Вариант четвертый: 1. Шнитке Импровизация и фуга 2. Рамо или Куперен Сюита 3. Бетховен Соната op.111 4. Шуман Новеллетта fis-moll.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1


Утверждаю


2
1


марта

201
6

г.

________________/К.М. Курленя/

ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ


Программа вступительного испытания по

И
НОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ



для поступающих на обучение по программе

подготовки научно
-
педагогических кадров в
АСПИРАНТУРЕ
, программам
АССИСТЕНТУРЫ
-
СТАЖИРОВКИ


Вступительный экзамен по Иностранному языку включает три этапа:

1) Письменный перевод с иностранного языка на русский язык со словарем отрывка из текста по
ной тематике (объем 1500 знаков);

2) Реферирование фрагмента из неадаптированного источника музыкальной тематики на ин
о-
странном языке без использования словаря (объем 2500 знаков);

3) Беседа на иностранном языке по одной из предложенных тем:

-

Роль музыки
в жизни современного общества;

-

Музыкальн
ая жизнь моего города
;
-

Моя научная деятельность. Цель поступления в аспирантуру
/
Моя концертно
-
исполнительская деятельность и цель поступления в ассистентуру
-
стажировку
;

-

Мое любимое направление в музыке, его
представители;

-

Выдающиеся исполнители ХХ века;

-



Программа вступительного испытания по Ф
ИЛОСОФИИ

для поступающих на обучение по программе научно
-
педагогических кадров в

АСПИРАНТУРЕ
, программам
АССИСТЕНТУРЫ
-
СТАЖИРОВКИ


Вступительное испытание проводится по билетам в устной форме. Каждый билет соде
р-
жит по два вопроса.

:

1. Что такое философия и зачем она? Характер философских проблем.

2. Философия как комплексный вид знания.

3. Проблема со
знания в философии. Сознание и язык.

4. Роль философии в познании мира. Истина и заблуждение.

5. Соотношение теории и практики в научном познании.

6. Диалектические категории. Объективный закон.


8. Прогресс как проблема
философии.

9. Проблема детерминизма и свободы в природе и обществе.

10. Человек как философская проблема. Личность. Проблема смысла жизни.

11. Философия Платона и Аристотеля.

12. Эллинистические философские школы.

13. Этапы развития и основные принципы
Средневековой философии.


15. Трансцендентальный идеализм И. Канта.

16. Объективный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.

17. Основные этапы в развитии позитивной философии.

18. Философия жизни: основные п
редставители.

19. Философия экзистенциализма.

20. Русская философия: Вл. Соловьев и Н. Бердяев.






2


Программа вступительн
ого испытания
по
СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ


для поступающих на обучение по программе подготовки

научно
-
педагогических кадров в АСПИРАНТУ
РЕ


Вступительное испытание
в аспирантуру
по специальной дисциплине проводится в два
этапа:

1. Коллоквиум по теме диссертационного исследования
. На коллоквиум поступающие
представляют реферат по теме диссертационного исследования и развернутый план
диссертац
и-
онного исследования. Рекомендуемый объем реферата


1 п.л.

2. История и теория музыкального искусства
.
Вступительное испытание
по истории и те
о-
рии музыкального искусства проводится по билетам в устной форме.
К
ажд
ый

билет
включает п
о
два вопроса
(
один вопрос


из раздела
«история музыкального искусства» второй


из раздела
«теория музыкального искусства»
)
:

Перечень вопросов:

Раздел
I
. История музыкального искусства

1.

Богослужебное пение русской православной церкви: проблема происхождения, основные
этапы развития.

2.

Русская музыкальная культура Х
VIII

в.: периодизация, жанровый спектр, становление н
а-
циональной композиторской школы.

3.

Жанровые аспекты оперного творчества М. И. Глинки.

4.

Художественные принципы композиторов Могучей кучки.

5.

Оперное творчество

М.
П. Мусоргского: темы, жанровые разновидности, стилистика.

6.

Оперное творчество Н.
А. Римского
-
Корсакова: жанрово
-
стилистический спектр.

7.

Оперное творчество П.
И. Чайковского: жанрово
-
стилистический спектр.

8.

Симфония
-

драма в творчестве П. И. Чайковского.

9.

Ру
сская музыкальная культура рубежа Х
I
Х


ХХ вв.

10.

Симфоническая музыка рубежа веков (С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин).

11.

Модернизм и авангард в музыкальном искусстве 1910


20
-
х гг.

12.

Стилистические тенденции в российской музыке 1950
-
1980
-
х гг.

13.

Симфонические кон
цепции Д. Д. Шостаковича.

14.

Музыкальный театр С. С. Прокофьева.

15.

Кантатно
-
ораториальные и хоровые жанры в творчестве Г. В. Свиридова: к проблеме т
и-
пологизации.

1
6
. Музыкальный театр К. Монтеверди.

17
. Кантатно
-
ораториальное творчество И.С. Баха в контексте

основных тенденций западноевр
о-
пейской музыки
XVIII

века.

18
. Оперное творчество В.А. Моцарта в контексте эпохи.

19
. Симфонизм Л. Бетховена.

20
. Симфоническая поэма: история и эстетика жанра.

21
. Французский музыкальный театр
XIX

века.

22
. Реформаторские
принципы в музыкальном театре Р. Вагнера.

23
. Оперное творчество Дж. Верди.

24.

Жанр романтической сонаты в западноевропейской музыке.

25
. Особенности трактовки жанра симфонии в творчества Г. Малера.

26
. Импрессионизм в музыке.

27
. Экспрессионистский
музыкальный театр. А. Шенберг, А. Берг.

28
. Неофольклоризм в творчестве Б. Бартока.

29
. Военная тема в западноевропейском симфонизме
XX

века. А. Онеггер.

30
. Неофольклоризм в музыкальном театре И. Стравинского.


Раздел
I
I
. Теория музыкального искусства

1.

Динамическая и конструктивная стороны музыкальной формы

в теоретических концепциях.

2. Категории жанра и стиля в музыке.

3. Тема. Тематизм. Тематическая организация.

4. Роль ритма в формообразовании музыки ХХ века.

5. Сущность сонатного принципа и сонатна
я форма.

6. Систематика форм рондо. Рондообразные, рефренные формы.

3


7. Музыкальные формы Барокко.

8. Музыкальные формы в музыке классико
-
романтической традиции.

9. Вокальное формообразование в музыке
XIX

XX

вв.

10. Вариационные и вариантные формы.

11. Сложный контрапункт. Классификация видов и сфера практического применения.

12. Изоритмический мотет в творчестве Ф. де Витри

и

Г. де Машо.

13. Полифония эпохи строгого письма: гармонические и ритмические нормы (вторая половина
XV
-
XVI вв.).

14. Канон
. Теория и творческая практика.

15. Принципы работы с протестантским хоралом. Виды хоральных обработок в творчестве И.С.
Баха.

16. Фуга и основные этапы её развития.

17. Взаимодействие фуги и сонатной формы.

18. Классификация фугированных форм в творче
стве И.С. Баха.

19. Малый полифонический цикл после И.С. Баха.

20. Развитие полифонических жанров и форм в музыке ХХ века.

21. Основные принципы модальной гармонии.

22. Основные принципы тональной гармонии.

23. Гармония венских классиков.

24. Тонально
-
г
армонические системы западно
-
европейского романтизма.

25. Особенности гармонии русской музыки Х
I
Х в.

26. Основные звуковысотные системы в музыке ХХ в.

27. О соотношении диатоники и хроматики.

28. Вопросы фонизма и колорита гармонии.

29. Музыкальный строй и

его разновидности в историческом развитии.

30. Концепции тональности Ф.Ж. Фетиса и Г. Римана.


Программы вступительных испытаний по
СПЕЦИАЛЬНОСТИ

для поступающих на обучение по программам
АССИСТЕНТУРЫ
-
СТАЖИРОВКИ


Специальность 53.09.01

Искусство
музыкально
-
инструментального исполнительства (по видам)


Сольное исполнительство на фортепиано

Исполнение концертной программы
: Общая продолжительность программы должна с
о-
ставлять 40
-
45 минут. Программа должна включать следующие произведения:

1.

Полифоническое сочинение (оригинальное или транскрипция);

2.

Классическое сочинение любого жанра (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт);

3.

Романтическое сочинение (западноевропейский или русский композитор);

4.

Сочинение композитора
XX

века или сочинение композитора э
похи барокко.

Наличие в программе крупной формы обязательно.

Примерные образцы программ:

Вариант первый
:

1.

Бах ХТК
I
том
f
-
moll

2.

Бетховен Соната
op.53

3.

Шопен Фантазия
f
-
moll

4.

Прокофьев Токката
op.11

Вариант второй
:

1.

Бах
-
Бузони Чакона

2.

Моцарт Соната
K.332

3.

Рахманинов Вариации на тему Корелли

4.

Равель Игра воды

Вариант третий
:

1.

Шостакович Прелюдия и фуга
d
-
moll

2.

Скарлатти Две сонаты

3.

Шуберт Соната
c
-
moll

4.

Дебюсси Образы 1 тетрадь

4


Вариант четвертый
:

1.

Шнитке Импровизация и фуга

2.

Рамо или Куперен Сюита

3.

Бетховен Соната
op.111

4.

Шуман Новеллетта
fis
-
moll

Вариант пятый
:

1.

Щедрин Прелюдия и фуга

2.

Гайдн Соната
e
-
moll

3.

Брамс Фантазии
op
. 116

4.

Шенберг Пьесы
op. 11

Коллоквиум:
Свободное собеседование по темам:

1. Творчество композиторов, чьи произведения включены в программу вступител
ьного экзамена
абитуриента;

2.
Фортепианный репертуар в контексте истории мировой художественной культуры;

3. Русская фортепианная школа;

4. История фортепианного исполнительского искусства. Современные исполнители: записи, ко
н-
церты.

Ансамблевое исполнител
ьство на фортепиано

Исполнение концертной программы
: Общая продолжительность программы должна с
о-
ставлять 35
-
40 минут. Программа должна включать три камерных ансамбля различных стилей
(сочинения композиторов эпохи барокко или классицизма, романтизма,
XX

XXI

вв.). Произвед
е-
ния представляются целиком; по выбору экзаменационной комиссии они могут быть исполнены
частично. Абитуриент обязан обеспечить для своего выступления партнера
-
ансамблиста (партн
е-
ров
-
ансамблистов).

Примерные образцы программ:

Вариант первый
:

1.

Бетховен Л. Соната № 4,
a
-
moll

для скрипки и фортепиано

2. Шуман Р.Соната № 1,
a
-
moll

для скрипки и фортепиано

3. Шнитке А. Соната № 1,
op
. 30 для скрипки и фортепиано

Вариант второй
:

1. Бах И.С. Соната № 2,
D
-
dur

для альта и фортепиано

2. Брамс Й. Соната № 2,
Es
-

dur

для альта и фортепиано

3. Василенко С. Соната ор. 46 для альта и фортепиано

Вариант третий
:

1. Моцарт В. Трио №6,
C
-
dur
,
KV

548 для фортепиано, скрипки и виолончели

2. Шуман Р. Трио №2,
F
-
dur

для фортепиано, скрипки и виоло
нчели

3. Свиридов Г. Трио
a
-
moll

для фортепиано, скрипки и виолончели.

Вариант четвертый
:

1. Бетховен Л. Квартет
Es
-
dur
,
op
.16 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели

2. Мендельсон Ф. Квартет
f
-
moll
,
op
.2 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели

3.
Шнитке А. Квартет
op
. 204 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели.

Вариант пятый
:

1. Бетховен Л. Соната № 8,
G
-

dur

для скрипки и фортепиано

2. Брамс Й. Трио
c
-
moll
, ор. 101 для фортепиано, скрипки и виолончели

3. Шостакович Д. Квинтет
g
-
moll
,
op

57 для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели


Коллоквиум
:
Коллоквиум проводится после исполнения программы и представляет св
о-
бодное собеседование, направленное на выявление знаний музыкальной литературы по выбранной
специальности, а также музыкаль
ного кругозора и эрудиции. Вопросы формулируются членами
экзаменационной комиссии в опоре на программу, исполненную на вступительном экзамене по
следующим темам:

1. Творчество композиторов, чьи произведения включены в программу вступительного и
с-
пытания аб
итуриента;

2. Камерно
-
инструментальный репертуар в контексте истории мировой художественной
культуры;

3. История камерно
-
инструментального исполнительского искусства. Современные испо
л-
нители: записи, концерты.

5


Концертмейстерское исполнительство на фортепиа
но

Исполнение концертной программы:
Общая продолжительность программы должна с
о-
ставлять 25
-
30 минут. Программа должна включать аккомпанемент вокальных и инструментал
ь-
ных произведений разных эпох, стилей, направлений и жанров:

1. Старинная ария (до Л. Бетхо
вена)

2. Оперная ария или сцена из оперы композитора
XIX

века

3. Оперная ария или сцена из оперы композитора
XX
-
XXI

веков

4. Немецкая романтическая песня (Lied)

5. Русский классический романс

6. Романс С. Рахманинова

7. Романс повышенной трудности

8. Романс композитора
XX
-
XXI

вв.

9. Часть инструментального концерта с оркестром (переложение для солирующего инструмента и
фортепиано)

10. Инструментальная пьеса с фортепиано


Примерная программа:

1. Бах И.С. Ария «Душа, торжествуй.. » из Кантаты № 68

2
. Чайковский П. Сцена и ария Оксаны из оперы «Черевички»

3. Шостакович Д. Ария Катерины из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»

4. Брамс Й. «Уныние»

5. Танеев С. «Сталактиты»

6. Рахманинов С. «Буря»

7. Метнер Н. «Ночь»

8. Пуленк Ф. «Скрипка»

9. Моцарт В.А.

Концерт № 5 для скрипки с оркестром,
I

часть

10. Гершвин Д.


Хейфец Я. Три фрагмента из оперы «Порги и Бесс» для скрипки с фортепиано

Абитуриент обязан обеспечить для своего выступления исполнителей вокальной и ин
с
т-
рументальной партий. Экзаменационная комиссия имеет право выбирать для прослушивания о
т-
дельные произведения из заявленной программы.


Коллоквиум:

Коллоквиум проводится после исполнения программы.
С
вободное собесед
о-
вание по следующим темам:

1.

Творчество ко
мпозиторов, чьи произведения включены в программу вступительного и
с-
пытания абитуриента.

2.

Оперный и камерно
-
вокальный репертуар в контексте истории мировой художественной
культуры.

3.

История оперного и камерно
-
вокального исполнительского искусства. Современные

и
с-
полнители: записи, концерты.

Коллоквиум также включает проверку знаний вокальной терминологии, классификации
голосов по характеристикам диапазона, перечисление оперных партий для данных голосов, пер
е-
числение выдающихся исполнителей.


Сольное
исполнительство на органе

Исполнение концертной программы:

Общая продолжительность программы должна
составлять 45
-
50 минут. Программа должна включать 4
-
5 произведений композиторов разных
эпох, стилей, направлений и жанров:

1. Одно произведение композитора
эпохи Возрождения или Раннего Барокко

2. Трио
-
соната или хорал в трио
-
фактуре И.С. Баха

3. Малый полифонический цикл И.С. Баха

4. Крупная форма композитора
-
романтика

5. Произведение композитора

XX
-
XXI

вв.

О
бязательными для исполнения являются: Трио
-
соната
или хорал в трио
-
фактуре И.С.
Баха
,

Малый полифонический цикл И.С. Баха, крупная форма композитора
-
романтика
; по в
ы-
бору комиссии

поступающий
также
исполняет произведение композитора эпохи Возрождения
или Раннего Барокко или произведение композитора

XX
-
XXI

вв.

6


Примерный репертуарный список:

1. Произведение композитора эпохи Возрождения или Раннего Барокко;

2. И.С. Бах Финал трио
-
сонаты (
BWV

526,

BWV

529,

BWV

530), хоралы
-
трио


Allein

God

in

der

Hh sei Ehr

BWV

676,

BWV

664:

3. И.С. Бах Токката и фуга

BWV

540

F
-
dur

,

BWV

564

C
-
dur

Прелюдия и фуга

BWV
544,

BWV

546

c
-
moll

Фантазия и фуга

BWV

542

g
-
moll

Пассакалья

BWV
582 с
-
moll

4. М. Регер Любая из семи хоральных фантазий ор.27, 30, 40, 52, Сонаты ор. 33 ор.60;

Ф. Мендельсон Сонаты №1, 4

Й. Райнбергер Соната по вы
бору

С. Франк Большая симфоническая пьеса, хоралы и др.

А. Гильман Соната по выбору

Ш.М. Видор Симфония по выбору

М.Дюпре Симфония
-
пассион

5. О.Мессиан Медитация по выбору из цикла «Рождество Господне»

П.Эбен Одна часть из цикла «Иов», «Воскресная музыка»

Ж.Гийю Сага по выбору

Коллоквиум
: На коллоквиуме абитуриенту могут быть заданы вопросы:

1.относительно произведений, композиторов и стилей, представленных в исполненной
программе;

2. о наиболее известных органных школах;

3.

о композиторах, писавших для
органа (основополагающие сведения) и наиболее и
з-
вестных произведениях;

4. об органных регистрах и принципах регистровки в разных органных школах.


Сольное исполнительство на струнных инструментах

(скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа)

Исполнение
концертной программы
: Общая продолжительность программы должна с
о-
ставлять 40
-
45 минут.

Программа должна включать следующие произведения
:

Примерные образцы программ:

Скрипка

1. Две части из Сонаты или Партиты И.С. Баха для скрипки соло

2. Первая или Вторая

и Третья части Концерта.

3. Две разнохарактерные пьесы (одну из них виртуозную).

Альт

1. Две части из сольных полифонических произведений И.С. Баха (в переложении для альта соло)
или М. Регера

2. Первая или Вторая и Третья части Концерта

3. Две разнохарак
терные пьесы (одну из них виртуозную).

Виолончель

1. Две части из сюиты для виолончели соло И.С. Баха

2. Первая или Вторая и Третья части Концерта

3. Две разнохарактерные пьесы (одну из них виртуозную)

Контрабас

1. Первая или Вторая и Третья части Концерта

2. Две разнохарактерные пьесы (одну из них виртуозную)

Арфа

1. Пьеса полифонического склада

2. Первая или Вторая и Третья части Концерта

3. Две разнохарактерные пьесы (одну из них виртуозную)

Коллоквиум
: Свободное собеседование, направленное на выявление
эстетических взглядов
абитуриента, эрудиции в области музыкального искусства, теории и истории исполнительства,
знаний литературы по профилю специальности, умение обосновывать собственную интерпрет
а-
цию исполняемых произведений, закономерности и особенности

композиторских и исполнител
ь-
ских стилей и т п.

7


Ансамблевое исполнительство на струнных инструментах


Исполнение концертной программы
: Общая продолжительность программы должна с
о-
ставлять 35
-
40 минут. Программа должна включать три камерных ансамбля различных стилей
(сочинения композиторов эпохи барокко или классицизма, романтизма,
XX

XXI

вв.). Произвед
е-
ния представляются целиком; по выбору экзаменационной комиссии они могут быть ис
полнены
частично. Абитуриент обязан обеспечить для своего выступления партнера
-
ансамблиста (партн
е-
ров
-
ансамблистов).

Примерные образцы программ:

Вариант первый
:

1.Бетховен Л. Соната № 4,
a
-
moll

для скрипки и фортепиано

2. Шуман Р.Соната № 1,
a
-
moll

для ск
рипки и фортепиано

3. Шнитке А. Соната № 1,
op
. 30 для скрипки и фортепиано

Вариант второй
:

1. Бах И.С. Соната № 2,
D
-
dur

для альта и фортепиано

2. Брамс Й. Соната № 2,
Es
-

dur

для альта и фортепиано

3. Василенко С. Соната ор. 46 для альта и фортепиано

Ва
риант третий
:

1. Моцарт В. Трио №6,
C
-
dur
,
KV

548 для фортепиано, скрипки и виолончели

2. Шуман Р. Трио №2,
F
-
dur

для фортепиано, скрипки и виолончели

3. Свиридов Г. Трио
a
-
moll

для фортепиано, скрипки и виолончели.

Вариант четвертый
:

1. Бетховен Л. Квартет
Es
-
dur
,
op
.16 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели

2.
Мендельсон Ф. Квартет
f
-
moll
,
op
.2 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели

3. Шнитке А. Квартет
op
. 204 для фортепиано, скрипки, альта и виолончели.

Вариант пятый
:

1. Б
етховен Л. Соната № 8,
G
-

dur

для скрипки и фортепиано

2. Брамс Й. Трио
c
-
moll
, ор. 101 для фортепиано, скрипки и виолончели

3.
Шостакович Д. Квинтет
g
-
moll
,
op

57 для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели


Коллоквиум
:
Коллоквиум проводится после
исполнения программы и представляет св
о-
бодное собеседование, направленное на выявление знаний музыкальной литературы по выбранной
специальности, а также музыкального кругозора и эрудиции. Вопросы формулируются членами
экзаменационной комиссии в опоре на пр
ограмму, исполненную на вступительном экзамене по
следующим темам:

1. Творчество композиторов, чьи произведения включены в программу вступительного испытания
абитуриента;

2. Камерно
-
инструментальный репертуар в контексте истории мировой художественной кул
ьтуры;

3. История камерно
-
инструментального исполнительского искусства. Современные исполнители:
записи, концерты.


Сольное исполнительство на духовых инструментах

Исполнение концертной программы
: Исполнение одного произведения крупной формы
(соната, конце
рт). Общая продолжительность программы должна составлять 15
-
30 минут.

Примерный репертуарный список:

Флейта

Гайдн Й. Концерт

Ибер Ж. Концерт

Моцарт В. Концерт №1 G
-
dur

Моцарт В. Концерт для флейты с оркестром №2 D
-
dur

Моцарт В. Концерт №1 G
-
dur

Прокофьев

С. Соната

Рейнеке К. Концерт для флейты с оркестром

Хью Л. Фантазия

Гобой

Бах И.С. Соната для гобоя и клавира соль
-
минор BWV 1030b

Вивальди А. Соната для гобоя и basso continuo до
-
минор RV53

Гидаш Ф. Концерт для гобоя с оркестром

8


Гуммель

И.Н. Адажио и вариации для гобоя с оркестром ор. 102

Дорати А. Duo concertante для гобоя и фортепиано

Дютийе А. Соната для гобоя и фортепиано (1947)

Ибер Ж. Симфония
-
концерт для гобоя с оркестром

Калливода И.В. Концертино для гобоя с оркестром

Книппер Л.
Концерт
-
сюита для гобоя, струнного квинтета и ударных

Мартину Б. Концерт для гобоя с оркестром

Мийо Д. Сонатина для гобоя и фортепиано

Молик Б. Концертино для гобоя с оркестром

Моцарт В.А. Концерт для гобоя с оркестром До
-
мажор KV314

Паскулли А. Концерт по

мотивам оперы Г. Доницетти «Фаворитка» для гобоя и фортепиано

Паскулли А. Концерт по мотивам оперы Дж. Верди «Сицилийская вечерня» для гобоя и фортепиано

Понкьелли А. Каприччио для гобоя и фортепиано

Пуленк Ф. Соната для гобоя и фортепиано (1962)

Савельев

Б. Концерт для гобоя с оркестром

Санкан П. Сонатина для гобоя и фортепиано

Сен
-
Санс К. Соната для гобоя и фортепиано ор. 166

Хиндемит П. Соната для гобоя и фортепиано (1938)

Штраус Р. Концерт для гобоя с оркестром (1945)

Эшпай А. Концерт для гобоя с оркес
тром

Кларнет

Брамс И. Соната ор. 120 № 1 фа
-
минор

Брамс И. Соната ор. 120 № 2 Ми
-
бемоль
-
мажор

Вайнберг М. Соната

Вебер К.М. Концертино Ми
-
бемоль
-
мажор

Гречанинов А. Соната фа
-
минор

Денисов Э. Соната для кларнета и фортепиано (посв. Э. Бруннеру)

Книппер

Л. Концерт (посв. Р. О. Багдасаряну)

Копленд А. Концерт

Моцарт В.А. Концерт Ля
-
мажор KV622

Нильсен К. Концерт ор. 57

Онеггер А. Сонатина

Пуленк Ф. Соната

Регер М. Соната № 1

Регер М. Соната 2

Сен
-
Санс К. Соната ми
-
бемоль
-
мажор

Стамиц К. Концерт № 1 Фа
-
маж
ор

Стамиц К. № 3 Ми
-
бемоль
-
мажор

Томази А. Концерт.

Чайковский Б. Концерт (струнный оркестр)

Франсе Ж. Концерт

Хиндемит П. Концерт

Хиндемит П. Соната

Фагот

Бах И.Х. Концерт Си
-
бемоль
-
мажор

Бич М. Концертино

Брунс В. Концерт № 2

Вайнер С. Соната solo ор. 32

Вайнберг М. Соната solo

Вебер К.М. Концерт ор. 75

Вивальди А. Концерт ми
-
минор

Денисов Э. Соната solo

Дюбуа Ж.
-
П. Сонатина
-
танго

Жоливе А. Концерт

Каспаров Ю. Соната Invernale Solo

Кожелух А. Концерт До
-
мажор

Левитин Ю. Соната для фагота и фортепиано

9


Моца
рт В.А. Концерт Сси
-
бемоль
-
мажор

Пауэр И. Концерт

Подгайц Е. Соната для фагота и фортепиано

Сен
-
Санс К. Соната для фагота и фортепиано

Слука Л. Соната для фагота и фортепиано

Списак М. Концерт

Стамиц К. Концерт Фа
-
мажор

Телеман Г. Ф. Соната фа
-
минор

Томази

А. Концерт

Фаш И. Ф. Соната для фагота и basso continuo

Франсе Ж. Концерт

Шуберт Ф. Соната для фагота и фортепиано I часть (Arpegione)

Труба

Арутюнян А. (с каденцией Т. Докшицера)

Беме О. Концерт ми
-
минор ор. 18

Вайнберг М. Концерт ор. 94

Василенко С.
Концерт до
-
минор ор. 113

Гайдн Й. Концерт Ми
-
бемоль
-
мажор (с каденцией)

Гедике А. Концерт (с каденцией)

Гуммель И. Концерт Ми
-
мажор или Ми
-
бемоль
-
мажор

Жоливе А. Концерт № 2

Неруда Й. Концерт Ми
-
бемоль
-
мажор

Пескин В. Концерт № 1 до
-
минор

Тамберг Э. Концер
т ор. 42

Циммерман

Б
.
Концерт

Nobody knows the trouble I see

Труба
p
iccolo

Моцарт Л. Концерт Ре
-
мажор

Тартини Дж. Концерт Ре
-
мажор

Телеман Г. Концерт Ре
-
мажор

Торелли Дж. Соната Ре
-
мажор

Торелли Дж Концерт Ре
-
мажор

Фаш Й. Концерт Ре
-
мажор

Хертель И. Конц
ерт № 1 Ми
-
бемоль
-
мажор

Штольцель Г. Концерт Ре
-
мажор

Валторна

Гайдн Й. Концерт № 1

Моцарт В. А. Концерт № 4 (каденция В. Полеха или В. Буяновского)

Телеман Г. Ф., Розетти Ф. Концерт ре
-
минор

Фёртер К. Концерт № 1, № 2,

Штраус Р. Концерт № 2

Тромбон

Гендель Г. Концерт f
-
moll

Гидаш Ф. Концерт

Шулек С. Соната

Туба

Сен
-
Санс К. Соната

Уильямс В. Концерт

Эйвазен Соната

Саксофон

Вилла
-
Лобос Э. Фантазия

Ибер Ж. Концертино

Калинкович Г. Концерт
-
каприччио на тему Паганини

Крестон П. Соната

Сен
-
Санс К. Соната.

Коллоквиум
: Свободное собеседование по вопросам специальных разделов в объеме пр
о-
граммы ВУЗа, по исполняемым произведениям.


10


Примерные вопросы по специальным разделам
:

1.

Основные типы исполнительского дыхания.

2.

Нетрадиционные приёмы игры на духовых инструментах

3.

Классификация штрихов на духовых инструментах

4.

Основные виды атаки звука на духовых инструментах

5.

Вибрато и методы его развития

6.

Работа над звуком. Тембр как особая характеристика звука

7.

Методы работы над

художественным произведением

8.

Проблемы интонирования и способы настройки духовых инструментов

9.

Сочинения для флейты И.С. Баха

10.

Барочные концерты для гобоя. Особенности стиля и интерпретации

11.

Концерт и квинтет для кларнета как образец позднего стиля В.А. Моца
рта

12.

Особенности концертов французских композиторов XX века для фагота

13.

Концерты Р. Штрауса для валторны. Особенности стиля и интерпретации

14.

Концерты Й. Гайдна и И.Н. Гуммеля для трубы. Общее и отличное

15.

Романтические концерты для тромбона

16.

Туба как концертный
инструмент

17.

Эволюция жанров серенады и дивертисмента для духовых инструментов в творчестве В.А.
Моцарта.

Примерные вопросы по исполняемым произведениям:

1. Общие сведения об исполняемом произведении

2. Исполнительский анализ формы

Сольное исполнительство
на баяне

Исполнение концертной программы:

Исполнение концертной программы продолжител
ь-
ностью 25
-
30 минут, включающей произведения различных эпох и стилей, в том числе:

1. Полифоническое произведение (фуга трёх
-
,четырёхголосная)

2. Произведение крупной фор
мы (соната, концерт, партита, сюита)

3. Произведение отечественного композитора

4. Произведение зарубежного композитора

5. Виртуозное сочинение

Наличие в программе оригинальных сочинений обязательно.

Примерный образец программы:

1. Бах И.С. Прелюдия и фуга

из ХТК.

2. Кусяков. Соната №2.

3. Чайковский. «Думка».

4.Макконен. «Полёт над временем».

5.Шмидт. Токката №2.

Коллоквиум
: Коллоквиум направлен на выявление у абитуриентов знаний концертного и
педагогического репертуара для своего инструмента, основных мет
одических и исследовательских
работ по вопросам развития исполнительства и методики преподавания игры на народных инс
т-
рументах, основных этапов истории исполнительства на народных инструментах, в том числе а
н-
самблей и оркестров.

Примерная тематика вопросо
в:

1. Система музыкального образования в СССР, России;

2. Профессиональное исполнительство на народных инструментах в СССР. Оркестры, ансамбли,
солисты (1950г.


1990г.);

3. Основные работы по проблемам методики обучения игре на баяне, аккордеоне, домре,
балала
й-
ке, гитаре;

4. Современный репертуар для баяна, аккордеона, балалайки, домры, гитары;

5. Состав оркестра народных инструментов (инструменты, их строй, диапазон, основные функции
и т.п.).

Ансамблевое исполнительство на баяне

Исполнение концертной
программы:

Исполнение концертной программы
продолжител
ь-
ностью 25
-
30 минут, включающей произведения различных эпох и стилей, в том числе:

1. Циклическое произведение /сюита, концерт и т. п. /

2. Произведение зарубежного автора

11


3. Произведение отечественного

композитора

4. Виртуозная пьеса /желательно на основе народных мелодий

Примерные образцы программы
:

Вариант первый
:

1. Вивальди А.

-

Бах
И.
С. Концерт ре минор /4 части/

2. Глазунов А. "Большой вальс" из бал. "Раймонда"

3. Шалаев А. Вариации на тему рус.
нар.

песни "Не слышно шума городского"

4. Гридин В. Парафраз на тему рус. нар. песни "Утушка луговая"

Вариант второй
:

1. Бёльман

Л.

Готическая сюита /4 части/

2. Дунаевский

И.

Увертюра к к/ф "Дети капитана Гранта"

3. Свиридов

Г.

Сюита из музыки к повести А. С. Пушкина "Метель"

4. Динику
Г.

-

Гридин

В.


Мартовский хоровод


Коллоквиум
: Коллоквиум направлен на выявление у абитуриентов знаний концертного и
педагогического репертуара для своего инструмента, основных методических и исс
ледовательских
работ по вопросам развития исполнительства и методики преподавания игры на народных инс
т-
рументах, основных этапов истории исполнительства на народных инструментах, в том числе а
н-
самблей и оркестров.

Примерная тематика вопросов:

1. Система м
узыкального образования в СССР, России;

2. Профессиональное исполнительство на народных инструментах в СССР. Оркестры, ансамбли,
солисты (1950г.


1990г.);

3. Основные работы по проблемам методики обучения игре на баяне, аккордеоне, домре, балала
й-
ке, гитар
е;

4. Современный репертуар для баяна, аккордеона, балалайки, домры, гитары;

5. Состав оркестра народных инструментов (инструменты, их строй, диапазон, основные функции
и т.п.).

Сольное исполнительство на аккордеоне

Исполнение концертной программы:

Исполн
ение концертной программы продолжител
ь-
ностью 25
-
30 минут, включающей произведения различных эпох и стилей, в том числе:

1. Полифоническое произведение (фуга трёх
-
,четырёхголосная)

2. Произведение крупной формы (соната, концерт, партита, сюита)

3.
Произведение отечественного композитора

4. Произведение зарубежного композитора

5. Виртуозное сочинение

Наличие в программе оригинальных сочинений обязательно.

Примерный образец программы:

1. Шостакович. Прелюдия и фуга.

2. Лундквист. Партита
-
пикколо.

3.
Чайкин. Токката.

4. Анжелис. «Амальгама».

5. Паганини


Вюртнер. «Кампанелла».

Коллоквиум
: Коллоквиум направлен на выявление у абитуриентов знаний концертного и
педагогического репертуара для своего инструмента, основных методических и исследовательских
работ по вопросам развития исполнительства и методики преподавания игры на народных инс
т-
рументах, основных этапов истории исполнительства на народных инструментах, в том числе а
н-
самблей и оркестров.

Примерная тематика вопросов:

1. Система музыкального обр
азования в СССР, России;

2. Профессиональное исполнительство на народных инструментах в СССР. Оркестры, ансамбли,
солисты (1950г.


1990г.);

3. Основные работы по проблемам методики обучения игре на баяне, аккордеоне, домре, балала
й-
ке, гитаре;

4. Современн
ый репертуар для баяна, аккордеона, балалайки, домры, гитары;

5. Состав оркестра народных инструментов (инструменты, их строй, диапазон, основные функции
и т.п.).


12


Сольное исполнительство на струнных щипковых инструментах

Домра, Балалайка

Исполнение
концертной программы:

Исполнение концертной программы продолжительностью 25
-
30
минут. Программа должна включать следующие произведения:

1. Произведение крупной формы;

2. Произведение зарубежного композитора (переложение);

3. Произведение русского композит
ора 19


20 века;

4. Пьеса виртуозного характера отечественного или зарубежного композитора;

5. Пьеса на фольклорном материале.

Наличие оригинальных сочинений обязательно.

Примерные образцы программ:

Домра

1. Шишаков. Концерт №2.

2. Сарасате. «Цыганские н
апевы».

3. Рахманинов. Вокализ.

4. Баццини. «Хоровод гномов».

5. Цайгер. «Сронила колечко».

Балалайка

1. Бизе


Сарасате. Концертные вариации.

2. Лист


Нечипоренко. Венгерская рапсодия №2.

3. Андреев. Вальс «Фавн».

4. Паганини


Нечипоренко. «Каприс №24»
.

5. Шалов. «Не корите меня, не браните».

Гитара

Исполнение концертной программы:

Исполнение концертной программы продолжител
ь-
ностью 25


30 минут, включающей произведения различных эпох и стилей, в том числе:

1. Полифоническое произведение.

2. Произведени
е крупной формы.

3. Произведение отечественного композитора.

4. Произведение зарубежного композитора.

5. Виртуозное сочинение.

Примерный образец программы:

1. Бах. Прелюдия и фуга ре минор.

2. Джулиани. Гранд увертюра.

3. Руднев. Липа вековая.

4. Рак.
Вариации на анатолийскую тему.

5.Вила
-
Лобос. Концертный этюд ми мажор.

Коллоквиум
: Коллоквиум направлен на выявление у абитуриентов знаний концертного и
педагогического репертуара для своего инструмента, основных методических и исследовательских
работ по в
опросам развития исполнительства и методики преподавания игры на народных инс
т-
рументах, основных этапов истории исполнительства на народных инструментах, в том числе а
н-
самблей и оркестров.

Примерная тематика вопросов:

1. Система музыкального образования в

СССР, России;

2. Профессиональное исполнительство на народных инструментах в СССР. Оркестры, ансамбли,
солисты (1950г.


1990г.);

3. Основные работы по проблемам методики обучения игре на баяне, аккордеоне, домре, балала
й-
ке, гитаре;

4. Современный реперту
ар для баяна, аккордеона, балалайки, домры, гитары;

5. Состав оркестра народных инструментов (инструменты, их строй, диапазон, основные функции
и т.п.).







13


Специальность 53.09.02

Искусство вокального исполнительства (по видам: Академическое пение)

Абитуриент должен обладать
устойчивой нервной системой, здоровым голосовым аппар
а-
том, профессиональным голосом полного диапазона, исполнительской одаренностью и актерск
и-
ми способностями, владеть различными стилями исполнения, техническими навыками, позв
о-
ля
ющими исполнять произведения повышенной сложности. Желательно наличие у абитуриента
звания лауреата всероссийского или международного конкурсов. У абитуриента должны отсутс
т-
вовать речевые дефекты и физические недостатки, препятствующие развитию профессиона
льных
навыков.

Исполнение концертной программы:
Общая продолжительность программы должна с
о-
ставлять 40
-
45 минут. Все исполняемые произведения должны быть повышенной сложности и и
с-
полнены на языке оригинала. Программа должна включать следующие произведения:

1. Ария из оперного репертуара XVII


XVIII вв.;

2. Ария из оперы русского композитора XIX века;

3. Ария из оперы зарубежного композитора XIX века;

4. Ария из оперы композитора XX века (отечественного или зарубежного);

5. Ария из оперетты (мюзикла) русско
го или зарубежного композитора.

6. Романс зарубежного композитора XIX века;

7. Романс русского композитора XIX века;

8. Романс композитора XX века (отечественного или зарубежного);

9. Песня (народная).

Коллоквиум
: Свободное собеседование по вопросам истори
и, теории и методики исполн
и-
тельства, выявляющим
профессиональную и общекультурную эрудицию абитуриента.


Специальность 53.09.05 Искусство дирижирования (по видам)

Дирижирование академическим хором

Дирижирование
: Программа должна соответствовать высокому
исполнительскому и худ
о-
жественному уровню поступающего и должна включать два разнохарактерных сочинения:

1. произведение с сопровождением;

2. произведение
a

cappella
.

Примерный репертуарный список:

с сопровождением

1. Бизе Ж. «Кармен» (заключит сцена 4
действия № 25, 26)

2. Верди Д. «Аида» (гранд
-
финал 2 действия)

3. Моцарт В. А. «Реквием» №1, 2, 12

4. Рахманинов С.В. «Весна»

5. Рахманинов С.В. «Колокола»

6. Рахманинов С.В. «Три русские песни»

7. Танеев С.И. соч. 1.
«Иоанн Дамаскин»

a

cappella

1. Танее
в С.И. соч. 2 «Альпы»


2. Танеев С.И. соч. 8 «
Восход солнца»

3. Танеев С.И. соч. 27 «
На корабле»

4. Танеев С.И. соч. 27
«На могиле»

5. Танеев С.И. соч. 27
«Вечер»

6. Танеев С.И. соч. 27
«Развалину башни, жилище орла»

7. Танеев С.И. соч. 27
«Посмотри,
какая мгла»

8.
Чесноков П.Г. «Во дни брани» ор.45

9.
Щедрин Р.К. «Казнь Пугачёва»

10. Щедрин Р.К. «Четыре хора на ст. Твардовского»

11. Юкечев Ю.П. «При свече»

Поступающему необходимо показать
овладение искусством дирижёрской интерпретации
музыкальной фор
мы (части оратории, оперные сцены, оригинальные сочинения, хоровая мини
а-
тюра). Исполнение программы также предполагает игру на фортепиано своей программы вступ
и-
тельного испытания (исполнение партитуры с сопровождением и
a

cappella
).

Коллоквиум
: Собеседован
ие по самому широкому кругу вопросов, призванных выявить
кругозор, интересы и знания поступающего, его эрудицию в области музыкального искусства,
14


знание основных этапов развития истории музыки, литературы по специальности, музыкальной
терминологии, знания
в смежных сферах искусства, например, в живописи (импрессионизм), п
о-
эзии («Серебряный век») и т.д.
Примерная тематика общих вопросов: дирижёрское искусство: и
с-
тория, легенды дирижёрского искусства; театры России (режиссёры и главные дирижёры, пр
е-
мьеры);
оркестры России (название и главные дирижёры); хоровые коллективы России (названия
коллективов, художественные руководители и главные дирижёры); культура города Новосиби
р-
ска: театры, филармония, оркестры, профессиональные хоровые коллективы, ансамбли, сам
оде
я-
тельные хоровые коллективы; композиторы Сибири; аудио и видео по мировой культуре и России.
Коллоквиум включает обязательный круг вопросов по исполняемым произведениям: с
ведения о
композиторе и авторе (авторах текста); годы жизни создателей произведени
я, основные этапы их
творчества, жанры и произведения; принадлежность авторов произведения к направлению, стилю;
история создания произведения, его место в творчестве композитора, в истории музыкальной
культуры, в развитии жанра; первые исполнители; форма
(в целом и во всех компонентах в час
т-
ности); музыкальный язык; оркестр (состав, основные особенности оркестровки); сведения о на
и-
более известных интерпретаторах и интерпретациях.


Дирижирование симфоническим оркестром

Дирижирование
: Программа должна соотв
етствовать высокому исполнительскому и худ
о-
жественному уровню поступающего. Поступающему необходимо показать
овладение искусством
дирижёрской интерпретации музыкального произведения.

Примерный репертуарный список:

1. Бетховен Л.
C
имфония №5 (1 часть)

2.
Бетховен Л. «Эгмонт»

3.
Бизе Ж. «Кармен» (4 д. заключительная сцена № 25, 26)

4. Верди Д. «Аида» (гранд
-
финал 2 действия)

5. Малер Г.
C
имфония №2 (1 часть)

6.
Моцарт В.А. «Реквием» №1, 2

7. Моцарт В.А. «Реквием» № 12

8. Рахманинов С.В. «Симфонические танцы»

9. Рахманинов С.В. «Колокола»

10. Рахманинов С.В. «Весна»

11. Рахманинов С.В. «Три русские песни»

12.
Танеев С.И. соч. 1
«Иоанн Дамаскин»

13.
Чайковский П. Симфония №5 (1 часть)

14. Чайковский П. «Ромео и Джулье
тта»

15. Шостакович Д. Симфония №1 (1 часть)

16. Щедрин Р. «Кармен
-
сюита»

Коллоквиум:
Собеседование по самому широкому кругу вопросов, призванных выявить
кругозор, интересы и знания поступающего, его эрудицию в области музыкального искусства,
знание основн
ых этапов развития истории музыки, литературы по специальности, музыкальной
терминологии, знания в смежных сферах искусства, например, в живописи (импрессионизм), п
о-
эзии («Серебряный век») и т.д.
Примерная тематика общих вопросов: дирижёрское искусство: и
с-
тория, легенды дирижёрского искусства; театры России (режиссёры и главные дирижёры, пр
е-
мьеры); оркестры России (название и главные дирижёры); хоровые коллективы России (названия
коллективов, художественные руководители и главные дирижёры); культура город
а Новосиби
р-
ска: театры, филармония, оркестры, профессиональные коллективы; композиторы Сибири; аудио
и видео по мировой культуре и России.
Коллоквиум включает обязательный круг вопросов по и
с-
полняемым произведениям: с
ведения о композиторе и авторе (авторах

текста); годы жизни созд
а-
телей произведения, основные этапы их творчества, жанры и произведения; принадлежность авт
о-
ров произведения к направлению, стилю; история создания произведения, его место в творчестве
композитора, в истории музыкальной культуры, в

развитии жанра; первые исполнители; форма (в
целом и во всех компонентах в частности); музыкальный язык; оркестр (состав, основные особе
н-
ности оркестровки); сведения о наиболее известных интерпретаторах и интерпретациях.



Приложенные файлы

  • pdf 44541995
    Размер файла: 615 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий