностными ор
и-
ентациями и отсутствием четкого понимания личностных ценностных ориентиров,
которы
ми должна обладать современная молодежь, создающая новое гуманистич
е-
ское общество;




потребностью в организации процесса формирования гуманистических це
н-
ностных ориентаций у молодежи, в частности посредством игровых технологий, и
недостаточной сформирован
ностью социально
-
культурных условий, обеспечивающих
этот процесс.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему, которая з
а-
ключается в научном обосновании социально
-
культурных условий, способствующих
формированию гуманистических ценностных орие
нтаций у молодежи средствами
игровых технологий.

Цель исследования



теоретически обосновать и экспериментально апробир
о-
вать совокупность социально
-
культурных условий формирования гуманистических
ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых технолог
ий.

В качестве
объекта исследования

выступает процесс формирования гуманист
и-
ческих ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий.

Предметом исследования

является реализация социально
-
культурных условий,
способствующих формированию гуманистических ценностных ориентаций у мол
о-
дежи средствами игровых технологий.

Для исследования данного предмета и реализации цели определены следующие


задачи исследования:

1.

Те
оретически обосновать сущность и выявить специфику формирования гум
а-
нистических ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий.

2.

Разработать и апробировать модель формирования гуманистических ценнос
т-
ных ориентаций у молодежи средствами игров
ых технологий.

3.

Определить критериальный аппарат исследования, который позволит выявить
уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций у молодежи.

4.

Обосновать совокупность социально
-
культурных условий, способствующих
формированию гуманистичес
ких ценностных ориентаций у молодежи средствами
игровых технологий.

5.

Разработать и апробировать педагогическую программу, направленную на
формирование гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами
игровых технологий.

Гипотеза исследования

зак
лючается в предположении о том, что формирование
гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых технол
о-
гий будет успешным при следующих социально
-
культурных условиях:




реализации важнейших педагогических принципов: ориентация на дейс
твие,
цельность проекта, принцип соучастия, добровольного участия, ориентация на совр
е-
менную действительность, доброжелательность к ошибкам и ориентация на сильные
стороны, принцип самостоятельного обучения в группе, открытость к многообразию
и т.д.;

6




пр
именении обоснованного, экспериментально проверенного критериальн
о-
го аппарата исследования, который позволит определить уровень сформированности
гуманистических ценностных ориентаций у молодежи;




привлечении подготовленных сотрудников к участию в
педагогическом пр
о-
цессе (руководители, педагоги, игротехники), способных развивать

активную жи
з-
ненную позицию молодых людей, инициативность, мотивировать на творческое, и
н-
теллектуальное и физическое развитие, видеть и развивать сильные стороны каждой
лично
сти, формировать умения и навыки, необходимые современной личности, обл
а-
дающей сформированными гуманистическими
ценностными ориентациями
;




реализации педагогической модели, построенной на активном включении в
игровую деятельность,

состоящей из взаимосвя
занных и взаимодополняющих комп
о-
нентов, обеспечивающих реализацию процесса формирования

гуманистических це
н-
ностных ориентаций у молодежи
;




техническом и методическом обеспечении, в частности, реализации педаг
о-
гической программы, направленной на формирова
ние гуманистических
ценностных
ориентаций

у молодежи средствами игровых технологий.

Методологическая основа исследования

базируется на положениях о культу
р-
ной обусловленности личностного развития, тесной связи культурно
-
досуговой де
я-
тельности с процессами
социализации и усвоения жизненных ценностных ориентаций
(М.А. Ариарский, Е.И. Григорьева, Н.С. Злобин,
А.С. Фролова
, М. Фухс, Н.Н. Яр
о-
шенко); на идеях гуманистического подхода субъектного образования (Т. Браун,

Г. Тирш, Б. Шоррн); ведущей роли игровых тех
нологий, выполняющих социокульту
р-
ную, диагностическую и другие функции в процессе формирования гуманистических
ценностных ориентаций у молодежи (И.С. Бессарабова, С.А. Шмаков, Ф. Шиллер).

Теоретическую основу исследования

составили труды отечественных и за
р
у-
бежных педагогов, психологов, философов о закономерностях воспитания и разн
о-
стороннего развития личности, в том числе с позиции гуманистического и аксиолог
и-
ческого подходов (И.Б. Котова, В.А. Кувакин, А. Шерр, Е.Н. Шиянов и др.); по соц
и-
ально
-
педагогичес
кой теории формирования личности в молодежном возрасте в игр
о-
вой деятельности (
У. Баер,
Л.С. Выготский,
Г. Коипп,

Л.А. Цветкова, С.А. Шмаков и
др.). Важным источником для исследования процессов формирования гуманистич
е-
ских ценностных ориентаций средствами
игровых технологий стали труды авторов
теории, методики и организации социально
-
культурной деятельности (М.А. Ариа
р-
ский,

Е.И. Григорьева,
А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, В.Я. Суртаев,
Н.Н. Ярошенко).

Методы исследования:

теоретические


изучение философской, социологич
е-
ской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, те
о-
ретический анализ и синтез научных концепций; эмпирические


опытно
-
экспериментальная работа, включающая диагностический, конста
тирующий и фо
р-
мирующий этапы эксперимента, контент
-
анализ, моделирование, педагогическое н
а-
блюдение, опрос, беседы, интервью, тестирование, математические методы обработки
результатов эксперимента.

Опытно
-
экспериментальной базой исследования

являлись Между
народный
центр «Лингвист», Немецкий культурно
-
образовательный центр в г. Воронеже, Та
м-
бовский государственный университет имени Г.Р.

Державина, Культурно
-
выставочный комплекс «Знаменское
-
Губайлово» в г. Красногорске Московской о
б-
ласти.

7

Общее число участник
ов исследования


552 человека, из них принимали уч
а-
стие в социологическом опросе 312 человек, в формирующем этапе эксперимента


240 человек.

Организация исследования.
На первом этапе (2011

2012 гг.) изучалась и ан
а-
лизировалась научная литература по пробл
еме исследования. Разрабатывались теор
е-
тические основы исследования, были определены цели, задачи, объект, предмет и
рабочая гипотеза исследования, выявлялась роль игровых технологий в процессе
формирования ценностных ориентаций у молодежи, давалось научно
е обоснование
сущности и специфики формирования гуманистических ценностных ориентаций у
молодежи средствами игровых технологий, изучался зарубежный опыт работы по
формированию гуманистических ценностных ориентаций у молодежи. На первом
этапе была разработа
на модель формирования гуманистических ценностных ориент
а-
ций у молодежи средствами игровых технологий, обоснованы педагогические при
н-
ципы, направленные на формирование гуманистических ценностных ориентаций у
молодежи средствами игровых технологий.

Второй
этап (2012

2013 гг.). На данном этапе был определен критериальный а
п-
парат исследования (критерии и соответствующие им показатели), который позволяет
определить уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций у
молодежи; обоснована совокупнос
ть социально
-
культурных условий, способствующих
формированию гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами игр
о-
вых технологий; разработана программа, реализующая модель формирования гуман
и-
стических ценностных ориентаций у молодежи средствами
игровых технологий.

Третий этап (2013

2014 гг.) заключался в апробации разработанных нами соц
и-
ально
-
культурных условий формирования гуманистических ценностных ориентаций у
молодежи средствами игровых технологий. В этот период были подведены итоги и
с-
следова
ния: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских
целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исслед
о-
вания.

Новизна исследования

заключается:




в определении сущности формирования гуманистических ценнос
тных ор
и-
ентаций у молодежи средствами игровых технологий, которая представляет собой
сознательное познание, освоение и принятие гуманистических ценностных ориент
а-
ций молодыми людьми в процессе осуществления игровой деятельности и дальне
й-
шее их использовани
е как вектора собственного жизненного развития;




выявлении специфики формирования гуманистических ценностных орие
н-
таций у молодежи средствами игровых технологий, заключающейся в особом поте
н-
циале культурно
-
досуговой деятельности способной создать педаго
гическое пр
о-
странство, обеспечивающее всестороннее развитие и социализацию личности при
активном использовании игровых технологий;




разработке эффективной педагогической модели, состоящей из взаимосв
я-
занных и взаимодополняющих блоков (целевого, содержате
льно
-
функционального,
организационно
-
процессуального и критериально
-
результативного), обеспечивающих
эффективную реализацию процесса формирования гуманистических ценностных ор
и-
ентаций у молодежи средствами игровых технологий;




обосновании совокупности со
циально
-
культурных условий, позволяющих
поставить субъект в центр культурно
-
досуговой деятельности, направить педагогич
е-
ский потенциал на развитие личности, сформировать потребность принятия гуман
и-
стических ценностных ориентаций в качестве жизненных ориент
иров, проявления
8

активной жизненной позиции, принятия ответственных личных и коллективных р
е-
шений, а также оказывающих позитивное влияние на разностороннее развитие личн
о-
сти в процессе осуществления игровой деятельности;




реализации педагогической програ
ммы, разработанной на основе модели
формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами
игровых технологий, которая включает в себя цели, задачи, содержание, планируемый
результат.

Теоретическая значимость

исследования заключается в у
точнении сущности и
обосновании специфики формирования гуманистических ценностных ориентаций у
молодежи средствами игровых технологий, дополняющих теорию социально
-
культурной деятельности достоверной информацией о педагогическом потенциале
культурно
-
досуго
вой деятельности, способствующей процессу социализации, созн
а-
тельному освоению и принятию гуманистических ценностных ориентаций молодежью в
качестве жизненных ориентиров при активном применении игровых технологий.

Понятийный аппарат теории социально
-
культу
рной деятельности дополнен
уточненным понятием «гуманистические ценностные ориентации», которое заключ
а-
ется в сознательном понимании, освоении и принятии гуманистических ценностных
ориентаций молодежью, а именно в
п
ринятии человека как приоритетной ценност
и, и
использовании этих ориентаций как вектора собственного жизненного развития.

Обоснована и экспериментально доказана необходимость соблюдения социал
ь-
но
-
культурных условий, определяющих эффективность формирования гуманистич
е-
ских ценностных ориентаций у м
олодежи средствами игровых технологий.

Разработана и апробирована модель формирования гуманистических ценнос
т-
ных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий, которая является цел
о-
стной дидактической системой, состоящей из взаимодополняющих блоков:
целевого,
содержательно
-
функционального, организационно
-
процессуального и критериально
-
результативного, направленной на реализацию процесса формирования развитой,
творческой личности, осознающей и принимающей гуманистические ценностные
ориентации в качеств
е жизненных ориентиров.

Обоснован критериальный аппарат исследования, а также система диагностич
е-
ских критериев, состоящих из когнитивного, аксиологического, мотивационно
-
ценностного, деятельно
-
регулятивного критериев, и соответствующих им показат
е-
лей, поз
воляющих определить уровень сформированности гуманистических ценнос
т-
ных ориентаций у молодежи.

Практическая значимость

исследования определяется тем, что полученные р
е-
зультаты позволяют более эффективно осуществлять процесс формирования гуман
и-
стических цен
ностных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий. Ра
з-
работана комплексная педагогическая программа формирования гуманистических
ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий, реализация
которой предоставляет молодым людям возмож
ность приобрести дополнительный
жизненный опыт, развивать свои интеллектуальные, физические и творческие сп
о-
собности, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей самореализации, узнать
свои сильные и слабые стороны, определить собственные жизненные ценно
стные
ориентации. Разработанная в ходе исследования авторская педагогическая программа
может использоваться в процессе организации досуговой деятельности в образов
а-
тельных и культурно
-
досуговых учреждениях с целью развития всесторонней личн
о-
сти, формирован
ия у молодого поколения гуманистических ценностных ориентаций.
Разработанный и экспериментально обоснованный критериальный аппарат предста
в-
9

ляет собой систему диагностических критериев (когнитивный, аксиологический, м
о-
тивационно
-
ценностный, деятельно
-
регуля
тивный), определяющих уровень сформ
и-
рованности гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами игр
о-
вых технологий по качественным и количественным показателям каждого из этих
критериев, благодаря чему процесс формирования гуманистических ценнос
тных ор
и-
ентаций у молодежи средствами игровых технологий становится контролируемым как
по отдельным критериям, так и по общему коэффициенту показателей сформирова
н-
ности гуманистических ценностных ориентаций у молодежи.

На основе широкой опытно
-
эксперимент
альной работы доказана эффективность
социально
-
культурных условий, способствующих формированию гуманистических
ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий.

Материалы исследования могут быть использованы в процессе профессионал
ь-
ной подго
товки педагогов, специалистов социально
-
культурной сферы, а также пр
и-
меняться при организации культурно
-
досуговых проектов, во внеучебной деятельн
о-
сти образовательных учреждений. Результаты диссертационного исследования позв
о-
ляют сделать научно обоснованны
е выводы и рекомендации по организации педаг
о-
гического процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций у мол
о-
дежи средствами игровых технологий.

Достоверность и обоснованность результатов

исследования подтверждаются
их соответствием фундамента
льным положениям, теориям и концепциям социально
-
гуманитарного знания; организацией опытно
-
экспериментальной работы с использ
о-
ванием комплекса методов согласно объекту, предмету, цели и задачам исследования;
положительными изменениями в результате внедрени
я авторской педагогической
программы по формированию гуманистических ценностных ориентаций у молодежи
средствами игровых технологий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность формирования гуманистических
ценностных ориентаций

у молод
е-
жи средствами
игровых технологий представляет собой сознательное познание, п
о-
нимание и принятие гуманистических
ценностных ориентаций

молодежью в качестве
жизненных
ценностных ориентаций

в процессе осуществления игровой деятельности
и дальнейшее использование их как век
тора собственного личностного развития,
обеспечивающего стремление к созидательной активности.

2
. Специфика формирования гуманистических
ценностных ориентаций

у молод
е-
жи средствами игровых технологий определяется особым потенциалом культурно
-
досуговой

деятельности, соответствующей одному из главных принципов гуманизма


п
ринятию человека как приоритетной ценности, ставящей субъект в центр образов
а-
ния, направленной на самостоятельную творческую деятельность с целью самореал
и-
зации и развития собственных
физических, интеллектуальных и творческих спосо
б-
ностей посредством игровых технологий.

3.

Педагогическая модель формирования гуманистических ценностных орие
н-
таций у молодежи средствами игровых технологий включает в себя взаимодопо
л-
няющие блоки: целевой, содер
жательно
-
функциональный, организационно
-
процессуальный и критериально
-
результативный,


которые позволяют реализовать
процесс эффективного формирования гуманистических ценностных ориентаций у
молодежи средствами игровых технологий.

4.

Разработанный и эксперим
ентально обоснованный критериальный аппарат,
состоит из диагностических критериев (когнитивный, аксиологический, мотивацио
н-
но
-
ценностный, деятельно
-
регулятивный) и соответствующих им показателей, опр
е-
10

деляющих уровни (высокий, средний, низкий) сформированно
сти гуманистических
ценностных ориентаций у молодежи, позволяющих осуществлять мониторинг данн
о-
го процесса.

5.

К социально
-
культурным условиям формирования гуманистических ценн
о-
стных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий относятся:




реализация

важнейших педагогических принципов: ориентация на действие,
цельность проекта, соблюдение принципов соучастия, добровольного участия, орие
н-
тации на современную действительность, доброжелательности к ошибкам и ориент
а-
ции на сильные стороны, принципа самост
оятельного обучения в группе, открытости
к многообразию и т.д.;




применение обоснованного, экспериментально проверенного критериальн
о-
го аппарата исследования, который позволит определить уровень сформированности
гуманистических ценностных ориентаций у мо
лодежи;




привлечение подготовленных сотрудников, участвующих в педагогическом
процессе (руководители, педагоги, игротехники), способных развивать

активную
жизненную позицию молодых людей, инициативность, мотивировать на творческое,
интеллектуальное и физ
ическое развитие, видеть и развивать сильные стороны ка
ж-
дой личности, формировать умения и навыки, необходимые современной личности,
обладающей сформированными гуманистическими
ценностными ориентациями
;




реализация педагогической модели, построенной на
активном включении в
игровую деятельность,

состоящей из взаимосвязанных и взаимодополняющих комп
о-
нентов, обеспечивающих реализацию процесса формирования

гуманистических це
н-
ностных ориентаций у молодежи
;




техническое и методическое

обеспечение, в частност
и, наличие педагогич
е-
ской программы, направленной на формирование гуманистических
ценностных ор
и-
ентаций

у молодежи средствами игровых технологий.

6. Педагогическая программа «Сундук Мудреца», которая направлена на форм
и-
рование гуманистических ценностных ор
иентаций у молодежи при использовании
игровых технологий, ставит в центр обучения субъект, что способствует разност
о-
роннему развитию личности, пониманию значения гуманистических ценностных ор
и-
ентаций. В результате реализации программы формируется потребнос
ть принятия
гуманистических ценностных ориентаций у молодых людей в качестве приоритетных
жизненных ориентиров, умение принимать ответственные личные и коллективные
решения, формируется потребность постоянного развития своих интеллектуальных,
физических и
творческих способностей, проявления активной жизненной позиции,
осознанного поведения в соответствии с гуманистическими ценностными ориент
а-
циями, недопущения иного поведения.

Апробация и внедрение результатов

исследования осуществлялись на базе
Международ
ного центра «Лингвист» в г. Воронеже. Основные положения и выводы
диссертации были отражены: в выступлениях на международных, всероссийских и
межрегиональных научно
-
практических конференциях («Стрельцовские чтения»,
Москва, МГУКИ, 2013 г.; «Межкультурное в
заимодействие в современном обществе:
проблемы и перспективы развития», Орёл, ОГИИК, 2014 г.; «Наука в информацио
н-
ном пространстве», Днепропетровск, материалы
IX

Международной научно
-
практической конференции, 2013 г., и др.); в публикациях, в том числе в рецензиру
е-
мых ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России,


«Вестнике Воронежского государственного технического университета» (Воронеж,
ВГТ
У, 2013 г.); в процессе собственной педагогической деятельности в качестве о
т-
11

рядного педагога и начальника лагеря в проектах отдела «Зазеркалье» на базе Межд
у-
народного центра «Лингвист» в г. Воронеже.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из
введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложений.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во
введении

обосновывается актуальность проблемы исследования и степень ее
разработанности; раскрыты цель, предмет, объект, задачи исследования; охарактер
и-
зованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы
основные положения, выносимые на

защиту.

Первая глава

«Формирование гуманистических ценностных ориентаций у
молодежи средствами игровых технологий как научно
-
педагогическая пробл
е-
ма»

содержит теоретический анализ литературных источников по проблеме исслед
о-
вания, в ходе которого выявлена
роль игровых технологий в формировании ценнос
т-
ных ориентаций у подрастающего поколения, а также сущностная характеристика и
специфика формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодежи
средствами игровых технологий, определены социально
-
культурн
ые условия эффе
к-
тивного осуществления педагогического процесса, а также представлена разработа
н-
ная модель формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодежи
средствами игровых технологий.

В параграфе

1.1

«Роль игровых технологий в формировании ц
енностных
ориентаций у молодежи»

отмечается
необходимость воспитания разносторонне и
гармонично развитой личности, обладающей сформированными ценностными орие
н-
тациями.

Для создания нового общества наибольшее внимание необходимо обратить на м
о-
лодежь, так ка
к именно эта социальная группа является экономическим, политическим
и культурным потенциалом страны. В исследовании отмечается, что
при выборе путей
формирования ценностных ориентаций у молодежи необходимо отдавать предпочтение
игровой деятельности, учитыв
ающей специфику данной социальной группы.

Анализ литературы показал, что еще в древности философы уделяли внимание
игре и рассматривали ее как способ обучения и воспитания подрастающего покол
е-
ния. Однако теоретические исследования игры начались только во
2
-
й половине XIX
в. К. Гросс, Г.

Спенсер, К. Бюлер, Ф. Бойтендайк, Ф. Шиллер и др. были первыми
авторами, которые попытались определить понятие игры и ее характерные черты.

Существенную роль в понимание и толкование игры внесли такие западные пс
и-
хологи и ф
илософы, как Э. Берн, Р. Винклер, Г.
-
Х. Гадамер,

Ж.
-
П. Сартр, З. Фрейд.

В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы,
внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали
И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодск
ий, Д.Б.

Эльконин, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев и др.
Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятел
ь-
ности, руководство игрой разрабатывали Н.А. Ани
кеева, Н.Н. Богомолова, В.Д.
П
о-
номарев, С.А. Смирнов, С.А.

Шмаков и др. В
диссертации отмечается, что на пере
д-
ний план в игре выходит игровой процесс, а не ее результат.

В ХХ в. педагоги рассмотрели игру как метод воспитания более подробно.

С.Л. Рубинштейн, Л.С.

Выготский, Г.В. Плеханов,

А.В. Волохов утверждали, что игра


это

вид деятельности, воссоздающий ситуации, направленные на усвоение обществе
н-
ного опыта, способствующий процессу социализации, а также гармоничному развитию
12

личность, в котором, главным образом, складывается и совершенствуется самоуправл
е-
ние поведением.

Сог
лашаясь с мнением С.А. Шмакова, мы выделяет следующие черты, присущие
большинству игр: свободная развивающая деятельность; творческий, импровизацио
н-
ный, активный характер этой деятельности; эмоциональная приподнятость деятельн
о-
сти; наличие прямых или косве
нных правил.

В педагогической литературе подробно описан опыт использования игровых
технологий в учебно
-
воспитательном процессе (Н.П. Аникеева, Г.В. Винникова,

В.М. Григорьев, О.С. Газман, Е.С. Малах, С.А. Смирнов, Б.А. Титов и др.).

Особое внимание в дис
сертации уделяется функциям столь популярных среди
молодежи игровых технологий, которые способствуют эффективному формированию
ценностных ориентаций

у молодого поколения: социокультурная, коммуникативная,
диагностическая, терапевтическая и коррекционная
функции, функция самореализ
а-
ции, а также развлекательно
-
рекреативная функция.

Благодаря совокупности данных функций, игровые технологии оказываются
наиболее выигрышными и эффективными в формировании жизненных
ценностных
ориентаций

у молодежи, способными ак
тивизировать деятельность молодых людей,
спровоцировать мотивацию достижения, создать условия для самостоятельного и
н-
теллектуального, творческого и физического развития, дать возможность принимать
решения и вести за них как личную, так и групповую ответств
енность.

В контексте нашего исследования ведущую роль играют современные квестовые
игровые технологии, которые строятся на с
южетно
-
ролевом моделировании, что по
д-
разумевает под собой создание игровой деятельности с включением в неё разработа
н-
ных ролей и ра
зличных задач.

При применении квестовых игровых технологий участники проходят полный
цикл мотивации


от внимания до удовлетворения, знакомятся с занимательным м
а-
териалом, который позволяет молодым людям исследовать, обсуждать и осознанно
строить новые кон
цепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая
проекты, имеющие практическую значимость.

Опираясь на мнение И.Н. Сокола, в исследовании рассматривается квест как
технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой за
м
ы-
сел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила и реализуется с
целью повышения у учащихся знаний и умений
XXI

в.

В параграфе 1.2

«Сущность и специфика формирования гуманистических
ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий»
особое вн
и-
мание уделяется раскрытию понятия «гуманистические ценностные ориентации», а
также рассмотрению социально
-
культурной деятельности как эффективного средства
воздействия на личность, е
е мировоззрение, формирование ценностных ориентаций.

Понятие ценности зародилось в рамках философской науки и положило начало
ее специальной области


аксиологии (теории ценности), которая исследует природу
ценностей, их место в реальности, структуру ценно
стного мира, их отражение в
структуре личности. О ценности писали еще древнегреческие философы в V

IV вв.

до н. э. Однако только в период Просвещения, благодаря И. Канту, понятие «це
н-
ность» впервые было введено в научный оборот. Исследованием установлено,

что на
протяжении веком ценность носила гуманистический характер.

Интерес к понятиям «ценность», «гуманизм» носили лавинообразный характер.
В

XIX

XX вв. произошел новый теоретический интерес к проблеме ценностей в ф
и-
лософии. Анализ литературы показал, чт
о понятие ценности по
-
разному интерпрет
и-
13

ровалось в различных философских системах. В аспекте
«
натуралистической
»

акси
о-
логии Р.Б. Перри и Дж. Дьюи, М. Вебер и Э.

Дюркгейм осуществляли социологич
е-
ский подход. Логико
-
семантический и семиотический анализ ценности осуществляли
Дж. Мур и Б.

Рассел, Л.

Витгенштейн и А. Ричардс, Ф. де Соссюр и Ч.У. Моррис,
Я.

Мукаржовский и К.И.

Льюис. Серьезную разработку получила аксиология в фен
о-
менологической философ
ии Э. Гуссерля, М. Шелера, Н. Гартмана, Р.

Ингардена,

Г. Шпета, М. Дюфренна, поскольку она выявила одну из важнейших аксиом аксиол
о-
гии


интенциональность ценностного отношения. В объективно
-
онтологических
системах (В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Шелера
, Н.

Гартмана) ценность рассма
т-
ривалась как понятие, обозначающее достоинства духовного бытия человека.

Представители субъективного идеализма (В. Вунд, Ф. Йодль, Ф. Паульсен) о
п-
ределяли ценности как проявление сознания, психологического настроя.

В контекс
те нашего исследования использовался социокультурный подход при
определении

ценности. В основе такого подхода лежит проблема взаимодействия
различных систем ценностей: идеалов личности и идеалов общества, которые востр
е-
бованы в данный период времени на кон
кретной территории.

Начало нового тысячелетия ознаменовалось активизацией мирового гуманистич
е-
ского движения, что подтверждают многочисленные конференции, посвященные теме
гуманизма, а также сообщества, занимающиеся проблемами гуманизации общества.

В дисс
ертации обосновано мнение автора,
что современное общество нуждается
в личности, обладающей гуманистическими ценностными ориентациями.

При определении современных гуманистических ценностных ориентаций мы о
т-
талкивались от общих черт гуманистического мировоз
зрения, которые были приняты в
программных документах Российского гуманистического общества, учитывающих как
нашу национальную гуманистическую традицию, так и опыт мировой гуманистической
мысли.

Проведенный нами анализ литературы позволяет утверждать, что
гуманистич
е-
ские
ценностные ориентации

представляют собой
п
ринятие человека как приорите
т-
ной ценности; способность вести осознанную жизнь, умение принимать личные и
коллективные решения, нести ответственность за эти решения; постоянное развитие
своих интелл
ектуальных, физических и творческих способностей; проявление акти
в-
ной жизненной позиции, а также совершение поступков в соответствии с гуманист
и-
ческими
ценностными ориентациями
, недопущение иного поведения.

Ценности формируются и реализуются в социально
-
ку
льтурной деятельности.
Под социально
-
культурной деятельностью мы понимаем совокупность педагогич
е-
ских технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в рег
у-
лятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализ
и-
рующие
воспитательные процессы
.

Личность гуманная, свободная не терпит авторитарной, принудительной сист
е-
мы социализации и воспитания. Досуг как сфера свободного и самостоятельного в
ы-
бора деятельности получает безусловные преимущества в педагогическом процессе.

Досуг, как доказано в трудах М.А. Ари
арского, С.Н. Иконниковой, Э.В.
Сокол
о-
ва, В.Е. Триодина, Г.Н. Новиковой, обладает серьезным педагогическим потенциалом
для гармонизации ценностных систем человека и окружающего мира, благодаря к
о-
торому происходит социал
ьно
-
культурное развитие личности и формирование у него
гуманистических
ценностных ориентаций
.

Учитывая отечественный и зарубежный педагогический опыт, мы можем утве
р-
ждать, что при формировании гуманистических
ценностных ориентаций

у молодежи
14

средствами игр
овых технологий образовательные процессы должны рассматриваться
с точки зрения субъекта (Г. Тирш). Культурно
-
досуговая деятельность как способ
педагогического воздействия содержит главный принцип гуманизма, а именно прин
я-
тие человека как приоритетной ценно
сти, и ставит субъект в центр образования, что
является ключевым моментом в развитии личности и формировании у нее гуманист
и-
ческих ценностных ориентаций.

Проведенный теоретических анализ позволил выявить сущность и специфику
формирования гуманистических ц
енностных ориентаций у молодежи средствами
игровых технологий.

В параграфе 1.3

«Модель формирования гуманистических ценностных ор
и-
ентаций у молодежи средствами игровых технологий»
,

опираясь на изложенные
ранее теоретические положения о гуманистических ценн
остных ориентациях и сп
е-
цифике их формирования, нами была разработана модель формирования гуманист
и-
ческих
ценностных ориентаций

у молодежи средствами игровых технологий.

В рамках диссертационного исследования модель формирования гуманистич
е-
ских
ценностных
ориентаций

у молодежи средствами игровых технологий рассматр
и-
вается как целостная дидактическая система, направленная на реализацию процесса
формирования развитой, творческой личности, осознающей и принимающей гуман
и-
стические
ценностные ориентации

в качестве вектора жизненного развития, состо
я-
щая из взаимодополняющих блоков: целевого, содержательно
-
функционального, о
р-
ганизационно
-
процессуального и критериально
-
результативного, которые направлены
на реализацию процесса эффективного формирования гума
нистических
ценностных
ориентаций

у молодежи средствами игровых технологий (рис. 1).

Целевой блок

определяет цель и задачи формирования гуманистических
ценн
о-
стных ориентаций

у молодежи средствами игровых технологий. В работе обоснованы
принципы и подходы к данному процессу.

Содержательно
-
функциональный блок

педагогической модели содержит практ
и-
ческую программу по формированию гуманистических
ценностных ориентаций

у мол
о-
дежи
средствами игровых технологий и их функций. Основу содержания программы,
рассчитанной на 1 календарный год, составляют 5 авторских игровых проектов.

Организационно
-
процессуальный блок

включает в себя этапы реализации прое
к-
тов, состоящих из структурных ком
понентов (мотивационный, процессуально
-
содержательный, аналитическо
-
корректирующий), и социально
-
культурные условия,
направленные на эффективное формирование гуманистических
ценностных ориент
а-
ций

у молодежи средствами игровых технологий.

Наполнение данных
блоков направлено на обеспечение системной организации
культурно
-
досуговой деятельности молодежи, где основным средством при этом в
ы-
ступают игровые технологии, применение которых оказывает влияние на процесс
формирования гуманистических
ценностных ориентац
ий

на критериально заданной
основе.

Критериально
-
результативный блок.

Для оценки результатов модели формир
о-
вания гуманистических
ценностных ориентаций

у молодежи средствами игровых
технологий был разработан критериальный аппарат, содержащий 4 критерия. Пре
д-
ложенные критерии, соответствующие им показатели позволяют выявить уровень
сформированнности гуманистических
ценностных ориентаций

у молодежи.

Таким образом, содержательное наполнение критериев и их качественные хара
к-
теристики позволят выявить у молодежи

индивидуальный уровень (высокий, средний,
низкий) сформированности гуманистических
ценностных ориентаций
.

15









Целевой блок

Цель:

формирование гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами
игровых технологий

Задачи:



ознакомление и разъяснение понятия гуманистических ценностных ориентаций;



формирование потребности самостоятельного осознания и принятия гуманист
и-
ческих ценностных ориентаций, как жизненных принципов и ориентиров;



формирование потребности принимать от
ветственные личные и коллективные
решения;



развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей при активном
включении в игровую деятельность;



формирование личной потребности проявления активной жизненной позиции;



формирование способностей оценивать жизненные ситуации, поступки людей,
умение делать выбор, совершать поступки и расставлять приоритеты в соответс
т-
вии с принятыми гуманистическими ценностями.

Подходы:

системный,
гуманистический, аксиол
о-
гический, культу
рологич
е-
ский, творческий и индив
и-
дуальный.

Принципы:

ориентации на действие, цельности, при
н-
цип соучастия, добровольного участия, ориентации на
современную действительность или принцип актуал
ь-
ности, опыт самоэффективности, доброжелательности
к ошибкам и о
риентации на сильные стороны, сам
о-
стоятельного обучения в группе, открытости к многоо
б-
разию, совместной работы с экспертами
,

деятелями
культуры и искусства, гласности и признания.




Содержательно
-
функциональный
блок

Практическая программа
«Сундук
Мудреца», вкл
ю-
чающая 5 авторских игр
о-
вых проектов.

Функции
: социокультурная, коммуникативная, диагн
о-
стическая, терапевтическая и коррекционная, развл
е-
кательно
-
рекреативная, функция самореализации.





Организационно
-
процессуальный
блок

Социально
-
культурные
условия:

реализация
важнейших принципов:
ориентации на действие,
цельности проекта, собл
ю-
дение принципов соуч
а-
стия, добровольного уч
а-
стия, ориентации на с
о-
временную действител
ь-
ность, открытость к мног
о-
образию и т.д.; наличие
обоснова
нного экспер
и-
ментально проверенного
критериального аппарата;
наличия подготовленных
сотрудников, наличие
практической программы,
реализующей модель
формирования гуманист
и-
ческих ценностей у мол
о-
дежи; построенной на
активном включении в
игровую деятельность
;

техническое обеспечение.

Этапы реализации:

Мотивационный:

Мотивы:

познавательные,
творческие, социальные,
ре
к-
реационно
-
досуговый, мотив
реализации своих личных к
а-
честв и способностей или мотив
достижения

Процессуально
-
содержательный:

Методы:

исследование, и
н-
формирование и разъяснение,
пример, вовлечение в деятел
ь-
ность, поощрение.

Формы:

массовые, групповые,
индивидуальные.

Средства:

живое слово, общ
е-
ние, сценическая речь, теа
т-
ральное искусство, ролевая
игра, изобразительное искусс
т-
во, музыка,

мастерство рукод
е-
лия, спорт, литература, разли
ч-
ные технические и наглядные
средства.

Аналитико
-
корректирующий:

Анализ промежуточных данных





Критериально
-
результативный
блок


Критерии:

когнитивный, аксиологический, мотивационно
-
ценностный,
деятельно
-
регулятивный.

Уровни:
высокий, средний, низкий

Результат:

повышение уровня сформированности гуманистических ценностных
ориентаций у молодежи средствами игровых технологий.


Рис. 1.
Модель формирования гуманистических ценностных ориентаций

у

молодежи средствами игровых технологий


16

Результатом модели является повышение уровня сформированности гуманист
и-
ческих
ценностных ориентаций
, отражающегося в понимании, осознании и принятии
гуманистических
ценностных ориентаций

как жизненных
ценностных ори
ентаций
,
сформированной потребности принимать ответственные личные и коллективные р
е-
шения, активном развитии собственных интеллектуальных, физических и творческих
способностей, проявлении активной жизненной позиции, умениях оценивать жизне
н-
ные ситуации, по
ступки людей, совершать поступки и расставлять приоритеты в с
о-
ответствии с принятыми гуманистическими
ценностными ориентациями
.

Полученные теоретические результаты послужили основой для проведения эк
с-
периментальной части диссертационного исследования.

Втор
ая глава

«Опытно
-
экспериментальная работа по формированию гум
а-
нистических ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых технол
о-
гий»

посвящена выявлению социально
-
культурных условий, способствующих пр
о-
цессу формирования гуманистических ценностных орие
нтаций у молодежи, реализ
а-
ции целостной структурно
-
содержательной модели, научному обоснованию эффе
к-
тивности социально
-
культурных условий опытно
-
экспериментальным путем.

В параграфе 2.1
«Анализ социально
-
культурных условий, способствующих
формированию гума
нистических ценностных ориентаций у молодежи»
предста
в-
лена гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что форм
и-
рование гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых
технологий будет успешным при соблюдении следу
ющих социально
-
культурных
условий:

реализации важнейших педагогических принципов: ориентация на действие,
цельность проекта, соблюдение принципов соучастия, добровольного участия, орие
н-
тация на современную действительность, доброжелательность к ошибкам и о
риент
а-
ция на сильные стороны, принцип самостоятельного обучения в группе, открытость к
многообразию и т.д.; применении обоснованного, экспериментально проверенного
критериального аппарата исследования; привлечении подготовленных сотрудников;
реализации пед
агогической модели; техническом и методическом обеспечении, в
частности, использовании педагогической программы, построенной на активном
включении в игровую деятельность по формированию гуманистических ценностных
ориентаций у молодежи.

Проведение опытно
-
экспериментальной работы включало следующие этапы:
констатирующий
,

формирующий и контрольный.

Опытно
-
экспериментальная работа проводилась с 2011 по 2014 г. на базе Ме
ж-
дународного центра «Лингвист», Немецкого культурно
-
образовательного центра

в г. Воронеже, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина,
Культурно
-
выставочного комплекса «Знаменское
-
Губайлово» г. Красногорска Мо
с-
ковской области.


В эксперим
ентальной работе в общей сложности приняло участие 552 человека,
из них 388 школьников в возрасте 14
-
17 лет, 68 студентов, а также 96 педагогов, игр
о-
техников и других работников культурно
-
досуговой сферы.

Констатирующий этап проходил в период с 2011 по 20
12 г.

Культурно
-
досуговые проекты обладают глубоким педагогическим потенци
а-
лом, поэтому важным аспектом опытно
-
экспериментальной работы являлся анализ
социально
-
культурных условий. На данном этапе проводилось изучение целей, задач
культурно
-
досуговых прое
ктов, содержания учебно
-
методических комплексов, н
а-
правленных на организацию досуговой деятельности молодежи. Также было провед
е-
17

но интервьюирование сотрудников, участвующих в реализации культурно
-
досуговых
проектов.

Проведенный нами анализ культурно
-
досуг
овых проектов выявил активное и
с-
пользование игровых технологий, способствующих развитию личности, а также ча
с-
тичную реализацию социально
-
культурных условий, способствующих формированию
гуманистических ценностных ориентаций у молодежи. К ним относятся: част
ичное
соблюдение педагогических принципов, направленных на формирование гуманист
и-
ческих ценностных ориентаций у молодежи при реализации культурно
-
досуговых
проектов, достаточная техническая оснащенность.

Педагоги и кураторы культурно
-
досуговых проектов, б
езусловно, понимают
важность формирования жизненных ценностных ориентаций у молодых людей и о
б-
ладают необходимыми педагогическими знаниями и навыками. Однако при этом они
не имеют четкого представления о современном социальном заказе, не имеют точного
пред
ставления о гуманистических ценностных ориентациях и, как следствие, не ведут
целенаправленной работы по их формированию.

Также нами был констатирован факт отсутствия педагогической модели и ко
м-
плексной программы, направленной на формирование гуманистическ
их ценностных
ориентаций у молодежи.

На констатирующем этапе опытно
-
экспериментальной работы в диссертационном
исследовании были определены диагностические методики, которые позволили изучить
исходный уровень сформированности гуманистических ценностных ори
ентаций у м
о-
лодежи.

Из общих результатов исходного диагностирования нами были отобраны данные
участников, которые вошли в экспериментальную и контрольную группы.

Результаты первичной диагностики показали, что экспериментальная и ко
н-
трольная группы облада
ют примерно одинаковыми суммарными показателями уровня
сформированности гуманистических ценностных ориентаций.

Высоким уровнем сформированности гуманистических ценностных ориентаций
в экспериментальной группе обладает 15,4% испытуемых, в контрольной выборк
е


14,5%. Средний уровень в экспериментальной группе имеет 37,5% испытуемых, в
контрольной


39,4%. Низкий уровень сформированности гуманистических ценнос
т-
ных ориентаций был выявлен у 47,1% испытуемых в экспериментальной группе и
46,1% в контрольной от об
щего числа респондентов.

Проведенная первичная диагностика выявила большую группу молодых людей с
низким уровнем сформированности гуманистических ценностных ориентаций. Обл
а-
дая высоким уровнем активности, желанием познавать и исследовать окружающий
мир, мо
лодые люди не задумываются о своих жизненных целях, зачастую копируют
поведение других людей. Они не знают путей, через которые можно познать, а затем
и развивать свои личные сильные стороны, получая при этом удовлетворение от ун
и-
кальности своей личности.

Результаты первичной диагностики позволили утверждать, что при формировании
гуманистических ценностных ориентаций необходимо учитывать комплекс социально
-
культурных условий, способствующих данному процессу, к которым мы относим:


реализацию педагогических

принципов (цельность проекта, ориентация на
сильные стороны и т.д.);


привлечение подготовленных сотрудников;


наличие модели, направленной на формирование гуманистических ценнос
т-
ных ориентаций;

18


применение критериального аппарата, определяющего уровень сфор
мир
о-
ванности гуманистических ценностных ориентаций;


техническое обеспечение;


применение программ, реализующих модель формирования гуманистич
е-
ских ценностных ориентаций у молодежи.

В параграфе 2.2

«Реализация модели формирования гуманистических ценн
о-
стных о
риентаций у молодежи средствами игровых технологий»

описан форм
и-
рующий этап опытно
-
экспериментальной работы, который заключался в разработке и
апробации программы, направленной на реализацию комплексной модели формир
о-
вания гуманистических ценностных ориент
аций у молодежи средствами игровых
технологий.

Практическая работа по осуществлению целенаправленной подготовки сотрудн
и-
ков и апробации опытно
-
экспериментальной программы проводилась в период с 2012
по 2014 г. В реализации программы участвовало 208 предста
вителей молодежи, 32 с
о-
трудника.

В исследовательской работе в качестве основных технологий, способствующих
эффективному формированию гуманистических ценностных ориентаций у молодежи,
были определены игровые технологии, с помощью которых создается игровая р
еал
ь-
ность


уникальное пространство для развития многогранной личности, включающая
в себя различные виды творческой деятельности, в условиях которой происходит по
д-
готовка молодых людей к жизненным ситуациям, развиваются их творческие, физ
и-
ческие и интеллек
туальные способности, реализуется процесс осознания гуманист
и-
ческих ценностных ориентаций, а также формируется потребность в выборе гуман
и-
стических ценностных ориентаций в качестве жизненных ориентиров.

Организационно
-
процессуальную основу программы соста
вила авторская м
о-
дель формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами
игровых технологий, представленная в теоретической части данного диссертационн
о-
го исследования.

Программа «Сундук Мудреца», основана на игровой деятельности,
включает в
себя цели, задачи, содержание, планируемый результат. В свою очередь, содержание
программы состоит из 5 игровых проектов, выполняющих каждую из задач програ
м-
мы, выделяя при этом одну ведущую. Проект имеет 3 этапа реализации: мотивацио
н-
ный, проце
ссуально
-
содержательный, аналитико
-
корректирующий, а также план
и-
руемый результат.

В качестве основной цели программы мы определили повышение уровня сфо
р-
мированности гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами и
г-
ровых технологий.

Для достиже
ния поставленной цели содержание программы было направлено на
выполнение следующих задач:




ознакомление и разъяснение понятия гуманистических ценностных ориент
а-
ций;




формирование потребности самостоятельного осознания и принятия гуман
и-
стических ценност
ных ориентаций как жизненных ориентиров;




формирование потребности принимать ответственные личные и коллекти
в-
ные решения;




развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей при а
к-
тивном включении в игровую деятельность;

19




формирование ли
чной потребности проявления активной жизненной поз
и-
ции;




формирование способностей оценивать жизненные ситуации, поступки л
ю-
дей, умение делать выбор, совершать поступки и расставлять приоритеты в соотве
т-
ствии с принятыми гуманистическими ценностными орие
нтациями.

При разработке программы мы учли следующие подходы: системный, культур
о-
логический, гуманистический, аксиологический, индивидуальный, творческий.

Содержание программы «Сундук Мудреца» состоит из 5 квестовых игр продо
л-
жительностью 5 и 7 дней. Кажды
й из проектов выполняет все значимые функции и
г-
ровых технологий при формировании гуманистических ценностных ориентаций у
молодежи: социокультурную, коммуникативную, диагностическую, терапевтическую
и коррекционную, развлекательно
-
рекреативную, функцию само
реализации.

При разработке программы нами были учтены методы, которые не только ра
с-
крывают сюжетную линию квеста, но и способствуют формированию гуманистич
е-
ских ценностных ориентаций у молодежи, а именно: метод исследования, метод и
н-
формирования и разъясне
ния, пример
-
метод, метод вовлечения в деятельность, поо
щ-
рение.

Квестовый вид игры позволил реализовать все необходимые педагогические
принципы: ориентация на действие; цельность проекта; соблюдение принципа соуч
а-
стия; добровольное участие; ориентация на с
овременную действительность, или
принцип актуальности; опыт самоэффективности; принцип доброжелательности к
ошибкам и ориентации на сильные стороны; принцип самостоятельного обучения в
группе; открытость к многообразию; совместная работа с экспертами, деят
елями
культуры и искусства; принцип гласности и признания.

Помимо разработанной программы была проведена подготовка сотрудников
экспериментальной группы.

В результате проведенной подготовки сотрудники, вошедшие в экспериментал
ь-
ную группу, были ознакомлены

с современным заказом общества, задачами субъек
т-
ного образования. Педагоги изучили понятие «гуманистические ценностные ориент
а-
ции», приняли во внимание цель и задачи программы, подробно разобрали педагог
и-
ческие принципы работы при реализации программы «Су
ндук Мудреца». Благодаря
организованной квестовой игре сотрудники закрепили и применили на практике п
о-
лученные знания.

При реализации программы нами было подготовлено и использовано все нео
б-
ходимое техническое оборудование (принтер, 3 ноутбука, 2 рации, ос
ветительное
оборудование и т.д.).

Важным моментом опытно
-
экспериментальной программы, внедренной нами в
ходе проведения формирующей части исследования, стало обеспечение социально
-
культурных условий, что позволило нам поставить субъект в центр культурно
-
до
суговой деятельности, направить педагогических потенциал на развитие личности,
сформировать потребность принятия гуманистических ценностных ориентаций в к
а-
честве жизненных ориентиров.

В параграфе 2.3

«Результаты опытно
-
экспериментальной работы по форм
и-
ров
анию гуманистических ценностных ориентаций у молодежи средствами и
г-
ровых технологий»
представлен третий этап нашей опытно
-
экспериментальной р
а-
боты


контрольный.

На данном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика в эксп
е-
риментальной и контро
льной группах по выявлению уровня сформированности гум
а-
20

нистических ценностных ориентаций, а также подведены общие итоги всей опытно
-
экспериментальной работы.

После проведенной опытно
-
экспериментальной работы нами было проведено
повторное интервьюирование с
отрудников.

Важным положительным фактором является изменение отношения педагогов к
необходимости формирования гуманистических ценностных ориентаций у молодежи.
Педагоги и игротехники, вошедшие в экспериментальную группу, на вопрос, необх
о-
димо ли формироват
ь такие ценности у молодежи, 100% дали положительный ответ.

Мы считаем, что данный результат был достигнут за счет проведенной подг
о-
товки педагогического состава экспериментальной группы, разъяснения педагогам
сущности гуманистических ценностных ориентаци
й.

Говоря о критериях и показателях сформированности гуманистических ценнос
т-
ных ориентаций у молодежи, следует отметить, что результат зависит от личности и
деятельности педагога, основанной на постановке субъекта в центр педагогического
процесса и учете
важнейших педагогических принципов.

Проведение двух замеров


в начале эксперимента (ноябрь 2013) и в конце (д
е-
кабрь 2014)


позволили сравнить результаты и сделать выводы об эффективности
авторской программы.

На контрольном этапе нами был повторно изучен

общий уровень сформирова
н-
ности гуманистических ценностных ориентаций у молодежи в экспериментальной и
контрольной группах. На основе совокупностей всех показателей мы определили в
ы-
сокий, средний и низкий уровни у каждого участника в обеих группах (табл.1,

2).


Таблица 1

Общий уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций
у

молодежи до эксперимента


Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Когнитивный (25%)

3,1%

3,4%

Аксиологический (25%)

11%

10,6%

Мотивационно
-
ценностный
(25%)

14,7%

15%

Деятельно
-
регулятивный (25%)

12%

11,3%

Итого (100%)

40,8%

40,3 %


Таблица 2

Общий уровень сформированности гуманистических ценностных ориентаций
у

молодежи после эксперимента


Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Когнитивный
(25%)

18,75%

3,97 %

Аксиологический (25%)

20,7%

10,7%

Мотивационно
-
ценностный
(25%)

23,3%

17,05%

Деятельно
-
регулятивный (25%)

18,8%

11,3%

Итого (100%)

81,55%

43,02%


21

Анализ позволяет сделать вывод о том, что до эксперимента в обеих группах
(контрольной и экспериментальной) преобладали молодые люди с
низким уровнем
сформированности гуманистических
ценностных ориентаций
. В обеих группах были
участники со средним уровнем
активности, при этом они не знали и не понимали зн
а-
чения гуманистических
ценностных ориентаций
. Испытуемые данной группы не зн
а-
ли своих сильных сторон либо давали противоречивые ответы, четко не представляли
свои жизненные цели и пути их достижения. Они об
ладали определенным кругом
интересов, при этом занимались любимым делом нерегулярно, либо быстро бросали
при возникновении каких
-
либо трудностей.

Как и на констатирующем этапе опытно
-
экспериментальной работы, нами были
повторно определены уровни сформиров
анности гуманистических ценностных ор
и-
ентаций у каждого из молодых людей в обеих группах.

Обобщая данные экспериментальной работы, мы проанализировали промеж
у-
точные результаты по выделенным критериям, что дало возможность распределить
участников эксперимента по уровням сформированности гуманистических ценнос
т-
ных ориентаций (табл. 3, 4).


Таблица 3

Результаты исходного уровня сформированности гуманистических це
нностных
ориентаций у молодежи экспериментальной группы


Уровень сформированности

гуманистических ценностей

До эксперимента

После эксперимента

количество
человек (104)

%

количество
человек (104)

%

Высокий

16

15,4

79

75,9

Средний

39

37,5

23

22,2

Низкий

49

47,1

2

1,9


Таблица 4

Результаты исходного уровня сформированности гуманистических ценностных
ориентаций у молодежи контрольной группы


Уровень сформированности

гуманистических ценностей

До эксперимента

После эксперимента

количество
человек
(104)

%

количество
человек (104)

%

Высокий

15

14,5

14

13,5

Средний

41

39,4

43

41,3

Низкий

48

46,1

47

45,2


В результате реализации авторской программы количество молодых людей, о
б-
ладающих высоким уровнем сформированности гуманистических ценностных орие
н-
таций, в экспериментальной группе выросло с 15,4 до 75,9%, в то время как в ко
н-
трольной группе данный показатель даже снизился (до эксперимента


14,5%, после
эксперимента


13,5%). Эта тревожная тенденция свидетельствует о том, что без учета
социально
-
ку
льтурных условий и специальной подготовки педагогического состава
даже активные молодые люди могут терять вектор развития своей личности и стан
о-
виться менее инициативными в различных сферах жизни.

22

Работа, проведенная на протяжении 11 месяцев в эксперимента
льной группе,
созданной на базе Международного центра «Лингвист» города Воронежа, позволила
подтвердить гипотезу исследования. Таким образом, мы можем утверждать, что пр
о-
цесс формирования гуманистических ценностных ориентаций будет эффективным
при учете ко
мплекса выделенных нами социально
-
культурных условий, к которым мы
относим:


реализацию педагогических принципов (цельность проекта, ориентация на
сильные стороны и т.д.);


привлечение подготовленных сотрудников;


наличие модели, направленной на формирование
гуманистических ценнос
т-
ных ориентаций;


применение критериального аппарата, определяющего уровень сформир
о-
ванности гуманистических ценностных ориентаций;


техническое обеспечение;


применение программ, реализующих модель формирования гуманистич
е-
ских ценностны
х ориентаций у молодежи.

В ходе опытно
-
экспериментальной работы была доказана эффективность авто
р-
ской программы, которая была основана на модели формирования гуманистических
ценностных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий.

Мы показали, что и
гровая деятельность как способ проведения интересного д
о-
суга способна выполнить самые сложные педагогические задачи и создать условия
для эффективного формирования гуманистических ценностных ориентаций у мол
о-
дежи. При этом процесс формирования жизненных це
нностных ориентаций станови
т-
ся управляемым и представляет собой структуру взаимосвязанных и дополняющих
друг друга компонентов, способствующих процессу социализации молодых людей и
приобретению необходимого жизненного опыта.

В
заключении

обобщены результат
ы исследования, подтверждающие гипотезу
и положения, выносимые на защиту.

На основе полученных в ходе теоретического анализа и проведения экспериме
н-
тальной работы результатов формулируются следующие выводы:

1. Формирование гуманистических ценностных орие
нтаций у подрастающего
поколения на современном этапе развития общества представляет собой крайне акт
у-
альную проблему, в решении которой эффективно может использоваться педагогич
е-
ский потенциал социально
-
культурной деятельности, в частности, при активном и
с-
пользовании игровых технологий.

2. Определены сущность и специфика формирования гуманистических ценнос
т-
ных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий.

3. Выявлены социально
-
культурные условия формирования гуманистических
ценностных ориентаций у

молодежи средствами игровых технологий.

4. Разработанная педагогическая модель формирования гуманистических ценн
о-
стных ориентаций у молодежи средствами игровых технологий, представляющая с
о-
бой научно
-
теоретическое структурирование педагогического процесс
а, позволяет
максимально эффективно организовать игровую деятельность.

5. Разработанный критериальный аппарат позволяет объективно определять де
й-
ственность педагогической работы по формированию гуманистических ценностных
ориентаций у молодежи средствами и
гровых технологий.

23

6.
Авторскую педагогическую программу «Сундук Мудреца», позволяющую фо
р-
мировать потребность в принятии гуманистических ценностных ориентаций у молодого
поколения в качестве жизненных ориентиров, следует признать эффективной.

Настоящее
диссертационное исследование открывает путь к новым научным р
а-
ботам по развитию личности и формированию у нее гуманистических ценностных
ориентаций; рассмотрению потенциала игровых технологий в контексте социально
-
культурной деятельности, направленного на
социализацию подрастающего поколения
в учреждениях социально
-
культурной и образовательной сфер; изучению проблемы
подготовки педагогов по осуществлению педагогической деятельности, способс
т-
вующей всестороннему развитию личности молодых людей.


Основное сод
ержание и результаты исследования отражены

в следующих публикациях:


Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК МОиН РФ:


1.

Шарапова, Н.С. Реализация международного сотрудничества в сфере кул
ь-
туры и образования на примере немецкого культурно
-
образовательного центра г. В
о-
ронежа / Н.С. Шарапова // Вестник Воронежского государственного технического
университета. Педагогические проблемы реализации инновационных технологий в
образовании. Воронеж, 20
13. Т. 9, № 5.2. С. 130
-
133.

2.

Шарапова, Н.С. Игровые технологии в формировании гуманистических це
н-
ностей у молодежи / Н.С. Шарапова // Вестник МГУКИ. 2015. № 1 (63). С. 151
-
156.

3.

Шарапова, Н.С. Особенности использования принципов культурно
-
досуговой деятел
ьности в практике работы образовательных учреждений / Н.С. Ш
а-
рапова // Вестник МГУКИ. 2015. № 3 (64). С. 172
-
178.


Другие публикации по теме диссертационного исследования
:


4.

Шарапова, Н.С. Понятие «гуманистические ценности» как философская
проблема / Н.С. Шарапова // Наука в
i
нформац
i
йному простор
i
: мат
-
лы
IX

м
i
ждународно
i

науково
-
практическо
i

конференц
ii
. Дн
i
пропетровськ: Видавець Б
i
ла
К.О., 2013. Т. 5. С.

86
-
90.

5.

Шарапова, Н
.С. Организация функционирования социально
-
культурной
сферы за рубежом / Н.С. Шарапова // Социально
-
культурная анимация: от идеи к в
о-
площению: мат
-
лы VIII международного научного форума. 21
-
28 декабря 2013 (Исп
а-
ния, Барселона). Тамбов: Бизнес
-
Наука
-
Обществ
о, 2013. С. 91
-
94.

6.

Шарапова, Н.С. Преодоление ксенофобии в молодежной среде в процессе
обучения иностранным языкам / Н.С. Шарапова // Ксенофобия в молодежной среде:
проблемы и пути решения: мат
-
лы конференции / отв. ред. Е.И. Григорьева, науч. ред.
Л.А.

А
панасюк. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 67
-
73.

7.

Шарапова, Н.С. Ориентация на субъект обучение как центральная позиция
культурного образования / Н.С. Шарапова // Социально
-
культурная деятельность как
сфера реализации новых педагог
ических технологий: всероссийская научно
-
практическая интернет
-
конференция. Тамбов, 2013.
URL
:
http
://
www
.
tsutmb
.
ru
/
soczialno
-
kultur
naya
-
deyatelnost
-
kak
-
sfera
-
realizaczii
-
novyix
-
pedagogicheskix
-
texnologij
.

24

8.

Шарапова, Н.С. Организация молодежного досуга на примере немецкого
культурно
-
образовательного центра г. Воронежа / Н.С. Шарапова // Межкультурное
взаимодействие в современном общест
ве: проблемы и перспективы развития: мат
-
лы
межрегиональной научно
-
практической конференции молодых ученых, аспирантов и
соискателей. Орел: Изд
-
во ОГИКИ, 2014. С. 111
-
114.

9.

Шарапова, Н.С. Ролевая ситуационная игра как метод воспитания и обуч
е-
ния детей и по
дростков / Н.С. Шарапова // Социально
-
культурная деятельность: пои
с-
ки, проблемы, перспективы: труды лаборатории социально
-
культурного проектиров
а-
ния кафедры социально
-
культурной деятельности МГУКИ. М., 2014.
C
. 150
-
155.

10.

Шарапова, Н.С. Педагогический потен
циал культурно
-
досуговой деятельн
о-
сти в формировании гуманистических ценностей у молодежи / Н.С. Шарапова //
Культура и личность в современном мире: проблемы, поиски, решения в исследов
а-
ниях молодых ученых: межвузовская научно
-
практическая конференция моло
дых
ученых, аспирантов и магистрантов. Орел: Изд
-
во ОГИКИ, 2015. С. 38
-
42.

11.

Шарапова, Н.С. Принципы работы в культурно
-
педагогической практике /
Н.С. Шарапова // Вышеславцевские чтения: мат
-
лы Всероссийской научно
-
практической конференции. Тамбов: Бизнес
-
На
ука
-
Общество, 2015. С. 43
-
48.

12.

Шарапова, Н.С. Понятие «гуманистические ценности» как философская
проблема / Н.С. Шарапова // Вышеславцевские чтения: мат
-
лы Всероссийской нау
ч-
но
-
практической конференции. Тамбов: Бизнес
-
Наука
-
Общество, 2015. С. 56
-
61.

13.

Шарапов
а, Н.С. Ролевая ситуационная игра как метод воспитания и обуч
е-
ния детей и подростков (на примере детского проекта зазеркалье «лига детективов») /
Н.С. Шарапова // Вышеславцевские чтения: мат
-
лы Всероссийской научно
-
практической конференции. Тамбов: Бизнес
-
Наука
-
Общество, 2015. С. 72
-
78.





25




































Подписано в печать 1
6
.0
4
.2015 г. Формат 60
84/16. Усл. печ. л. 1,4.

Тираж 100 экз. Заказ № 1
150
. Бесплатно.

392008, Тамбов, ул. Советская, 190г.

Издательский дом ТГУ имени Г.Р.
Державина.

Отпечатано в типографии Издательского дома ТГУ имени Г.Р. Державина

392008, г. Тамбов, ул. Советская, 190г
.








Приложенные файлы

  • pdf 44663955
    Размер файла: 390 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий