План-конспект урока изо, 9 класс. Тема: «сценография как искусство и производство. — Давайте вспомним, в чём заключаются основные задачи художника в театре? В чём главные отличия сценографии от живописи?


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИЗО, 9 КЛАСС
ТЕМА: «СЦЕНОГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО И ПРОИЗВОДСТВО. ВИДЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ»
Тип урока: комбинированный урок.
Цели и задачи:
образовательная:
- познакомить с основными формами работы сценографа, видами сценического оформления;
развивающая:
- развитие творческих возможностей и навыков постижения выразительных средств искусства;
воспитывающая:
- воспитание интереса к духовному миру человека.
Методы: - словесные (рассказ, беседа)
                  - наглядные (ТСО)
                  - практические (создание сценической версии бытовых предметов)Основные понятия: «сценография», «сценограф», «декорации».
Оборудование:
для учителя: иллюстрированные книги и журналы; фотографии, эстрадных шоу; сценографии спектаклей; интерьеры различных зданий.
для учащихся: бумага белая, черная и цветная; картон, клей, нож-резак, материалы, необходимые для макетирования; предметы и материалы по теме инсталляции.
План урока
I. Организационная часть.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Творческое задание.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
V. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный часть
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
- Здравствуйте, садитесь. Рада вас видеть всех снова, начнем урок.
II. Актуализация знаний
Ребята на прошлом уроке мы говорили с вами о сценическом образе места и действия, сценографии и театрально-декоративном искусстве.
- Давайте вспомним, в чём заключаются основные задачи художника в театре? В чём главные отличия сценографии от живописи?
(Отличие сценографии от живописи в том, что театральный художник имеет дело не с плоскостью холста или бумаги, а с пространством сцены. Основные задачи художника в театре - сценографа:
1). Создание образно-игровой среды (т. е. места действия спектакля);
2). Оформление сценического пространства и создание внешнего облика актера (вида и одежды персонажа).) - Какие бывают типы декораций и каковы способы их трансформации?
Типы декораций:
живописная - основным элементом является рисованное изображение; проекционная - оптические или электронно-цифровые проекции на экран или плоскости сценического оформления;
натуралистически-бытовая - натуральные вещи. подчёркивающие правду происходящего на сцене;
условная (метафорическая)- любая вещь на сцене приобретает тот смысл, который ей придаёт актер.
архитектурно-конструктивная - расположению на сцене различных конструкций.
В старину трансформация декораций происходила благодаря перестановке декораций рабочими-монтировщиками, для чего специально закрывали занавес, в современном театре изменения в сценографии происходит прямо на глазах зрителя или в темноте при помощи движения круга, самими актёрами, передвигающими мебель, ширмы.
III. Изучение нового материала.
Сценография — это неразрывный сплав художественного творчества и театрального производства. Сочинённое художником в эскизах, чертежах и макетах надо воплотить в реальные конструкции, станки, декорации и бутафорию. В этом сценографу приходят на помощь театральные художники-технологи и целые цеха: столярные, художественно-декорационные, костюмерно - пошивочные и т. д.
Главные задачи и смысл деятельности художника-технолога
Инженерное решения всего замысла сценографа.
Например, задуман в одной из сцен фонтан, дождь или пожар. Как, какими техническими средствами воплотить это на сцене.
Руководит деятельностью всех цехов.
Создание спектакля в современном театре — настоящее производство, осуществляющееся в определённые сроки (по графику) и часто требующее большого финансирования.
Элементы декорационного оформления спектакля
- световое и звуковое оборудование,
- движущаяся и меняющаяся сцена (с пневматическим устройством),
- проекционная и лазерная аппаратура на основе компьютерных технологий требуют хорошо подготовленных специалистов.
Сегодня театру нужны художники по свету и звукорежиссёры, музоформители и дизайнеры разных специальностей.
В театре, помимо художника-постановщика (сценографа) и художника-технолога, работают художник по свету, художник по костюмам, целые производственные цеха, создающие оформление спектакля: художественно-декорационный цех - расписывает декорации;
столярно-сварочный цех - изготовляет из металла, пластика, дерева эти самые декорации (станки, ширмы, мебель);
бутафорский и реквизиторский цеха, пошивочно - костюмерный цех - шьют и хранят костюмы, мягкие декорации;
пастижорные цеха - изготавливают парики;
шорные цеха - делают театральную обувь.
Цвето-световая и динамическая трансформация визуального облика современных зрелищ и шоу
Театральное освещение бывает внутри сценической коробки и в зале, которое крепится сбоку, на ложах (выносной софит), и сзади. Внизу на авансцене расположена рампа — освещение актёров снизу, самый важный, т. е. художественный, свет находится внутри сцены, он высвечивает лица и определённую часть сцены; так в театре обеспечивается кадрирование. По аналогии с кино этот свет высвечивает крупный и средний планы. Кроме того, свет обеспечивает монтаж, т. е. соединение отдельных сцен или фрагментов в восприятии зрителя, общий свет из зала — это заливка, он работает на общем плане и невыразителен, в школьных условиях можно высвечивать друг друга фонариками.
VI. Творческое задание.
Задание:
1). Постановка художественной задачи.
Продолжить работу по созданию оформления проектируемого спектакля (в виде эскиза декораций, макета, инсталляции и др.) в котором присутствует стремление к образно - пространственному решению.
2). Практическое выполнение задания. Создание эскиза или макета проектируемого спектакля;
Вариант1: Создание сценографической версии бытового интерьера: изба, вокзал, дворец и т. д. в упражнении «минимизация» (по выбранной или предложенной картинке);
Вариант2: Создание образа места действия из трёх-четырёх вещей: стол, два стула и т. п. (в виде схемы на плане или в выгородке).
Итог урока.
Вопросы для собеседования:
1. Как и с кем работает в театре художник-сценограф? Какие вам известны театральные цеха и что они делают?
2. В чём главные задачи и смысл деятельности художника-технолога?
3. Какие вы знаете художественные профессии, участвующие в создании визуального облика спектаклей, концертов и шоу?
Домашнее задание: Закончить работы по созданию оформления проектируемого спектакля (эскиза декораций)
Подготовить реферат на темы: «Панорама художнических профессий в современных театрально-эстрадных зрелищах и шоу», «Разнообразие работы художника с новыми технологиями», «Производственно-технологическая работа художника в театре».


Приложенные файлы

  • docx 44387456
    Размер файла: 29 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий