Деление речи на стихи и прозу. Отличия стихотворной и прозаической речи. Что такое «хорошие» и «плохие» стихи? Развитие речи. Работа в мастерской стихосложения. (1 час) Онегинская строфа. Конструирование понятия. Развитие речи.


Всероссийский конкурс для учителей и педагогов дополнительного образования на лучшую методическую разработку "Педагогический проект"
Название работы: Рабочая программа факультативного курса «Основы поэтического мастерства», 5 класс
Автор: Саморокова Валентина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Место выполнения работы: 628327 Тюменская область, ХМАО-Югра, Нефтеюганский район пос. Салым, ул. Привокзальная, д.16
телефон 8 (3463) 290-712
Пояснительная записка
В последние годы в образовательной политике России наметились существенные изменения. В центре внимания оказывается деятельность человека, обеспечивающая ему ориентацию в социокультурной среде, ее практическое освоение, познание и понимание процессов, происходящих во внешнем и внутреннем для него мире.
Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение литературы в средней школе, названо «развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающейся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст». Одним из актуальных аспектов обучения литературе в средней школе является формирование образности речи учащихся. Особую роль в этом процессе играет изучение изобразительных средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур.
Нужно с сожалением признать: в последние годы интерес к художественной литературе, а поэзии в особенности, неуклонно падает. Подростки практически не пользуются образными средствами языка для придания речи выразительности, яркости. Причиной этому является отсутствие специальной работы на уроках по обогащению речи учащихся изобразительными средствами. Все большее время учащихся «поглощается» телевизором, современной музыкой, работой с компьютером. Чтобы удержать интерес к словесности, надо начать заинтересованное знакомство с нею как можно раньше и делать это как можно тоньше, без нажима. Именно поэтому и возникла идея ввести данный курс в 5 классе, а в 6-7 классах продолжить занятия с теми, кто пожелает выбрать работу в творческой поэтической мастерской.
Программа факультативного курса «Основы поэтического мастерства» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на филологический и универсальный профили.
Данный курс дает возможность ознакомления с определенной областью человеческой деятельности: литературным творческим трудом. Поэтому курс стоит рассматривать как часть общелитературного образования, как предмет, активно развивающий творческий потенциал личности учащегося, формирующий образность речи учащихся. Акцент в большей степени делается на аналитическую работу, на развитие способности школьников видеть и оценивать мастерство художника слова и наряду с творческой имеет еще и игровую, развлекательную направленность (с учетом возрастной психологии учащихся).
Коммуникативно-прагматический подход предопределил и своеобразную форму и структуру занятий, а также отбор и организацию учебного материала. Занятия должны быть ярким и запоминающимся событием. В связи с этим можно выделить несколько основных требований к организации подобных учебных занятий:
Максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности обучающихся;
Деятельностный характер обучения;
Создание и поддержание у обучающихся потребности в совершенствовании собственной речи;
Коммуникативное поведение на занятии.
Программа факультативного курса рассчитана на 28 часов.
Каждое занятие может быть разделено на три одинаково важные части. В первой – ученики знакомятся с новыми для них теоретическими сведениями (выразительными средствами языка, понятиями стихотворного размера, рифмы, строфы, лирических жанров и т.д.). Затем эта теория демонстрируется на конкретных примерах стихотворений. И завершается занятие для учащихся практической работой, попыткой самому сыграть роль художника слова. Здесь допустимы любые подходы: от выражения самых серьезных, действительно волнующих душу переживаний и мыслей до иронии над самим собой или просто шутки. Нежелательно только одно – формальное, незаинтересованное выполнение «приказа» учителя.
Цель курса:
воспитать интеллектуально-творческую личность, способную по достоинству оценить художественное своеобразие произведения словесности, культуры читателя
Задачи курса:
привить детям вкус к настоящей поэзии;
научить их чувствовать и понимать образное слово, гармонию стихотворения;
расширить горизонты знания русской, классической и современной поэзии;
сформировать представление о мастерской поэта;
развивать творческие способности тех учащихся, которые проявляют интерес к данному виду искусства, пробуют себя в нем.


Факультативный курс способствует развитию учебных действий:
Личностные учебные действия призваны развивать коммуникативные способности учащихся; работать над развитием связной речи через монологическое высказывание, памяти, умения выразительного чтения и чтения стихотворений наизусть; информационные компетенции: умения самостоятельно работать с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию;
совершенствовать навыки анализа поэтического произведения; создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия). Личностные универсальные учебные действия (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
Регулятивные универсальные учебные действия (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; способность к мобилизации сил и энергии; в изучении материала);
Познавательные универсальные учебные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие художественных текстов; выбор оснований и критериев для сравнения;
Коммуникативные универсальные учебные действия (умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении вопросов; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий.
Планируемый результат:
расширение творческих и общекультурных горизонтов ученика;
осознанный интерес ребенка к произведениям поэзии, как классической, так и современной;
способность филологически правильно объяснить, чем интересно и почему нравится то или иное произведение поэзии;
знание основных законов стихосложения и умение пользоваться ими на практике;
понимание жанровой системы лирических произведений, умение определять принадлежность того или иного стихотворения к жанровой группе, способность создавать самому произведения по законам отдельных жанров;
понимание системы изобразительно-художественных средств, умение определять важнейшие из них и пользоваться ими на практике;
ясное понимание сложности и важности труда поэта, чуткое отношение к творческой работе другого человека
Немаловажным результатом может оказаться и осознание учеником своей способности или, наоборот, неспособности заниматься филологическими дисциплинами, что необходимо для осмысленного выбора специализации дальнейшего обучения конкретным учеником.

Принципы построения курса
Основой построения курса по выбору являются следующие принципы:
принцип доступности в отборе литературного и литературно-критического материала;
принцип единства литературного и речевого развития;
принцип эстетизма;
принципы индивидуального подхода и коллективизма в обучении
Контроль: входное тестирование с целью активизации и представления учащихся о поэзии, приемах и средствах создания поэтического текста.
Итоговый: презентация портфеля творческих работ учащихся.
Литература
Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.
Кожинов В.В. Как пишут стихи. М.Алгоритм. 2001.
Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. М. 1999.
Маяковский В.В. Как делать стихи, ПСС т.12. – М.: Гослитиздат, 1961
Мещерякова М.И., Темиз Я.В. Литература в таблицах и схемах. М. Мегатрон. 1999.
Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. М. 1997
Саморокова В.А. Рабочая тетрадь. Факультативный курс «Основы поэтического мастерства», 5 класс. 2011
Холшевников В.Е. Основы стиховедения. – М.: Academia, 2002.
Содержание программы факультативного курса
«Основы поэтического мастерства»
(2 часа) Поэзия как вид литературы. Что такое поэзия? Можно ли научиться понимать поэзию? Поэзия в музыке, живописи, архитектуре, литературе. Являются ли синонимами слова поэзия и стихи? Деление речи на стихи и прозу. Отличия стихотворной и прозаической речи. Что такое «хорошие» и «плохие» стихи? Наши любимые стихи - почему они нам нравятся? Как они «сделаны»? Понятие «поэтической экономии» (М. Светлов).
Развитие речи. Работа в мастерской стихосложения.
(2 часа) Образ как основа поэзии. Обобщенное понятие: картина, способ отражения окружающего мира, переживаний человека. Употребление термина как в широком обобщающем смысле: образ родины, образ природы, так и в обозначении ключевых образов: образ лирического героя.
Развитие речи. Сочинение-миниатюра о временах года.
(3 часа) Понятие о художественных средствах (тропах). Эпитет как важнейшее из таких средств: «стрела в суть» (М. Рыльский).
Развитие речи. Рассказ по картине.
(2 часа) Понятие о сравнении
Развитие речи. Рассказ по картине с использованием сравнений.
(3 часа) Понятие о метафоре. Разнообразие метафор.
Развитие речи. Работа в мастерской стихосложения.
(2 часа) Понятие об олицетворении. Анализ художественных средств в стихотворениях настоящих поэтов.
Развитие речи. Устное словесное рисование.
(2 часа) Понятие об аллитерации. Аллитерация – поэтическая живопись.
Развитие речи. Работа в мастерской стихосложения.
(2 часа) Изобразительно-выразительные средства. Обобщение
Развитие речи. Работа в мастерской стихосложения. Сочинение стихов или прозы с использованием изобразительно-выразительных средств.
(2 часа) Стихосложение. Строфа. Разнообразие видов строф.
Развитие речи. Сочинение стихов по предложенному типу строфы.
(3 часа) Понятие рифмы. Классификация рифм. Рифмы мужские и женские, дактилические, гипердактилические. Рифмы бедные и богатые. Рифмы точные и неточные. Постановка рифм в стихи. Понятие об игре в буриме.
Развитие речи. Работа в мастерской стихосложения.
(1 час) Онегинская строфа. Конструирование понятия.
Развитие речи. Работа в мастерской стихосложения.
(2 часа) Презентация портфеля творческих работ учащихся.

Тематическое планирование факультативного курса
«Основы поэтического мастерства»
№ Тема занятия. Виды деятельности
Что такое поэзия? Можно ли научиться понимать поэзию? Поэзия в музыке, живописи, архитектуре, литературе. Являются ли синонимами слова поэзия и стихи? Деление речи на стихи и прозу. Отличия стихотворной и прозаической речи. Устная лекция учителя «Поэзия как вид литературы».
Конструирование понятия «Поэзия».
Работа в мастерской стихосложения.
Что такое «хорошие» и «плохие» стихи? Наши любимые стихи - почему они нам нравятся? Как они «сделаны»? Понятие «поэтической экономии» (М. Светлов) Мини-лекция учителя.
Чтение и обсуждение любимых стихотворений.
Работа в мастерской стихосложения.
Образ как основа поэзии Мини-лекция учителя.
Практическая работа с текстами.
Сочинение-миниатюра о временах года.
Образ лирического героя. Практическая работа с текстами.
Понятие о художественных средствах (тропах). Эпитет как важнейшее из таких средств: «стрела в суть». Мини-лекция учителя.
Практическая работа. Наблюдение над ролью эпитета в стихотворении. Подбор эпитетов к предложенным словам.
Рассказ по картине.
Постоянные эпитеты Роль эпитета в стихотворении Понятие о сравнении Мини-лекция учителя.
Практическая работа. Анализ художественных средств в стихот-ворениях настоящих поэтов. Рассказ по картине с использованием сравнений.
Роль сравнений в текстах Понятие о метафоре Мини-лекция учителя.
Практическая работа. Анализ художественных средств в стихот-ворениях настоящих поэтов.
Практическая работа. Конструирование собственных метафор на предложенную тему.
Творческая работа. Сочинить стихи с использованием метафор.
Разнообразие метафор.
Роль метафор в текстах Понятие об олицетворении Мини-лекция учителя.
Практическая работа. Анализ художественных средств в стихот-ворениях настоящих поэтов.
Роль олицетворений в текстах Понятие об аллитерации Мини-лекция учителя.
Практическая работа. Анализ художественных средств в стихот-ворениях настоящих поэтов.
Работа в мастерской стихосложения.
Аллитерация - «поэтическая живопись» Изобразительно-выразительные средства. Обобщение Практическая работа. Анализ художественных средств в стихот-ворениях настоящих поэтов. Работа в мастерской стихосложения. Сочинить стихи или прозу с исполь-зованием изобразительно-вырази-тельных средств.
Изобразительно-выразительные средства. Обобщение. Стихосложение. Строфа Мини-лекция учителя.
Практическая работа с текстами
Разнообразие видов строф. Творческая работа. Сочинение стихов по предложенному типу строфы.
Понятие рифмы. Классификация рифм. Рифмы мужские и женские, дактилические, гипердактилические. Мини-лекция учителя. Сообщения учащихся «Виды рифм».
Работа в мастерской стихосложения.
Рифмы мужские и женские, дактилические, гипердактилические. Работа в мастерской стихосложения.
Рифмы бедные и богатые. Рифмы точные и неточные. Мини-лекция учителя. Сообщения учащихся «Виды рифм». Творческая работа. Сочинить буриме.
Работа в мастерской стихосложения.
Постановка рифм в стихи. Понятие об игре в буриме.
Игра в буриме. Онегинская строфа Практическая работа.
Наблюдение над стихами классиков.
Презентация портфеля творческих работ учащихся Рефлексия. Что дало мне посещение курса (письменно)
Презентация портфеля творческих работ учащихся

Приложенные файлы

  • docx 44486398
    Размер файла: 52 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий