– Танец с саблями, Танец Айши из балета «Гаяне». 2 отделение Шимановский – Соната Миф «Фонтан Аретузы» Хачатурян – Танец с саблями. Бетховен – Соната №5 Чайковский – Размышление Сарасате – Хабанера.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»



АССИСТЕНТУРА
-
СТАЖИРОВКА





Кафедра
струнных инструментов




УЧЕБНО
-
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ

ИСКУССТВО МУЗЫКАЛЬНО
-
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА


53.09.01 Искусство музыкально
-
инструментального

исполнительства (по видам)

Вид:

Сольное исполнительство на
струнных инструментах


Квалификация

Артист высшей квалификации.

Преподаватель

творческих дисциплин в высшей школе




Владивосток 201
6






Содержание


1.

Цель

и задачи дисциплины

2.

Место дисциплины в структуре О
ПОП

3.

Планируемые результаты обучения при прохождении дисциплины
,
соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОПОП

4.

Объем дисциплины и виды учебной работы

5.

Содержание дисциплины

5.1

Разделы дисциплин
ы и виды занятий

5.2

Связь разделов дисциплины с формируемыми компетенциями

5.3

Содержание разделов дисциплины

6.

Учебно
-
методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1

Основная литература

6.2

Дополнительная литература

6.3

Программное обеспечение

6.4

Базы данных, информационно
-
справочные и поисковые системы



7.

Материально
-
техническое обеспечение дисциплины

8.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1

Образовательные технологии

8.2

М
етоды

организации

с
амостоятельн
ой
работ
ы

ассистентов
-
стажеров

8.3

Оценочные средства для
текущего и промежуточного
контроля
успеваемости

8.4

Зачетные и э
кзамена
ционные требования


1. Цель и задачи дисциплины
Целью

дисциплины является воспитание высококвалифицированных
исполните
лей, способных создавать индивидуальную художественную
интерпретацию музыкального произведения, владеющих методологией анализа
и оценки различных исполнительских интерпретаций, понимающих
особенности национальных школ, исполнительских стилей, обладающих
му
зыкально
-
текстологической культурой, способностью к углубленному
прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста,
владеющих искусством публичного исполнения концертных программ,
состоящих из музыкальных произведений различных жанров, стил
ей, эпох.

Задачами

дисциплины являются формирование у ассистентов
-
стажѐров
мотивации к постоянному поиску творческих решений при исполнении
музыкальных произведений, совершенствованию художественного вкуса,
чувства стиля, воспитание профессиональных навыко
в в постижении
содержания и формы музыкального произведения, овладение большим
сольным концертным репертуаром, включающим произведения различных
эпох, жанров и стилей, развитие механизмов музыкальной памяти, творческого
воображения, активизация слухо
-
мысли
тельных процессов, активизация
эмоциональной, волевой сфер, развития

артистизма, свободы самовыражения,
исполнительской воли, концентрации внимания, совершенствование культуры
звукоизвлечения, звуковедения

и фразировки, артикуляционного мастерства,
овладение всеми видами техники исполнительства, богатством штриховой
палитры, стимулирование творческой инициативы в ходе освоения
произведений и концертного исполнительства, воспитание устойчивого
внимания и сам
оконтроля в процессе исполнения музыки, результативной
самостоятельной работы над произведением.

2. Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «
Искусство музыкально
-
инструментального
исполнительства
» относится к
базовой части

блока
Дисциплины

(
Д.БЧ.3
).

Для изучения курса требуется использование знаний и навыков,
полученных студентами при освоении дисциплин
«Специальный инструмент»
в
объѐме требований программы подготовки специалиста.

3. Планируемые результаты обучения при
прохождении дисциплины, соотнесенные с
планируемыми результатами освоен
ия ОПОП

Дисциплина
«
Искусство музыкально
-
инструментального
исполнительства
»

участвует
(наряду с другими дисциплинами)

в формировании
следующих
профессиональных

компетенций
:

концертно
-
исполнительская деятельность:

способность

создавать индивидуальную художественную интерпретацию
музыкального произведения (ПК
-
6);

способность

осуществлять музыкально
-
исполнительскую деятельность и
представлять ее результаты общественности (ПК
-
7);

способность

обладать знаниями закономерностей и методов
исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки к
публичному выступлению, студийной записи (ПК
-
8);

способность

быть мобильным в освоении репертуара
,

разнообразного по
эпохам, стилям,

жанрам, худ
ожественным направлениям (ПК
-
9).

В результате освоения дисциплины ассистент
-
стажѐр должен:

знать:

1.

основные композиторские стили,

2.

обширный концертный репертуар, включающий произведения разных эпох,
жанров и стилей,

3.

основные нотные издания концертного репертуара;

уметь:

1.

анализировать художественные и технические особенности музыкальных
произведений, анализировать и подвергать критическому разбору процесс
исполнения музыкального произведения,

2.

находить индивидуальные пути воплощения музыкальных образов,
раскрывать художественное содержание музыкального произведения,
создавать собственную интерпретацию музыкального произведения,

3.

самостоятельно изучать и готовить к концертному исполнению
произвед
ения разных стилей и жанров,

4.

применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и
использования информации в выпускаемой специальной учебно
-
методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам;

владеть
:

1.

навыками самостоятельной под
готовки к концертному исполнению
музыкальных произведений различных стилей и жанров,

2.

навыками поиска исполнительских решений, приемами психической
саморегуляции,

3.

знаниями в области истории исполнительства на специальном инструменте,

4.

художественно
-
вырази
тельными средствами (штрихами, разнообразной
звуковой палитрой и другими средствами исполнительской
выразительности),

5.

профессиональной терминологией.



Наименование
компетенции


Показател
ь оценки сформированности компетенции

ПК
-
6 С
пособность создавать индивидуальную художественную интерпретацию
музыкального произведения

з
нает:



основные композиторские стили
;

умеет:



находить индивидуальные пути воплощения музыкальных образов,
раскрывать художественное содержание музыкального произведения,
создавать собственную интерпретацию музыкального произведения,



самостоятельно изучать и готовить к концертному исполнению
произвед
ения разных стилей и жанров
;

владеет:



навыками поиска исполнительских решений, приемами психической
саморегуляции



художественно
-
выразительными средствами (штрихами, разнообразной
звуковой палитрой и другими средствами исполнительской
выразительности)

ПК
-
7 С
пособность осуществлять музыкально
-
исполнительскую деятельность и
представлять ее результаты общественности
;

з
нает:



обширный концертный репертуар, включающий произведения разных
эпох, жанров и стилей
.


умеет:



самостоятельно изучать и готовить к
концертному исполнению
произведения разных стилей и жанров

владеет:



навыками самостоятельной подготовки к концертному исполнению
музыкальных произведений различных стилей и жанров



художественно
-
выразительными средствами (штрихами, разнообразной
звуковой
палитрой и другими средствами исполнительской
выразительности)

ПК
-
8


способность обладать знаниями закономерностей и методов
исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки к
публичному выступлению, студийной записи

з
нает:



основные
нотные издания концертного репертуара
.


умеет:



анализировать художественные и технические особенности
музыкальных произведений, анализировать и подвергать критическому
разбору процесс исполнения музыкального произведения


владеет:



знаниями в области
истории исполнительства на специальном
инструменте



профессиональной терминологией
.

ПК
-
9 С
пособность быть мобильным в освоении репертуара, разнообразного по
эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям

з
нает:



основные нотные издания концертного
репертуара
.


умеет:



применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и
использования информации в выпускаемой специальной учебно
-
методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам

владеет:



художественно
-
выразительными средствами

(штрихами, разнообразной
звуковой палитрой и другими средствами исполнительской
выразительности)
.


4. Объем дисциплины и

виды учебной работы

Общая трудое
мкость дисциплины


36

зачетных единиц

(
1296

часов
). Из
них контактная работа (индивидуальные занятия)


138 часов, самостоятельная
работа


1086 часов,
трудоемкость контроля


72 часа. Время изучения


1

4
семестр
. Форма аттестации:

зачет (1, 3 семестр),

экзамен (2
, 4 семестр), ГИА.


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

1

2

3

4

Контактная работа
(всего)

В том числе:


138





Индивидуальные занятия

138

36

36

36

30

Самостоятельная работа (всего)


1086

288

288

288

222

Контроль

(подготовка к экзамену)

72


36


36

Вид промежуточной аттестации



зачет

э
кза
-
мен

зачет

э
кза
-
мен

Общая трудоемкость
,
часы

1296





Зачетные единицы

36






5. Содержание
дисциплины

5.1 Разделы дисциплины и виды занятий



п/п


Наименование раздела дисциплины

Количество часов

Индивидуаль
ные
занятия

СР
,

Контроль

Всего

1

семестр


Концертный репертуар
исполнителя на



1

струнных инструментах
.

36

288

324

Работа над сольной концертной программой
(1 отделение).


Всего 1 семестр:

36

288

324

2

семестр



2

Методология анализа и оценки различных
исполнительских интерпретаций.



36



288



324

Работа над сольной концертной
программой. Создание индивидуальной
художественной интерпретации.

Подготовка к экзамену


36

36


Всего
2

семестр:

36

324

360

3
семестр


3

Закономерности и методы исполнительской
работы над музыкальным произведением.



36



288



324

Работа над сольной концертной программой
(2 отделения).


Всего 3

семестр:

36

288

324

4

семестр



4

Интерпретация произведений концертной
программы.



30



222



252

Работа над сольной концертной
программой. Создание индивидуальной
художественной интерпретации.

Подготовка к экзамену.


36

36


Всего 4

семестр:

30

258

288


ИТОГО В 1
-
4 СЕМЕСТРАХ

138

1158

1296


5.2. Связь разделов дисциплины

с формируемыми компетенциями



Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих

в формировании компетенций

1

2

3

4

ПК
-
6


+


+

ПК
-
7


+


+

ПК
-
8

+


+


ПК
-
9

+


+



5.3
. Содержание разделов
дисциплины

Содержание ди
сциплины «
Искусство музыкально
-
инструментального
исполнительства
» включает в себя изучение и подготовку к концертному
исполнению произведен
ий разных стилей, жанров, эпох:

полифонические произведения доклассического периода,

венский классицизм,

западноевропейский романтизм,

импрессионизм,

прои
зведения русских композиторов
XIX

века,

произведения композиторов
XX
-
XXI

веков.

В процессе
изучения дисциплины ассистент
-
стажѐр

должен научиться
применять на практике свои знания, ум
ения и навыки в качестве солиста,
исполнителя концертных программ. Проверка
исполнительских
навыков
проходит на экзаменах

и публичных выступлениях на разного рода концертах,
которые могут проходить как в стенах вуза, так и на других концертных
площадках.

В
се программы подбираются преподавателем по специальности в
соответствии с экзаменационными требованиями и
испол
нительским уровнем
ассистента
-
стажѐра и
утверждаются кафедрой. При выборе прогр
аммы по
специальности

преподаватель принимает во внимание уровен
ь
природной
одарѐнности ассистента стажѐра и

его индивидуальные профессиональные
особенности. В сольные программы могут быть включены произведения
разного уровня сложности.

Все экзамены проходят публично в концертном зале в присутствии
публики и экзаменацио
нной комиссии.

1 семестр

Концертный репертуар

исполнителя на струнных инструментах

Выбор произведений для концертной программы. Принципы подбора
произведений для сольной концертной программы. Подбор нотных изданий
концертного репертуара, соответствующих
современным требованиям.


П
одготовка сольной концертной программы. Разбор текста, выучивание
наизусть, создание собственной исполнительской концепции произведений,
работа над преодолением технических и звуковых сложностей.


2 семестр

Методология анализа и
оценки различных исполнительских
интерпретаций

Исполнительский анализ произведений, включѐнных в сольную
программу. Сравнительный анализ различных существующих интерпретаций.
Особенности разных исполнительских стилей.

Завершение работы над концертной прогр
аммой. Пробные исполнения
произведений в классе. Подготовка к сольному концерту.

Исполнение сольной
концертной программы (1 отделение).

В программу включаются произведения разных стилей и жанров

и
, как
минимум, одно произведение значительной сложности, ил
и циклическое
произведение композиторов 19


21 веков.


3 семестр

Закономерности и методы исполнительской работ
ы

над музыкальным произведением

Изучение специальной учебно
-
методической литературы по профилю
подготовки. Анализ различных методов работы над п
роизведениями из сольной
программы.

П
одготовка сольной концертной программы

(2 отделения). В
программу включаются произведения разных форм, жанров и эпох. В состав
программы обязательно включаются крупные циклические произведения (соло)
или концерты для
фортепиано с оркестром (целиком). В программу второго
года обучения, наряду с крупными циклическими произведениями
,

могут
включаться миниатюры или циклы миниатюр композиторов
XIX
-
XXI

веков.

Разбор текста, выучивание наизусть, создание собственной
исполните
льской концепции произведений, работа над преодолением
технических и звуковых сложностей.


4 семестр

Интерпретация произведений концертной программы

Исполнительский анализ произведений концертной программы
.
Сравнительный анализ различных интерпретаций
.
При
нципы психологической
подготовки к публичному выступлению
.

Завершение работы над концертной программой.
Создание
индивидуальной художественной интерпретации.

Пробные исполнения
произведений в классе. Подготовка к сольному концерту.

Примерный репертуарный список

СКРИПКА


Концерты

Барток Б.


Концерты №№ 1, 2

Берг А.


Концерт

Бетховен Л.


Концерт

Брамс И.


Концерт

Бриттен Б.


Концерт

Брух М.


Шотландская фантазия

Венявский Г.


Концерт

№ 1

Глазунов А.


Концерт

Дворжак А.


Концерт

Конюс Г.


Концерт

Лало Э.


Испанская симфония

Мендельсон Ф.


Концерт ми минор

Моцарт В.


Концерты № №1
-

5, 7

Паганини Н.


Концерты №№ 1, 2

Петров А.


Концерт

Прокофьев С.


Концерты №№ 1, 2

Сибелиус Я.


Концерт

Стравин
ский И.


Концерт

Танеев С.


Концертная сюита

Хачатурян А.


Концерт

Чайковский П.


Концерт

Шимановский К.


Концерт №№ 1, 2

Шнитке А.


Концерт №№ 1, 4

Шостакович Д.


Концерт №№ 1, 2

Элгар Э.


Концерт


Старинные классические сонаты

Верачини Ф.

Вивальди А.

Гендель Г.Ф.

Джеминиани Ф.

Корелли А.

Локателли П.

Леклер Ж.

Нардини П.

Тартини Дж.


Полифонические произведения для скрипки соло

Бах И.С.



Сонаты и партиты

Бибер Г.



Соната № 16 соль минор «Пассакалия»

Джеминиани Ф.



Соната си бемоль
мажор

Регер М.



Прелюдии и фуги

Барток Б.



Чакона


Произведения малой формы

Альбенис И.



Арагонская хота




Малагенья




Севилья

Баркаускас В.



Партита для скрипки соло

Барток Б.



Соната для скрипки соло




Рапсодия №№ 1, 2

Баццини А.



Рондо

Бетховен Л.



2 романса

Блох Э.



Импровизация

Брамс И.



Венгерские танцы




Скерцо

Бриттен Б.



Сюита

Вайнберг М.



Молдавская рапсодия

Ваксман Ф.



Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен»

Венявский Г.



Вариации на оригинальную тему




Воспоминание о Москве




Легенда




Скерцо
-
тарантелла




2 полонеза




Фантазия на темы из оперы Ш. Гуно «Фауст»




Элегическое адажио

Вивальди А.



Адажио

Вит
-
Владигеров

П.



Вардар (Болгарская рапсодия)




Хоро

Вьетан А.



Рондино




Грезы

Гендель Г.Ф.
-
Флеш К.



Ария

Гершвин Д.



5 фрагментов на темы из оп. «Порги и Бесс» (обр. Я.
Хейфеца)




Прелюдии

Глазунов А.



Большое адажио, Антракт из балета «Раймонда»

Глинка М.



Листок из альбома

Гранадос Э.



Испанский танец

Дворжак А.



Славянские танцы




Юмореска

Дебюсси К.



Прекрасный вечер




Лунный свет




В лодке




Девушка с волосами цвета льна




Медленный вальс




Пасспье




Паруса




Послеполуденный отдых фавна

Динику Г.



Жаворонок, Хора стаккато

Заржицкий А.



Мазурка

Изаи Э.



Сонаты для скрипки соло




Элегическая поэма




За прялкой




2 мазурки

Кабалевский Д.



Рондо

Казелла А.



Каватина и Гавот

Караев К.



Адажио и вальс из балета «Семь красавиц»

Копленд А.



Ноктюрн




Серенада

Корелли А.



Фолия (обр. Ф. Крейслера)

Кочуров Ю.



Мелодия

Крейслер Ф.



Речитатив и скерцо для скрипки соло




Три вальса




Китайский тамбурин




Венский каприс




Цыганское каприччио




Цыганка




Граве в стиле И.Ф. Баха




Охота в стиле Картье

Локателли

П.



Лабиринт

Малер Г.



Ляргетто

Мачавариани А.



Долури

Мендельсон Ф.



Скерцо из увертюры «Сон в летнюю ночь»




«На крыльях песни»




Рондо
-
каприччиозо

Мийо Д.



Бразильские танцы

Моцарт В.



Адажио




Рондо до мажор




Рондо соль мажор (обр. Ф. Крейслера)

Овчинников В.



Баллада

Паганини Н.



Сонатины




Вечное движение




Вариации «Моисей» (на тему из оперы Россини)




Пляска ведьм




Пальпити




Вариации на тему из оперы Паизиело «Прекрасная
мельничиха»




Кампанелла (обр. Ф. Крейслера)

Петров А.



Сюита из балета «Сотворение мира»

Прокофьев С.



Пять мелодий




5 пьес из балета «Золушка»




Соната для скрипки соло




«Монтеки и Капулетти», «Танец антильских

девушек», «Маски» из балета «Ромео и Джульетта»




«Джульетта
-
девочка»




«Петя и волк»




Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»




«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»
(сюита из балета)




Ляргетто и Гавот из «Классической симфонии»

Равель М.



Рапсодия «Цыганка»




Пьеса в форме хабанеры

Рахманинов С.



Романс ре минор




Вокализ




Маргаритки




Цыганская пляска

Римский
-
Корсаков
Н.



Полет шмеля

Сарасате П.



Испанские танцы




Цыганские напевы




Интродукция и тарантелла




Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен»

Сати Э.



«Вещи, видимые слева и справа»

Светланов Е.



Поэма, Соната для скрипки соло

Сен
-
Санс К.



Хаванез




Интродукция и рондо
-
каприччиозо




Этюд в форме вальса

Синдинг Х.



Сюита

Скотт С.



В
стране лотоса

Скрябин А.



Ноктюрн




Этюд




Этюд в терциях

Стравинский И.



Дивертисмент




Итальянская сюита




Концертный дуэт




Русская песня




Русский танец




Пьесы из балета «Жар
-
птица»

Сук Й.



Четыре пьесы

Де Фалья М.



Испанский
танец




Испанская народная сюита

Фролов И.



Фантазия на темы из оперы Д. Гершвина «Порги и
Бесс»




Скерцо

Хачатурян А.



Песня
-
поэма




Танец




Танец с саблями, Танец Айши из балета «Гаяне»




Танец Эгины из балета «Спартак»

Цимбалист Е.



Фантазия на темы из оперы Н. Римского
-
Корсакова
«Золотой петушок»

Чайковский П.



Меланхолическая серенада




Вальс
-
скерцо




Размышление




Скерцо




Мелодия




Русский танец




Соло из балета «Лебединое озеро»

Шимановский К.



Мифы




Романс




Ноктюрн и тарантелла

Шнитке А.



Посвящение Паганини

Шопен Ф.



4 ноктюрна

Шоссон Э.



Поэма

Шостакович Д.




4 прелюдии, 5 прелюдий, 10 прелюдий




Адажио




Речитатив и романс

Шуберт Ф.



Музыкальный момент




«Аве Мария»




«Лесной царь»

Щедрин Р.



В подражание Альбенису




Юмореска




Балалайка

Элгар Э.



Салют любви




Каприччиозо

Эрнст Г.



Фантазия на темы из оперы Дж. Верди «Отелло»




Этюд «Последняя роза лета»




Венгерские мелодии


Этюды и каприсы

Паганини Н.



24 каприса,

оп. 1


АЛЬТ

Произведения крупной формы

Концерты

Ангерер П.

-

Концерт

Аристокисян Э.

-

Концерт

Баркаускас В.

-

Концерт

Барток Б.

-

Концерт

Бах И.С.

-

Шестой Браденбургский концерт

Бах Ф.Э.

-

Концерт Ре
-
мажор

Бацевич Г.

-

Концерт

Блок В.

-

Концерт

Брух М.

-

Концерт для альта, кларнета и оркестра

Бунин Р.

-

Концерт

Гайдн И.

-

Концерт ре
-
мажор (переложение/
виолончель)

Глазунов А.

-

Концерт (переложение/ саксофон)

Глиэр Р.

-

Концерт (переложение/ валторна)

Голубев Е.

-

Концерт

Ермолаев М.

-

Концерт

Зейдман Б.

-

Концерты № 1,2

Киркор Г.

-

Концертная фантазия

Леденев Р.

-

Концерт
-
поэма

Мартину Б.

-

Концерт
-
рапсодия

Мийо Д.

-

Концерт № 1

Моцарт В.

-

Концертная симфония для скрипки и альта


-

Концерт Соль
-
мажор (переложение/ кларнет)


-

Концерт № 3 (переложение/ валторна)

Пистон У.

-

Концерт

Раухвергер М.

-

Концерт

Стамиц К.

-

Концерты № 1,2

Уолтон У.

-

Концерт

Форсайт С.

-

Концерт

Хиндемит П.

-

Концерт «Дер Шванендреер»


-

Камерная музыка № 5


-

Концертная музыка

Хофмайстер Ф.

-

Концерт Ре
-
мажор

Цытович Ц.

-

Концерт

Чайковский А.

-

Концерт

Шнитке А.

-

Концерт


-

«Монолог»

Шостакович

Д.

-

Концерт (переложение/ виолончель)


Сонаты, сюиты

Базелер П.

-

Сюита

Бакс А.

-

Соната Соль
-
мажор


-

Соната
-
фантазия

Бах И.С.

-

Три сонаты (переложение/ виола да гамба)

Бетховен Л.

-

Ноктюрн


-

Соната (переложение/ валторна)

Блох Э.

-

Сюиты №
1,2

Боккерини Л.

-

Соната до
-
минор

Брамс И.

-

Сонаты № 1,2

Бунин Р.

-

Соната

Боианчини Д.

-

Соната

Богданов
-
Березовский
В.

-

Соната

Валентини

-

Соната Ми
-
мажор

Василенко С.

-

Соната

Вейнер Л

-

Соната

Веприк А.

-

Рапсодия

Винклер А.

-

Соната

Гайгерова В.

-

Сюита

Гедике А.

-

Соната

Глинка М.

-

Неоконченная соната

Гендель Г.

-

Сонаты № 2,3,4,6 (переложение/ скрипка)

Джеминиани Ф.

-

Соната фа
-
минор

Крюков В.

-

Соната

Локателли П.

-

Соната соль
-
минор

Макаров Е

-

Соната

Мансурян Т.

-

Соната

Мартину Б.

-

Соната

Марчелло А.

-

Соната

Масюков В.

-

Соната

Мендельсон Ф.

-

Соната

Мийо Д.

-

Соната

Морэ И.

-

Сюита

Мясковский Н.

-

Соната (переложение/ виолончель)

Нардини П.

-

Соната фа
-
минор

Онеггер П.

-

Соната

Паганини Н.

-

Сонатина
(переложение/ скрипка)


-

Соната До
-
мажор)

Перселл Г.

-

Сюита

Руст Ф.

-

Соната

Рахманинов С.

-

Соната (переложение/ виолончель)

Рубинштейн А.

-

Соната (переложение/ виолончель)

Стамиц Я.

-

Соната Соль
-
мажор

Степанов Л.

-

Соната

Слонимский С.

-

Сюита

Хиндемит П.

-

Соната для альта и фортепиано

(барочная)

Шебалин В.

-

Соната


-

Соната для скрипки и альта

Ширинский В.

-

Соната № 1

Шуберт Ф.

-

Соната «Арпеджионе»

Шостакович Д.

-

Соната ор. 147


-

Соната (переложение/ виолончель)

Эккльс

-

Соната соль
-
минор


Пьесы развернутого характера

Арендс Г.

-

Баллада

Бакс

А.

-

Фантазия

Бриттен Б.

-

Lacremoso

Вебер К.

-

Блестящий полонез


-

Анданте и венгерское рондо

Вейнер Л.

-

Вариации (переложение/ кларнет)


-

Венгерский танец

Д, Энди В.

-

Фантазия на французские темы


-

Хорал на французские народные темы

Киркор Г.

-

Концертная фантазия

Мийо Д.

-

4 портрета

Моцарт В.

-

Тема с вариациями

Поппер Д.

-

Венгерская рапсодия (переложение/
виолончель)

Слонимский С.

-

Сюита

Хачатурян А.

-

Соната
-
песня

Цытович Ц.

-

Триптих

Шмитт Ф.

-

Легенда (переложение/ саксофон)

Шуман Р.

-

Сказочные картинки


-

Адажио и аллегро (переложение/ валторна)

Энеску Ж.

-

Концертная пьеса


Пьесы малой формы

Аренский А.

-

Баркарола, Серенада

Александров А.

-

Ария

Амиров Ф.

-

Элегия

Асафьев Б.

-

Соло из балета «Кавказский всадник»

Бах
-
Вивальди

-

Адажио из органного концерта


-

Хроматическая фантазия

Белый В.

-

Поэма

Бородин П.

-

Пляска половецких девушек

Брамс И.

-

Вальс, Ода Сафо

Брух М.

-

«
Col Nidrei
»

Вольф Г.

-

Песня

Гайдн И.

-

Менуэт

Глазунов А.

-

Элегия, Испанская серенада

Глинка М.

-

Мазурка, Ноктюрн, Тарантелла

Глиэр Р.

-

Вальс, Ноктюрн

Глюк К.

-

Гавот, Мелодия

Гранадос Э.

-

Интермеццо

Грибоедов А.

-

Вальс

Григ Э.

-

Песня Сольвейг,
Вальс, Элегия, Поэма,
Вечер в горах, Листок из альбома

Гурилев Л.

-

Полька
-
мазурка

Давид Ф.

-

Каприччио

Даргомыжский А.

-

Элегия

Дебюсси К.

-

Медленный вальс, Чудный вечер, Вереск,
Менестрели, Лунный свет, В лодке, Девушка
с волосами цвета льна, Кейк
уок

Ибер Ж.

-

Маленький беленький ослик

Ипполитов
-
Иванов
М.

-

Испанская серенада

Караев К.

-

Адажио, Китайский танец из балета «Семь
красавиц»

Киркор Г.

-

Ноктюрн, Рондо

Ковалев В.

-

Поэма

Кодаи З.

-

Адажио

Компанеец З.

-

Поэма
-
монолог

Крюков В.

-

Павана, Элегия, Новелла

Кюи Ц.

-

Апассионато

Лядов А.

-

Прелюдии, Мазурка, Вальс

Мендельсон Ф.

-

На крыльях песни

Медынь Я.

-

Вальс

Монасыпов А.

-

Романс

Мусоргский М.

-

Гопак

Мясковский Н.

-

Конец сказки

Одоевский В.

-

Вальс

Рахманинов С.

-

Романс, Элегия, Вокализ, Серенада,
Прелюдия, Пастораль, Пляска цыган

Равель М.

-

Павана, Пьеса в форме хабанеры

Римский
-
Корсаков
Н.

-

Пляска скоморохов, Полет шмеля, Песня
индийского гостя, Ария Шимаханской
царицы

Ролла А.

-

Концертный этюд

Прокофьев
С.

-

Пьесы из балета «Ромео и Джульетта»,
Вступление, Улица просыпается, Джульетта
-
девочка, Менуэт, Танец девушек с лилиями,
Танец рыцарей, Сцена у балкона, Меркуцио,
У патера Лоренцо, Колыбельная из оратории
«На страже мира», «Кошка» из
симфонической сказ
ки «Петя и волк»,
Скерцино, Танец шутиных дочерей

Сибелиус Я.

-

Грустный вальс

Синдинг

-

Престо

Скрябин А.

-

Прелюдия, Этюд

Слонимский С.

-

Две пьесы

Степанов В.

-

Вокализ, Ночи Астурии, Романс

Стравинский И.

-

Русская песня, Пастораль, Элегия

Форэ

Г.

-

Пробуждение, Размышление

Хачатурян А.

-

Вальс

Цинцадзе С.

-

Хоруми, Романс

Чайковский П.

-

Ноктюрн, Подснежник, Баркаролла, Декабрь,
Осенняя песня, Русский танец

Шопен Ф.

-

Этюд, Прелюд, Вальс, Мазурка, Ноктюрн

Шостакович Д.

-

Прелюдии, Адажио,
Весенний вальс,
Ноктюрн, Галоп, Вальс
-
Шарманка

Шуберт Ф.

-

Два вальса, Экспромт, Скерцо, Пчелка,
Серенада, Аве Мария

Шуман Р.

-

Грезы, Вечерняя песня

Щедрин Р.

-

В подражание Альбенису


Произведения для альта соло

И.С. Бах

-

Шесть сюит для виолончели
соло (перел. Ю.
Крамарова, Ф. Шпиндлера)

И.С. Бах

-

Сонаты и партиты для скрипки соло (перел.
Е. Страхова)

М. Вайнберг

-

Три сонаты

Ф. Дружинин

-

Соната

М. Регер

-

Три сюиты для альта соло

П. Ривилис

-

Соната

Г. Телеман

-

12 фантазий для альта

П.
Хиндемит

-

Две сонаты (ор. 11 № 5, ор. 25 № 1)


ВИОЛОНЧЕЛЬ

Произведения крупной формы

Сюиты, сонаты, соло

Бах И.С.

Сюита № 1 Соль мажор. Сюита № 2 ре минор. Сюита
№ 3 До мажор. Сюита № 4 Ми
-
бемоль мажор. Сюита
№ 5 до минор. Сюита № 6 Ре мажор.

Изаи Э.

Соната

Кодай З.

Соната

Осокин Н.

Соната

Регер М.

Три сюиты соло

Хиндемит П.

Соната

Чайковский П.

Сюита

Хачатурян А.

Соната
-
фантазия


Сонаты и сюиты для виолончели и фортепиано

Биркиншток И.

Соната

Боккерини А.

Сонаты

Валентини Д.

Соната

Кассадо

Г.

Соната

Локателли П.

Соната

Фалья М. де

Испанская сюита

Франкер Ф.

Соната


Концерты, баллады, концертные фантазии

Боккерини А.

Концерт си
-
бемоль мажор. Концерт Ре мажор. Концерт До
мажор

Бриттен Б.

Концерт
-
симфония

Бабаджанян А.

Концерт

Владигеров А.

Концертная фантазия

Гайдн Й.

Концерт До мажор № 1

Дворжак А.

Концерт

Дюпор Ж.

Концерт ми минор

Давыдов К.

Концерты: №№ 1
-
4. Концертное аллегро

Лало Э.

Концерт

Мийо Д.

Концерт

Мясковский Н.

Концерт

Онеггер А.

Концерт

Прокофьев С.

Симфония
-
концерт. Концертино. Баллада

Пиатти А.

Концерт

Сен
-
Санс К.

Концерт

Сук И.

Баллада

Хиндемит П.

Концерт

Тартини Д.

Концерты

Чайковский Б.

Концерт

Шостакович Д.

Концерты: № 1, № 2

Шуман Р.

Концерт

Элгар Э.

Концерт


Камерные сонаты

Бах И.С.

Три сонаты

Бетховен Л.

Пять сонат

Бриттен Б.

Соната

Брамс И.

Сонаты: ми минор, Фа мажор

Григ Э.

Сонаты

Дебюсси К.

Соната

Кабалевский Д.

Соната

Мясковский Н.

Сонаты: Ре мажор, ля минор

Мендельсон Ф.

Сонаты

Мирзоян Э.

Соната

Прокофьев С.

Соната

Рахманинов С.

Соната

Стравинский И.

Итальянская сюита

Хиндемит П.

Сонаты

Хачатурян К.

Соната

Чайковский Б.

Соната

Шуберт Ф.

Соната

Шебалин В.

Соната

Шопен Ф.

Соната

Штраус Р.

Соната

Шостакович Д.

Соната

Штогаренко А.

Соната

Шнитке А.

Соната


Вариации

Бетховен Л.

Вариации Ми
-
бемоль мажор

Корелли А.

Фолия

Мендельсон Ф.

Вариации

Марэ М.

Фолия

Респиги О.

Тема с вариациями

Чайковский П.

Вариации на тему рококо



Произведения малой формы


Александров А.

Ария

Альбенис И.

Малагуэнья. Кордова

Брамс И.

Три интермеццо. 5 пьес

Бах И.С.

Ария. Ариозо. Адажио. Сицилиана

Бах Ф.Э.

Граве

Боккерини Л.

Рондо

Вилькомирский К.

Поэма

Вебер К.

Адажио. Рондо

Вивальди А.

Адажио

Голубев Е.

Концертная ария

Глазунов А.

Песнь трубадура. Мелодия. Элегия.
Испанская серенада

Гендель Г.

Ария. Ларгетто. Ларго

Глиэр Р.

Пьесы. Романс

Глюк К.

Мелодия

Гранадос Э.

Интермеццо. Испанские танцы № 1 и № 2

Дебюсси К.

Лунный свет. Менестрели. Арабески

Дворжак А.

Рондо. Лесная тишь

Кодай З.

Адажио

Кассадо Г.

Танец

зелѐного дьявола

Лятошинский Б.

Мелодия

Мендельсон Ф.

Песня без слов Ре мажор

Поппер Д.

Прялка. Охота. Танец

Прокофьев С.

Адажио из балета «Золушка». Танец из балета «Ромео и
Джульетта». Вальс из балета «Каменный цветок»

Раков Н.

Поэма. Юмореска.
Вальс. Канцонетта. Девять пьес

Равель М.

Павана. Хабанера. Малагуэнья

Сенайе Ж.

Аллегро спиритозо

Фрескобальди Д.

Токката

Франкер Ф.

Сицилиана и ригодон

Фалья М. де

Танец огня

Форе Г.

Элегия. Сицилиана. Пробуждение. Жалоба

Цинцадзе С.

Пять пьес. 24
прелюдии

Чайковский П.

Пеццо каприччиозо. Ноктюрн. Романс. Размышление.
Мелодия.

Шуберт Ф.

Аллегретто грациозо

Шопен Ф.

Хроматический этюд. Ноктюрны. Вальсы. Мазурки.
Полонезы

Щедрин Р.

В подражание Альбенису

Шостакович Д.

Адажио. Вальс

Шапорин Ю.

Романс. Вокализ. Вальс. Ария. Скерцо

Шуман Р.

Фантастические пьесы. Пять пьес в народном стиле.
Адажио и Аллегро


Этюды, каприсы


1.

Пиатти. 12 каприсов.


КОНТРАБАС

Концерты

Богатырев А. Концерт

Черноиваненко П. Концерт

Драгонетти Д. Концерт

Конюс

Г. Концерт

Кусевицкий С. Концерт

Пихль В. Концерт

Тубин Э. Концерт

Фонтен Ф. Концерт

Марчелло Б. Концерт (фа мажор)

Макаров Е.П. Концерт

Сонаты

Марчелло Б. Соната (ми
-
мажор)

Марчелло Б. Соната (соль мажор)

Вивальди А. Соната (си бемоль мажор)

Рахманинов

С. Соната

Марчелло Б. Соната (соль минор)

Вивальди А. Соната (ля минор)

Бетховен Л. Сонатина

Гардоньи З. Маленькая сюита

Хиндемит П. Соната

Левитин Ю. Соната для контрабаса соло

Ариости А. Соната

Барьер Ж. Соната

Нардини П. Соната (до мажор)

Эккльс Г. Сон
ата (соль минор)

Эверлуа К. Сюита

Гендель Г. Сонатина


Пьесы

Прокофьев С. Андантино

Колыбельная

Ария

Марш

Ларгетто

Адажио

Хачатурян А. Андантино

Александров Ан. Ария

Арутюнян А. Экспромт

Бах И.С. Ариозо и Ария

Бони П. Ларго и Аллегро

Вивальди А. Адажио

Власов А. Мелодия

Глазунов А. Испанская серенада

Дворжак А. Мелодия

Моцарт В.. Ария

Рамо Ж. Ригодон

Глюк Хр. Анданте

Бах И.С. Песня

Брамс И. Колыбельная

Пэйри Э Английская народная песня

Моцарт В. Французская песня

Рубинштейн А. Мелодия

Мусоргский М. Слеза

Бетховен Л. Менуэт

Шуман Р. Грезы

Сен

Санс К. Лебедь

Сен
-
Санс Слон

Чайковский П. Сентиментальный вальс

Кусевицкий С. Грустный вальс

Корелли Адажио

Бетховен Контрданс

Боккерини Л. Менуэт

Фибих З. Поэма

Моцарт В. Менуэт

Чайковский П. Ноктюрн

Гендель Г. Ария



6. Учебно
-
методическое и информационное

обеспечение дисциплины

6.1 Основная литература

Гребнева, И.В.



Скрипичный концерт в музыке ХХ
-

начала XXI века: учебное
пособие.
-

Владивосток: РИО ДВГАИ, 2014.
-

54 с.

Имханицкий, М.И.



Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном
ин
тонировании: учебное пособие.
-

М.: Изд
-
во РАМ им. Гнесиных, 2014.
-

232с.

Либерман М.Б.



Культура скрипичного тона: теория и практика:
[исследование] / М.Либерман, М.Берлянчик.
-

М.: Музыка, 2011.
-

272 с.

Протопопов, В.В.



История сонатной формы:
сонатная форма в
западноевропейской музыке конца XVIII
-

1
-
й половины XIX века:
Бетховен, Вебер, Шуберт, Мендельсон, Шопен, Шуман.
-

М.: Музыка,
2013.
-

192 с.


Старчеус, М.С.



Личность музыканта.
-

М.: Изд
-
во
МГК

им. П.И.Чайковского,
2012.
-

848 с.

Цыпин
, Г.М.



Сценическое волнение и другие аспекты психологии
исполнительской деятельности.
-

М.: Музыка, 2014.
-

128 с.

6.2 Дополнительная литература

Ананьева М.В.



Основы психологии музыкального исполнительства: учебное
пособие / М.В. Ананьева.


Екатеринбург: Изд
-
во Урал. гос.
консерватории им. М.П. Мусоргского, 2008.
-

98 с.

Ауэр Л. Моя долгая жизнь в музыке [Электронный ресурс]

: .


Электрон. дан.


СПб. : Композитор, 2006.


232 с. Режим доступа ЭБС «Лань»:
http://e.lanbook.com/

Берлянчик М., Либерман М. Культура звука скрипача. М., 1985.

Гребнева, И.

В. Скрипичный концерт в европейской музыке ХХ века :
[монография] / И.

В.

Г
ребнева ; науч. ред. д
-
р иск. Е.

М.

Царева.


М. :
Московская гос. консерватория имени П.

И.

Чайковского, 2010.


356

с.

Иванова Е.М.
Психология профессиональной деятельности: учебное пособие
[Электронный ресурс].


Электрон. текстовые дан.


М., 2011. //
Режим
доступа ЭБС «КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru/

Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: Сборник
статей по материалам Всероссийской научно
-
практической конференции
(16

18 мая 2013) [Электронный ресурс] : .


Электрон. дан.



Саратов :
СГК им. Л.В. Собинова, 2014.


235 с.

Режим доступа ЭБС «Лань»:
http://e.lanbook.com/

Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: сборник
статей по материалам Всероссийской научно
-
практической конференции
23 мая 2014 г.
[Электронный ресурс] : .


Электрон. дан.


Саратов :
СГК им. Л.В. Собинова, 2015.


328 с.

Режим доступа ЭБС «Лань»:
http://e.lanbook.com/

И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, А.Скарлатти: проблемы изучения творческого наследия
:
сб. статей по материалам науч. конф., 20
-
21 окт. 2010 г. / [ред.
-
сост. и авт.
предисл. И.П.Сусидко].
-

М.: РАМ им. Гнесиных, 2011.
-

251 с.

Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1, 7, 8, 9. М.: Музгиз,
1962, 1975, 1977, 1981.

Консон, Г.Р.



Метод целостного анализа художественных текст
ов:
[монография].
-

М.: Книга по Требованию, 2012.
-

419 с.

Кудряшов А.Ю.



Теория музыкального содержания: Художественные идеи
европейской музыки ХVII
-
XX вв.: учебное пособие.


СПб.: Планета
музыки: Лань, 2010.

Лебедев, А.Е. Теория исполнительского
искусства [Электронный ресурс] :
учебно
-
методическое пособие.


Электрон. дан.


Саратов : СГК им.
Л.В. Собинова, 2015. Режим доступа ЭБС «Лань»: http://e.lanbook.com/

Мазель, В.Х. Скрипач и его руки. Левая рука [Электронный ресурс] : .


Электрон. дан.


СПб. : Композитор, 2008.


156 с. Режим доступа ЭБС
«Лань»: http://e.lanbook.com/

Мазель, В.Х. Скрипач и его руки. Правая рука. Пальцевая техника
[Электронный ресурс] : .


Электрон. дан.


СПб. :

Композитор, 2006.


120 с. Режим доступа ЭБС «Лань»: http://e.lanbook.com/

Моцарт Л. Фундаментальная школа скрипичной игры [Электронный ресурс] : .


Электрон. дан.


СПб. : Лань, Планета музыки, 2014.


214 с. Режим
доступа ЭБС «Лань»: http://e.lanbook.
com/

Подколзина, О.В. Скрипичные концерты В.А. Моцарта: особенности жанра и
исполнительской интерпретации: монография [Электронный ресурс] :
монография.


Электрон. дан.


М. : ФЛИНТА, 2013.


188 с.

Режим
доступа ЭБС «Лань»: http://e.lanbook.com/


Ройтерш
тейн М.И. Основы музыкального анализа: учебник для студентов
педагогических высших учебных заведений [Электронный ресурс]


Электрон. дан.


ВЛАДОС, 2001
//
Режим доступа ЭБС «КнигаФонд»:
http://www.knigafund.ru/
.

Солист и концертмейстер: сб. статей [Элект
ронный ресурс] : .


Электрон. дан.


Саратов : СГК им. Л.В. Собинова (Саратовская государственная
консерватория имени Л.В. Собинова), 2013.


68 с. Режим доступа ЭБС
«Лань»: http://e.lanbook.com/

Струнно
-
смычковое исполнительство и педагогика: история, т
радиции,
современное состояние, перспективы: сб. статей [Электронный ресурс] : .


Электрон. дан.


Саратов : СГК им. Л.В. Собинова, 2014.


63 с.
Режим доступа ЭБС «Лань»: http://e.lanbook.com/

Холопова, В.Н.



Музыкальные эмоции: учебное пособие.
-

М.:
Альтекс, 2012.
-

348 с.

Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений : Учебное пособие / В. Н.
Холопова ; В.Н.Холопова .


СПб. : Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2013.


496 с. : нот.

Цагарелли Ю.А. Психология музыкально
-
исполнительской деятельности.
Учебное пособ
ие. СПБ., 2008.

Шадриков В.Д. Профессиональные способности [Электронный ресурс].


Электрон. текстовые дан.


М., 2010. // Режим доступа ЭБС
«КнигаФонд»: http://www.knigafund.ru/

Шлыкова

Е.А.



Современное исполнение произведений эпохи барокко на
струнно
-
смычковых инструментах: учебное пособие / Е.А. Шлыкова;
науч. ред. И.М. Шабунова.


Ростов н/Д: Изд
-
во Рост. гос. консерватории
им. С.В. Рахманинова, 2008.

Режим доступа ЭБС «Лань»:
http:
//e.lanbook.com/

Школа скрипичного дуэта [Электронный ресурс] : .


Электрон. дан.


СПб. :
Композитор, 2011.


108 с.

Режим доступа ЭБС «Лань»:
http://e.lanbook.com/


6.3
Программное

обеспечение

пакет

Microsoft Office 2007


Microsoft Office 2010 (Microsoft Office Word,
Microsoft Office PowerPoint
,
Microsoft Office Picture Manager
, Paint), Windows
Media Player, Winamp
,
Adobe Reader,
программа

нотного

набора

Sibelius.


6.4 Базы данных, информационно
-
справочные и
поисковые системы

Портал «Нотный архив Бориса Тараканова»
http://www.centrfolk.ru/

Портал «Погружение в классику»
http://intoclassics.net/

Портал «Библиотека классической музыки»

http://www.libclassicmusic.ru/index.p
hp

Портал

«Classic
-
online» http://classic
-
online.ru


Портал

«International Music Score Library Project ―Petrucci Music Library‖»
http://imslp.org

Портал «Нотный архив России»
http://www.notarhiv.ru/

Портал «Интернет
-
ресурсы для скрипача»
http://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/resurs/

Портал «Для струнников и не только»
http://www.ge
ige2007.narod.ru/Books.htm

Портал «Классическая музыка»
http://classic.chubrik.ru/


7. Материально
-
техническое обеспечение
дисциплины

Реализация дисциплины «
Искусство музыкально
-
инструментального
исполнительства
» обеспечивается доступом каждого
ассистента
-
стажера

к
у
чебным аудиториям для
индивидуальных

зан
ятий. Оснащение аудиторий:
фортепиано, рояль, дисклавир,

столы, стулья, аппаратура для прослушивания
аудиозаписей и просмотра видеоматериалов. В распоряжении ассистента
-
стажера находятся фонды видео
-

и аудиозаписей, эл. презентации, библиотека,
читальный з
ал, фонотека, видеотека, просмотровый видеозал.


8. Методические рекомендации

по организации изучения дисциплины

8.1
Образовательные технологии

При изучении дисциплины рекомендуется применение развивающих
технологий, проектных технологий, диалоговых технологий; активных и
интерактивных методов обучения
.

Для интенсификации коммуникативного взаимодействия участников
учебн
ого процесса программой предусмотрено широкое использование
активных

и

интерактивных

форм проведения занятий. Для формирования и
развития профессиональных навыков
ассистентов
-
стажѐров

в рамках
дисциплины используются следующие
активные и интерактивные
формы
учебных занятий:



практические занятия, в которых главное место отведено проектному
методу и методу анализа конкретных ситуаций


100%.


8.2

Методы организации с
амостоятельной
работы
ассистентов
-
стажѐров


Самостоятельная работа ассистентов
-
стажеров представляет собой
обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую вне
аудиторных занятий в соответ
ствии с заданиями преподавателя. Результат
самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная
работа
по дисциплине «
Искусство музыкально
-
инструментального
исполнительства
»
может выполняться в репетиционных аудиториях, а также в
домашних
условиях. Самостоятельная работа подкрепляется учебно
-
методическим и информационным обеспечением, включающим учебники,
учебно
-
методические пособия, нотные издания, аудио и видео материалами и
т.д.

Самостоятельная работа
ассистентов
-
стажѐров

направлена на р
ешение
следующих задач:

1)

приобретение и совершенствование навыков исполнения музыкальных

произведений разных стилей, форм и жанров;

2)

совершенствование технического развития;

3)

совершенствование навыков работы с нотным текстом (разбор и
выучивание

наизусть);

4)

со
вершенствование художественного вкуса и музыкальных
представлений;

5)

совершенствование навыков художественного осмысления
исполняемого произведения (работа над звуком, средствами
выразительности, создание собственной исполнительской концепции);

6)

расширение пр
офессионального кругозора (прослушивание аудио и
видеозаписей, чтение методической и иной литературы).

7)

совершенствование навыков анализа формы и содержания
произведения.

Виды самостоятельных работ
ассистентов
-
стажѐров
:

1)

разбор и выучивание нотного текста,

2)


работа над техническими и художественными задачами,

3)


анализ формы и художественного содержания,

4)

ознакомление с исполнительскими интерпретациями выдающихся
пианистов,

5)

чтение методической литературы по вопросам интерпретации,

6)

прослушивание собственных
видео и аудиозаписей с целью
устранения недостатков своей игры,

7)


разучивание самостоятельно выучиваемых произведений.


8
.3

Оценочные средства для текущего

и промежуточного контроля ус
певаемости

Оценка качества освоения дисциплины «
Искусство музыкально
-
инструментального исполнительства
» включает текущий контроль
успеваемости и промежуточную аттестацию
ассистентов
-
стажеров
. Текущий
контроль за успеваемостью осуществляет преподаватель. Он учитывает
и
оценивает
качество самостоятельной работы, посещаемость, скорость усвоения
материала.

Паспорт фонда оценочных с
редств


п/п

Разделы дисциплины

Этапы
формирования
компетенций

Наименование

оценочного средства
(диагностика)

1.

Концертный репертуар
исполнителя
на струнных инструментах
.

Работа над
сольной концертной
ПК
-
8

ПК
-
9

Собеседование

Прослушивание

Зачет

программой (1 отделение).



2.

Методология анализа и оценки
различных исполнительских
интерпретаций. Работа над сольной
концертной программой. Создание
индивидуальной художественной
интерпретации.

ПК
-
6

ПК
-
7

Собеседование

Прослушивание

Экзамен


3.

Закономерности и методы
исполнительской работы над
музыкальным произведением.

Работа над
сольной концертной
программой (2

отделени
я
).

ПК
-
8

ПК
-
9

Собеседование

Прослушивание

Зачет



4.

Интерпретация произведений
концертной программы. Работа над
сольной концертной программой.
Создание индивидуальной
художественной интерпретации.

ПК
-
6

ПК
-
7

Собеседование

Прослушивание

Экзамен


В качестве
текущей формы контроля

используются
собеседование и
прослушивание.
Промежуточный контроль успеваемости происходит на
зачѐтах и экзаменах.


Критерии оценки знаний ассистента
-
стажѐра на зачете и
шкалы оценивания


Зачтено:

1) Программа

или ее часть

исполняется уверенно, создан и реализован
исполнительский план, продумана исполнительская концепция.

2)
Ассистент
-
стажѐр

владеет исполнительским интонированием,
осмыслил художественное содержание произведения, нашѐл нужные звуковые
и тембровые краски для
его воплощения.

3) Исполнение раскрывает стилистические особенности композиторского
стиля.

4)
Ассистент
-
стажѐр
справляется с техническими трудностями.

5) Ритм воспроизведѐн точно, найдены нужные артикуляционные
приѐмы.

6) Исполнитель владеет вниманием
слушателей.

7) В исполнении присутствует понимание и осмысление исполняемой
музыки.


Не зачтено:

1) Текст плохо выучен наизусть, во время игры
ассистент
-
стажѐр
останавливается и допускает ошибки.

2) Не осмыслены и не выполнены даже самые основные художеств
енные
и технические задачи произведения.

3) Не поставлены задачи осмысления стиля композитора, штрихи
исполняются неточно.

3)
Ассистент
-
стажѐр
не справляется с техническими задачами
произведения, допуская многочисленные ошибки в тексте и остановки.

4) Мно
го фальшивых звуков, ритм воспроизведѐн неточно.

5) Исполнитель не только не выполнил задачи самостоятельного
осмысления музыки, но и не выполнил указаний преподавателя.


Критерии оценки выс
туплений ассистента
-
стажѐра на
экзамене и шкалы оценивания

Отлично:

1) Программа исполняется уверенно

и убедительно
, создан и реализован
исполнительский план, продумана исполнительская
концепция.

2)
Осмыслено

художественное
содержание произведения, найдены

нужные звуковые и те
м
бровые краски для его воплощения.

3) Исполнение раскрывает стилистические особенности композиторского
стиля.

4)
Ассистент
-
стажѐр легко преодолевает технические тру
дност
и;
произведение исполняется в темпе, соответствующем авторским указаниям.

5
) Исполнитель владеет вниманием слушателей, умеет играть ярко,
выразительно, убедительно, виртуозно.

6
) В исполнении присутствует личностное понимание
и собственное
отношение
к исполняемой музыке.

7)

Программа достаточно сложна, в ней присутствуют
произведения
значительного уровня сложности (крупные циклические произведения,
концерты для
солирующего инструмента

с оркестром).

Хорошо
:

1)

Программа исполняется достаточно
уверенно, воспроизведение текста
наизусть не вызывает затруднений.

2)
Ассистент
-
стажѐр
владеет исполнительским интонированием,
осмыслил основные художественные задачи произведения, нашѐл основные
звуковые краски для воплощения. Однако исполнению не хватает

детальной
проработки звуковых деталей и красок.

3) Раскрываются стилистические особенности композитора.

4) Некоторые технические трудности вызывают затруднение, поэтому
темп может быть несколько медленнее авторского.

5
)

Исполнителю

не хватает яркости, вир
туозности.

6
) В исполнении мало личностного осмысления музыки.

7
) Уровень сложности программы средний
.

Удовлетворительно
:

1) Текст играется недостаточно уверенно.

2)
Осмыслены

только самые основные художественные задачи
произведения, более сложные художе
ственные задачи остались незатронутыми.

3) Динамический и общий исполнительский план приблизительный.

4) Исполнению не хватает точного представления о стиле композитора.

5) Технические задачи вызывают затруднения, в игре исполнитель

допускает
незначитель
ные технические ошибки и погрешности.

6
) Исполнитель не владеет вниманием слушателей, всѐ его внимание
направлено на воспроизведение нотного текста.

7
)
Исполнительские трактовки произведений недостаточно убедительны.

Неудовлетворительно
:

1) Текст плохо вы
учен наизусть, во время игры
исполнитель
останавливается и допускает ошибки.

2) Не осмыслены и не выполнены даже самые основные художественные
и технические задачи произведения.

3) Не поставлены задачи осмысления стиля композитора, штрихи
исполняются нето
чно.

4
)
Исполнитель
не справляется с техническими задачами произведения,
допуская многочисленные ошибки в тексте и остановки.

5
) Много фальшивых звуков, ритм воспроизведѐн неточно.

6
) Исполнитель не только не выполнил задачи самостоятельного
осмысления музыки, но и не выполнил указаний преподавателя.


8.4

Зачетные и экзаменационные требования

Зачетные требования

1
семестр



подготовка сольной концертной программы. Разбор текста,
выучивание наизусть, создание собственной исполнительской концепции
произведений, работа над преодолением технических и звуковых сложностей.

Для получен
ия оценки «зачтено» ассистент
-
стажѐр д
олжен полностью
разобрать и подготовить к публичному выступлению часть своей концертной
программы.

Проверка проводится в виде контрольного прослушивания на
кафедре,
либо в форме публичного выступления на концерте.

3 семестр



подготовка сольной концертной
программы. Разбор текста,
выучивание наизусть, создание собственной исполнительской концепции
произведений, работа над преодолением технических и звуковых сложностей.
Для получен
ия оценки «зачтено» ассистент
-
стажѐр должен полностью
разобрать и подготовить
к публичному выступлению часть своей концертной
программы.

Проверка проводится в виде контрольного прослушивания на
кафедре,
либо в форме публичного выступления на концерте.


Экзаменационные
требования

2 семестр.

Публичное и
сполнение сольной концертной программы
в
присутствии экзаменационной комиссии

(1 отделение). В
свободную
программу включаются произведения разных стилей и жанров. В программу
первого года обучения должно входить, как минимум, одно произведение
значительной сложности, или циклическое произведение композиторов
XIX
-
XXI

веков.

4 семестр.

Публичное и
сполнение соль
ной концертной программы
в
присутствии экзаменационной комиссии

(2 отделения). В
свободную
программу включаются произведения разных форм, жанров и эпох. В состав
программы обязательно включаются крупные циклические произведения (соло)
или концерты для
соли
рующего инструмента

с оркестром (целиком). В
программу второго года обучения, наряду с крупными циклическими
произведениями могут включаться миниатюры или циклы миниатюр
композиторов
XIX
-
XXI

веков
.


Варианты концертных программ

1 год обучения (одно отделение):

Вариант №1

Э.
Изаи



Соната №
2

А.
Корелли


Соната №1,op.5

К.
Дебюсси


Лунный свет

У.Кролл


Банджо и скрипка

Вариант №2


2
-
й год обучения (два отделения)
:

Вариант №1

1 отделение:

Моцарт


Концерт №5

Крейслер


Цыганское каприччио

2 отделение

Шимановский


Соната;
Миф «Фонтан Аретузы»

Хачатурян


Танец с саблями


Вариант №2

1 отделение

Бетховен


Соната №5

Чайковский


Размышление

Сарасате


Хабанера

2 отделение:

Прокофьев


Пять мелодий

Прокофьев


Концерт №1




Приложенные файлы

  • pdf 44353444
    Размер файла: 803 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий