В работе «Новые болезни души» Юлия Кристева так описывает проблему нарциссической трансформации


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Между верой и
«кардинальным цинизмом»
Однако известно, что в
3933
г. Фрейд приступает к
присталь
ному изучению нарциссических феноменов, смысловой контекст
которых оказывается весьма обширен. К
исследованию нарциссизма
побуждает необходимость психоаналитической концептуализации
психозов, теория влечений (прежде всего, открытие и
разработка вле
чений Я), метапсихологические гипотезы, реконструирующие смысл
депрессивных и
меланхолических расстройств. Реальная практика
психоанализа также открывает все большее разнообразие проблем,
которые ставит перед аналитиком нарциссический пациент. История
ХХ
в. и
динамика современного общества свидетельствуют о
том, что
одной из
тенденций психической жизни становится так называемое
соскальзывание в
нарциссизм. Проникновение новых технологий
во
все сферы жизни, массмедиализация и
виртуализация культурно
го пространства, фармацевтическое протезирование человеческой
психики выступают в
качестве тех объективных условий, которые
превращают Снарциссический сдвиг» в
нечто неизбежное. В
работе
СНовые болезни души» Юлия Кристева так описывает проблему
нарциссической трансформации:
Современный человек теряет свою душу, но
не
знает об
этом, ибо
психический аппарат является тем, что регистрирует репрезентации
их значимые ценности для субъекта. К
сожалению, эта темная
комната нуждается в
ремонте (Кристева, 4225. С.
349).
Распад всех форм идентичности (сексуальной, моральной, по
литической), возникновение новых изощренных модификаций отчуж
— вариантов фальсифицированного, Сложного» Я превращает
Снарцисса» в
фундаментальную терапевтическую проблему. И,
ствительно, как избавить от
страданий того, кто даже не
знает, что он
страдает? Нужно ли это делать вообще? Как быть в
отношении его
обесценивающих, деструктивных и
самодеструктивных стратегий?
Терапевтическая позиция в
отношении нарциссических рас
стройств сводится к
разработке различных методов и
все более
совершенных терапевтических технологий, направленных на
одоление нарциссической установки. Похоже, что все психологи,
психотерапевты, психоаналитики, осознав нарциссическую тенден
цию как зловещую угрозу культуре и
гуманизму, готовы выступить
борьбу с
ним. В
этих условиях нам представляется чрезвычайно
важным изучение внутренних ресурсов нарциссизма, прояснение
той перспективы развития, которую бессознательно формирует для
себя сам Снарцисс», и
которой становятся возможны
этические
нарциссизма.
овременная литература все чаще заставляет нас переживать
герменевтическую ущербность, предлагая такие задачи для восприя
тия, разрешать которые очевидно невозможно, оставаясь в
горизонте
классических концепций субъективности. Понимание человеческой
реальности, психической жизни требует новых метафор и
существенного
обновления методологий. Среди наук о
душе наиболее чувствительным
инструментом тематизации внутреннего опыта, формой сопровождения
человека в
повседневности является психоанализ, теоретический аппарат
которого синхронизирован как с
европейской философией, так и
туциональными структурами современного социума. Обратимся поэтому
психоаналитической перспективе тематизации субъективности.
Известно, что основной парадигмой психоанализа является эди
пальный миф, на
основе которого сформирована концепция становле
ния субъекта как противоречивой интриги обретения знания о
самом
себе. Эдипальный миф, значимость которого была открыта Фрейдом,
послужил европейской культуре своего рода матрицей, несущей в
себе
основные элементы субъективной конструкции
— тождественность,
единичность, субстанциальность, диалектическое противоречие, ин
терсубъективность, желание, связь с
истиной. Героизм и
пафос мифа
Эдипе, безусловно, связан с
познанием, желанием и
Другим как
основными координатами субъективного измерения.

Приложенные файлы

  • pdf 44647570
    Размер файла: 107 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий