Эхо, отзовись! Чисто петь научись! Слушай, не зевай, Все за мной повторяй! 2.Игра «Эхо в лесу» (для развития говорит: Эхо слышно тут и там-. Эхо бродит по лесам. -Эхо, спустишься сюда? Эхо тихо: «Да-да-да»!


План урока по сольфеджио для1 класса
Преподаватель музыкально- теоретических дисциплин Лаптева Анна Сергеевна (МБОУДОД ДШИ № 20) 03.02.2016г.
Тема: «Игровые приемы на уроке сольфеджио в ДМШ».
Цель: создать игровую ситуацию, позволяющую повторить, закрепить и, при необходимости, изучить материал в непринуждённой форме.
Задачи: - создать благоприятный микроклимат на уроке;
- способствовать интересу учащихся к занятиям сольфеджио;
- закрепить пройденный материал, усвоить новый.Ход урока
1.1 Развитие вокально- интонационных навыков.
1.Игра «Музыкальное эхо» ( пение песенки «Эхо» в качестве распевки. Учитель поет, ученики как эхо повторяют).Эхо, отзовись!
Чисто петь научись!
Слушай, не зевай,
Все за мной повторяй!
2.Игра «Эхо в лесу» (для развития навыков точного интонирования интервалов).
Ход игры: дети становятся в круг и водят хоровод. А учитель - водящий
говорит:
Эхо слышно тут и там-
Эхо бродит по лесам.
-Эхо, спустишься сюда?
Эхо тихо: «Да-да-да»!
После этого учитель поет на слог: «ку-ку», «ля-ля», «та- та», «кря-кря», «ням-
ням» интонацию какого- либо интервала, а дети друг за другом повторяют
эту же интонацию (как лесное эхо).
3. Игра «Жюри».
Уместна при проверке домашнего задания (позволяет учащимся самим проконтролировать качество выполненного Д.З.).
Оборудование для игры: комплекты карточек с цифрами от 2 до 5.
Ход игры: среди учащихся выбираются члены жюри ( 2 человека), например
те, кто получил «5» за выполнение Д.з. на прошлом уроке. Членам жюри
выдаются комплекты карточек с цифрами. Далее остальные ученики начинают отвечать Д.з., а члены жюри слушают и оценивают с помощью карточек. После каждого выступления дают краткий анализ ответов учеников.
Д.З: - спеть наизусть песню «Дед Андрей». №66 из учебника Барабошкиной 1 класс с аккомпанементом (применяя тоническую и доминантовую квинты), спеть наизусть песню «Дед Андрей», отмечая сильную долю при помощи шумового инструмента.
4.Игра «В цапки».
Ход игры: учитель- водящий вытягивает руку вперед ладонью вниз. Дети
стоят рядом и подставляют под ладонь по одному пальцу. Учитель говорит:
На горе стояли зайцы
И кричали:
-Прячьте пальцы! Цап!
Чей палец схвачен, тот выполняет Д.З.- поет наизусть ступеневую цепочку. 2.3. Развитие творческих способностей.
Игра «Фантазеры».
Ход игры: детям предлагается четверостишие. Учитель поет свою мелодию на первые 2 строчки текса, а дети поочередно досочиняют свою мелодию на другие 2 строчки. При сочинении ставится какое- либо условие.
3.3.Музыкальный диктант.
Диктант является одной из сложных форм работы. Формы диктанта могут
быть различными.
Игра «Кубики».
Ход угры: составить мелодию из разрозненных отрывков (1 такт =1 кубик).
4.4.Метроритм.
1.Игра «Ритмическое эхо».
Оборудование для игры: игрушка, сборник «Сольфеджио» (с.34 № 45 «Песенка медведя»).
Ход игры: Учитель держит в руках игрушку над песенкой из учебника «Сольфеджио». Игрушка «читает» голом учителя ритмослогами ритмический рисунок музыкального примера. При этом умышленно допускается ошибка. Дети должны найти ошибку и прочитать ритм- эхо правильно, без ошибки.
2.«Ритмическое эхо»-2. Учитель играет фразу на рояле, 1 ученик ее исполняет на шумовом инструменте, 2- топает ногами, 3-записывает на доске.
5.5.Слуховой анализ.
Настройка: вспомнить интервальную считалку.
Игра «Интервальные дорожки».
Ход игры: ученики расходятся в разные стороны класса. В руках у каждого карточка с изображением какого- либо интервала. Водящий слушает интервал, сыгранный педагогом на фортепиано, и идет по «интервальной дорожке» к «своему» интервалу. При правильном определении интервала водящий сменяет держащего картинку. При ошибке водящего держащий не должен отдавать картинки, в противном случае он выбывает из игры вместе с водящим.
2.Игра «Сигнал в космосе».
Игра на закрепление интервалов.
Ход игры: дети встают возле фортепиано (это члены экипажа космического корабля). Учитель сидит за фортепиано, закрывая клавиатуру. Условие игры:
- если каждый «член экипажа» правильно сумеет уловить сигнал, поданный ему с Земли (повторить сыгранный интервал на фортепиано), то космический корабль благополучно приземлиться. Учитель играет каждому ученику один интервал, называя звук , от которого играл. В случае ошибки ученику играется еще один интервал. Если допускаются ошибки, корабль не возвращается на Землю. Игра останавливается.
6.6. Теоретические знания.
1.«Ребусы».
Дети разгадывают ребусы, что помогает закрепить знания нот в разных ключах и развить сообразительность.
2.Игра «Холодно- горячо».
В игре отрабатываются термины кресчендо, диминуэндо, остинато (детипридумывают сами).
Оборудование для игры: шумовые музыкальные инструменты.
Ход игры: считалкой выбирается тот, кто будет водить.
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем - водишь ты.
Водящий выходит из класса. Дети прячут игрушку и договариваются о
ритмическом рисунке (остинато), который они постоянно будут играть нашумовых инструментах то «теплее», то «горячее».
Литература:
Барабошкина А. Сольфеджио: Учебник для 1 класса.- М.: Торглобус, 2004.
Боровик Т., Манина Т., Воробьева Е. Изучение интервалов на уроках сольфеджо в подготовительном, первом и втором классах ДМШ. Методические рекомендации.- Минск, 1986.
Кузнецова О. Руководство по проведению дидактических игр на уроках сольфеджио в ДМШ.- Новосибирск, 2002.
Котляревская- Крафт М., Москалькова И., Батхан Л., Сольфеджио (для подготовительных отделений ДМШ ).- Л., 1989.

Приложенные файлы

  • docx 44637237
    Размер файла: 23 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий