для обучающихся по направлению 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство (профиль Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты). обработки данных, в том числе, с помощью сети Интернет способами.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новосибирская государственная консерватория

имени М.И.

Глинки»









ПРОГРАММА

НАУЧНО
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


для
обучающихся по направлению

53.04.01 Музыкально
-
инструментальное искусство

(профиль
Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты
)





Квалификация:

Магистр

















Новосибирск 2016



2





Программа разработана на основании федерального
государственного
образовательного стандарта высшего образования по направлению
подготовки 53.04.01 Музыкально
-
инструментальное искусство, основной
образовательной программы высшего образования по направлению
подготовки 53.04.01 Музыкально
-
инструментальное
искусство, Положения о
профессиональной практике студентов Новосибирской государственной
консерватории имени М.И. Глинки.





3


СОДЕРЖАНИЕ


1. Общие положения









4

2. Цель и задачи практики








4

3. Содержание практики








4

4. Руководство и
контроль прохождения практики




6

5. Подведение итогов практики







6

6. Материально
-
техническое обеспечение практики




6

7. Приложения










7


7.1. Рекомендуемая литература и ресурсы сети «Интернет»



7





























4


1
.
Общие
положения

Производственная практика «Научно
-
исследовательская работа» (далее
-

НИР) относится к Блоку: Б2.Практики, в том числе научно
-
исследовательская работа (НИР)
вариативной части

ФГОС ВО и является
обязательной.

Данный вид практики предназначен для
подготовки выпускной
квалификационной работы (реферата), овладения навыками написания и
представления исследовательской работы. Практика проводится
стационарно.

Продолжительность и сроки НИР устанавливаются в соответствии с
учебным планом Консерватории.

Об
щая трудоемкость дисциплины


3 кредита (108 часов), аудиторные
занятия


18 часов, время изучения


3
-
4 семестры. Практика реализуется в
форме индивидуальных и самостоятельных занятий и проводится
рассредоточено в течение учебного года.

Форма аттестации:

дифференцированный зачет в 3 семестре,
недифференцированный зачет в 4 семестре.


2. Цели и задачи практики

Основной
целью

научно
-
исследовательской работы является создание
научно
-
исследовательской теоретической работы (реферата) в области
исполнительского

искусства и педагогики в соответствие с профилем
подготовки с ее дальнейшей публичной защитой на государственном
экзамене.

В
задачи

научно
-
исследовательской работы входит



совершенствование навыков планирования и самостоятельного
выполнения научного исс
ледования в области музыкально
-
исполнительского искусства и образования;



развитие научного мышления и овладение методологией научного
творчества;



совершенствование навыков работы с источниками информации с
использованием современных методов ее получения
и обработки;
навыков оформления научного текста с использованием современных
компьютерных технологий; навыков публичного представления
результатов выполненного исследования.


3. Содержание практики

Содержание данного вида практики направлено на подготовку
к
следующим видам профессиональной деятельности: научно
-
исследовательская.

Практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно
ориентированных на профессионально
-
практическую подготовку
обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защи
ту выпускной
квалификационной работы.

5


Индивидуальный план научно
-
исследовательской работы
разрабатывается магистрантом совместно с научным руководителем.

В результате выполнения научно
-
исследовательской работы
магистрант должен:

знать

основные методы научного исследования проблем и явлений
музыкального искусства и культуры, музыкального образования;
современные источники и методы получения информации; структуру
научно
-
исследовательской работы; принципы научной логики; современные
инфор
мационные технологии, необходимые для подготовки, создания и
оформления научно
-
исследовательской работы (реферата);

уметь

планировать, проводить и корректировать собственную научно
-
исследовательскую работу, включающую ознакомление с тематикой
исследователь
ских трудов данной области и выбор темы исследования,
написание реферата по избранной теме; выбирать необходимые методы
исследования и применять их при изучении явлений искусства; применять
теоретические знания при анализе музыкальных произведений или друг
их
феноменов музыкальной культуры и искусства; использовать в процессе
научно
-
исследовательской работы и презентации ее результатов
современные коммуникативно
-
информационные технологии; представлять
результаты своих исследований общественности, участвуя в
научно
-
исследовательских семинарах и конференциях по своей и смежной тематике,
выступая с докладами, готовя материалы к публикациям в научных
журналах; использовать результаты исследования в своей профессиональной
деятельности;

владеть

навыками выполнения научных исследований в области
музыкально
-
инструментального искусства, культуры и педагогики, навыками
создания письменного текста научно
-
исследовательской работы и
подготовки словесного выступления; основными приемами поиска и научной

обработки данных, в том числе, с помощью сети Интернет; способами
оценки научно
-
практической значимости проведенного исследования;
профессиональной культурой изложения материала и навыками научной
полемики.

На базе приобретенных знаний и умений выпускник
аспирантуры
должен обладать следующими
общекультурными

(ОК),
общепрофессиональными

(ОПК) и
профессиональными

(ПК)
компетенциями
:



использовать на практике знания и навыки в организации
исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК
-
2);



аргументир
ованно отстаивать личную позицию в отношении
современных процессов в области музыкального искусства и культуры,
науки и педагогики, оформлять и представлять результаты выполненной
работы (ОК
-
6);



использовать основные методы, способы и средства получения,

хранения, переработки и представления информации (ОК
-
7);

6




самостоятельно осваивать новые методы научного исследования, при
необходимости изменять научный и научно
-
производственный профиль
своей профессиональной деятельности (ОПК
-
1);



использовать на пра
ктике знания и навыки в организации
исследовательских работ, в управлении коллективом (ОПК
-
3);



владеть методологией научной исследовательской деятельности в
области музыкально
-
инструментального искусства и музыкального
образования (ПК
-
9);



выполнять нау
чные исследования в области музыкально
-
инструментального искусства, культуры и музыкального образования (ПК
-
11).

4. Руководство и контроль прохождения практики

Для общего руководства практикой магистрантов приказом ректора
назначается руководитель НИР из ч
исла научно
-
педагогических работников
Консерватории. Учебная нагрузка преподавателей


непосредственных
руководителей видов практики


рассчитывается в соответствии с рабочими
учебными планами и Положением о нормах времени для расчета объема
видов учебной,

учебно
-
организационной, научной, научно
-
методической
работы, выполняемой профессорско
-
преподавательским составом и
концертмейстерами.

Преподаватели, осуществляющие непосредственное руководство НИР:



разрабатывают тематику индивидуальных заданий;



осущес
твляют контроль соблюдения сроков прохождения практики и
ее содержания;



оказывают методическую помощь магистрантам при выполнении ими
индивидуальных занятий;



оценивают результаты выполнения магистрантами программы
практики.

Руководители практики:



ко
нтролируют предоставление отчетов о научно
-
исследовательской
работе магистрантов.


5. Подведение итогов практики

Итоговой формой контроля НИР являются дифференцированный зачет
в 3 семестре и недифференцированный зачет в 4 семестре, которые
проводятся на
основании предоставленной магистрантом выпускной
квалификационной работы (реферата).

При оценке итогов работы магистранта на практике за основу
принимается отзыв его руководителя.


6. Материально
-
техническое обеспечение практики.

Для организации НИР магист
рантов необходимы библиотека,
читальный зал, доступ к электронным библиотечным системам; аудитории,
оборудованные компьютерами, аудио
-

и видеотехникой.

7


Приложение 1

Рекомендуемая литература

Основная литература

1.

Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыка
льного образования.


М.: Прометей, 2013.
-


432 с.
(
http://www.bibliorossica.com/book.html?search_query=Абдуллин+Э.+Б.
&currBookId=21148&ln=ru
)

2.

Абдулл
ин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога
-
музыканта. СПб.: Издательство "Лань", "Планета музыки", 2014.


368

с. (
https://e.lanbook.com/book/50691#authors
)

3.

Актуальные проблемы
культуры, искусства и художественного
образования: сб. науч. тр. ОГИИ. Вып. 13 / гл. ред. Б.П. Хавторин; сост.
и науч. ред. В.А. Логинова.
-

Оренбург, 2013.

4.

Актуальные проблемы теории музыки, современной композиции и
исполнительства
: сб. материалов Междуна
р. науч.
-
практ. конф., 18
-
19
ноября 2013 года. Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория им.
М.И.

Глинки, 2014.

5.

Булгакова Л.В. Редакции фортепианных произведений: теоретические
аспекты и сравнительный анализ: дис. ... канд. искусствоведения.
-

Новосибирск,

2012. 219 с.

6.

Вестник музыкальной науки за 2013
-
2016 гг.

http://vestnik.nsglinka.ru/?page_id=11

7.

Гончаренко С.С.
Детерминированность и недетерминированность
музыкальной композиции: от серийности к
минимализму: учеб.
пособие по курсу "Музыкальная форма" для студентов высш. учеб.
заведений Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория им. М.И.
Глинки, 2015.

8.

Гуляницкая Н. С.
Музыкальная композиция: модернизм,
постмодернизм (история, теория, практика).
-

М.: Языки славянской
культуры, 2014.


9.

Гуренко Е. Г.
Что такое произведение искусства: эстетич. анализ.
Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2015.

10.

Дмитрий Шостакович. Исследования и материалы. Вып. 4 / Архив Д.Д.
Шостаковича; ред.
-
сос
т. О. Дигонская, Л. Ковнацкая.
-

М. : DSCH,
2012.
-

272 с.

11.

Задерацкий В.В.
Век ХХ. Звуковые контуры времени. Музыкальные
идеи и образы минувшего века.
-

М.: Музыка, 2014.

12.

Лебедев А.Е.
Концерт для баяна с оркестром в отечественном
музыкальном искусстве :

Процессы стилевой эволюции и принципы
организации фактуры: автореф. дис... д
-
ра искусствоведения:17.00.02.
-

Саратов, 2013.

13.

Лесовиченко А.М.
Музыкальная культура европейского типа в
Сибири: учеб. пособие.
-

Новосибирск: Изд
-
во ЭНСКЕ, 2015.

8


14.

Музыка.
Исполнительство. Образование: межвуз. сб. тр. Вып. 4;
сост.А.В. Варламова, З.Г. Павлова; отв. ред. М.М. Берлянчик.
-

Якутск:
Издат. дом СВФУ, 2013.

15.

Прейсман Э.М. О музыке и музыкантах: время, события: отв. ред. Н.А.
Яловская.
-

Красноярск, 2013.

16.

Стогний И.
С.
Процессы смыслообразования в музыке
(семиологический аспект): автореф. дис. ... д
-
ра искусствоведения :
спец. 17.00.02
-

М., 2013.

17.

Холопова В.Н.
Феномен музыки. М.; Берлин: Директ
-
Медиа, 2014.
-

384

с.

18.

Художественное произведение в современной культур
е : творчество
-

исполнительство
-

гуманитарное знание
: сб. материалов и науч. ст.
междунар. заоч. науч.
-
практ. конф., 24 марта 2014 г. гл. ред. И.В.
Безгинова.
-

Челябинск: ЮУрГИИ им. П. Чайковского, 2014.
-

205 с.

19.

Чернобривец П.А.
Основы музыкальной эст
етики.
-

СПб.: Реноме,
2014.
-

303.


Дополнительная литература

1.

Аль
-
Фатих Х.А.

Гитара в музыкальной культуре Судана. История
становления и развития: Автореф. дис... канд. Искусствоведения.
-

М., 1997.

2.

Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди.


М.:
Классика


XXI, 2005.

3.

Басурманов А. Справочник баяниста.


М., 1987.

4.

Баян и баянисты.


Вып. 1
-
6.


М., 1971
-
1985.

5.

Баян. Современность. Джаз
: материалы междунар. научно
-
практ. конф.
16
-
18 фев.
2006 г.
-

Новосибирск, 2006.

6.

Беляков Г.В., Стативкин Г. Аппликатура готово
-
выборного баяна.


М.,

1978.

7.

Благодатов Г. Русская гармоника.


Л., 1960.

8.

Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века.


М., 1989.

9.

Вертков К. Русские народные инструмен
ты.


М., 1975.

10.

Волчков Е.А.
Концерт для трехструнной домры в творчестве
отечественных композиторов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения :
17.00.02.
-

Ростов
-
на/Д, 2011.

11.

Вольман Б. Гитара.


М., 1980.

12.

Вольман Б.Л.
Гитара и гитаристы: очерки истории ше
стиструнной
гитары.
-

Л., 1968.

13.

Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его звукоизвлечение
// Баян и баянисты.


Вып. 1.


М., 1970.


С. 12
-
23.

14.

Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники // Баян и баянисты.


Вып. 1.


М., 1970.

15.

Егоров
Б.О. О некоторых акустических характеристиках процесса
звукообразования на баяне // Баян и баянисты.


Вып. 5.


М., 1981.


С. 57
-
84.

9


16.

Жерздев А.В.
Специфика фактуры в музыке для шестиструнной
(классической) гитары соло: автореф. дис. ... канд. искусствов
едения.
-

Харьков, 2011.

17.

Ильгин К.В.

Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и
исполнительство: Автореф. дис... канд. искусствоведения.
-

СПб., 2003.

18.

Илюхин А. Методический материал к курсу истории исполнительства на
русских народных музык
альных инструментах.


М., 1971.

19.

Имханицкий М. Современная музыка для русского народного оркестра и
задачи воспитания исполнителей. //Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып 24.


М., 1976. С. 125
-
174.

20.

Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры.



М., 1987.

21.

Как исполнять Баха.


М.: Классика


XXI, 2007.

22.

Как исполнять Бетховена.


М.: Классика


XXI, 2004.

23.

Как исполнять Гайдна.


М.: Классика


XXI, 2003.

24.

Как исполнять импрессионистов.


М.: Классика


XXI, 2008.

25.

Как исполнять Моцарта.


М.: Классика


XXI, 2004.

26.

Как исполнять Рахманинова.


М.: Классика


XXI, 2007.

27.

Калёнов В. Народный инструментализм в отечественной музыкальной
культуре.


Новосибирск, 2004.

28.

Карташов В.Д.
К феномену стиля современного композитора
-

баяниста
(на пр
имере сочинений Владимира Зубицкого): автореф. дис. ... канд.
искусствоведения. СПб, 2011.

29.

Классическая гитара : современное исполнительство и преподавание
:
тезисы Шестой междунар. научно
-
практ. конф. 16
-
17 апреля 2011 г. / ред.
-
сост. В.Р. Ганеев
-

Тамбов,

2011.

30.

Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре.


М., 1972.

31.

Липс Ф. Искусство игры на баяне.


М. 2004.

32.

Мирек А.М. «...И звучит гармоника».


М., 1979.

33.

Мирек А.М. Из истории аккордеона и баяна: возникновение,
произведство, усовершенствован
ие и распространение гармоники.


М., 1967.

34.

Михайленко Н.П.
Теоретические основы формирования
исполнительского мастерства гитариста: автореф. дис. ... канд.
искусствоведения.
-

Киев, 2011.

35.

Михайлов А.А.

Русский баян. Хроника, события, люди, размышления.
-

Новосибирск, 2001.

36.

Никитин Б. Сергей Рахманинов. Две жизни.


М.: Классика


XXI, 2008.

37.

Носина Б.В. Символика музыки И.С. Баха.


М.:


М.: Классика


XXI,
2006.

38.

Пересада А.И.
Балалайка.
-

М. , 1990.

39.

Петропавловский А.А.

Гитара в камерном ансамбле: Авто
реф. дис... канд.
Искусствоведения.
-

Нижний Новгород, 2006.

40.

Сапонов М.А. Шедевры Баха по
-
русски.


М.: Классика


XXI, 2005.

41.

Сенько Ю.В.
Образование в гуманитарной перспективе.
-

Барнаул : Изд
-
10


во Алтай. гос. ун
-
та, 2011.

42.

Сурков А. А.
Переложение музыкаль
ных произведений для готово
-
выборного баяна.
-

М., 1977.

43.

Форкель И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях И.С. Баха.


М.:
Классика


XXI, 2008.

44.

Холопова В. Альфред Шнитке.


Челябинск: Аркаим, 2003.

45.

Янковская Е. Вопросы развития домрового репертуара.


Новосибирск,
1989.


Учебные пособия

1. Аудио
-

и видео
-
записи произведений разных эпох, жанров и стилей в
исполнении известных музыкантов (фонотека).

2. Видеозаписи конкурсов и фестивалей на народных инструментах,
проведенных в НГК (фонотека).

3. Записи
открытых уроков и мастер
-
классов (фонотека).



Приложенные файлы

  • pdf 44477505
    Размер файла: 364 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий