2. Видеозаписи фортепианных конкурсов и фестивалей, проведенных в НГК (фонотека). «Интернет» 1. Видеоматериалы по фортепианному исполнительскому искусству на сайте «YouTube»: www.youtube.com 2


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новосибирская государственная консерватория

имени М.И.Глинки»









ПРОГРАММА

НАУЧНО
-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


для
обучающихся по специальности

53.05.01 Искусство концертного исполнительства

(специализация «Фортепиано»)





Квалификация:

Концертный исполнитель. Преподаватель















Новосибирск 201
6



2




3


СОДЕРЖАНИЕ


1. Общие положения









4

2. Цель и
задачи практики








4

3. Содержание практики








4

4. Руководство и контроль прохождения практики




5

5. Подведение итогов практики







6

6. Материально
-
техническое обеспечение практики




6

7. Приложения










7


7.1. Рекомендуемая литература
и ресурсы сети «Интернет»



7



























4


1.

Общие положения

Производственная

практика «Научно
-
исследовательская работа» (далее
-

НИР) относится к Блоку: Б2
.Практики, в том числе научно
-
исследовательская работа (НИР) базовой части ФГОС ВО и является
обязательной.

Данный вид практики предназначен для подготовки выпускной
квалификационной работы (реферата), овладения навыками написания и
представления исследов
ательской работы.
Практика проводится
стационарно
.


Продолжительность и сроки НИР устанавливаются в соответствии с
учебным планом Консерватории.

Общая трудоемкость дисциплины


3 кредита
(108 часов), аудиторные
занятия


18 часов, время изучения


9 семестр. Практика реализуется в
форме индивидуальных и самостоятельных занятий и проводится
рассредоточено в течение семестра.

Форма аттестации: дифференцированный зачет в 9 семестре.


2. Цели

и задачи практики

Основной
целью

научно
-
исследовательской работы является
самостоятельная работа по созданию научно
-
исследовательской
теоретической работы (реферата) в области исполнительского искусства и
педагогики в соответствие со специализацией с ее
дальнейшей публичной
защитой на государственном экзамене.


В
задачи

научно
-
исследовательской работы входит



совершенствование навыков планирования и самостоятельного
выполнения научного исследования в области музыкально
-
исполнительского искусства и образов
ания;



развитие научного мышления и овладение методологией научного
творчества;



совершенствование навыков работы с источниками информации с
использованием современных методов ее получения и обработки;
навыков оформления научного текста с использованием со
временных
компьютерных технологий; навыков публичного представления
результатов выполненного исследования.


3. Содержание практики

Содержание данного вида практики направлено на подготовку к
следующим видам профессиональной деятельности:
педагогическая.

Практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно
ориентированных на профессионально
-
практическую подготовку
обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы.

Индив
идуальный план научно
-
исследовательской работы
разрабатывается студентом совместно с научным руководителем.

5


В результате выполнения научно
-
исследовательской работы студент
должен:

знать

основные методы научного исследования проблем и явлений
музыкального и
скусства и культуры, музыкального образования;
современные источники и методы получения информации; структуру
научно
-
исследовательской работы; принципы научной логики; современные
информационные технологии, необходимые для подготовки, создания и
оформления

научно
-
исследовательской работы (реферата);

уметь

планировать, проводить и корректировать собственную научно
-
исследовательскую работу, включающую ознакомление с тематикой
исследовательских трудов данной области и выбор темы исследования,
написание
реферата по избранной теме; выбирать необходимые методы
исследования и применять их при изучении явлений искусства; применять
теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других
феноменов музыкальной культуры и искусства; использовать в пр
оцессе
научно
-
исследовательской работы и презентации ее результатов
современные коммуникативно
-
информационные технологии; представлять
результаты своих исследований общественности, участвуя в научно
-
исследовательских семинарах и конференциях по своей и сме
жной тематике,
выступая с докладами, готовя материалы к публикациям в научных
журналах; использовать результаты исследования в своей профессиональной
деятельности;

владеть

навыками выполнения научных исследований в области
музыкально
-
инструментального искусства, культуры и педагогики, навыками
создания письменного текста научно
-
исследовательской работы и
подготовки словесного выступления; основными приемами поиска и научной

обработки данных, в том числе, с помощью сети Интернет; способами
оценки научно
-
практической значимости проведенного исследования;
профессиональной культурой изложения материала и навыками научной
полемики
.

На базе приобретенных знаний и умений выпускник
аспирантуры
должен обладать следующими
общекультурными

(ОК)
компетенциями
:



владением культурой мышления, способностью к обобщению,
анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию,
постановке целей и выбору путей их достижения
(ОК
-
4
);



способностью к са
моорганизации и самообразованию

(ОК
-
5
);


способностью выстраивать и реализовывать тактику и стратегию
своего интеллектуального, культурного, нравственного, физического и
профессионального самор
азвития и самосовершенствования


К
-
7
);


4.
Руководство и контроль прохождения практики

Для общего руководства практикой студентов приказом ректора
назначается руководитель НИР из числа научно
-
педагогических работников
Консерватории. Учебная нагрузка преподавателей


непосредственных
6


руководителей в
идов практики


рассчитывается в соответствии с рабочими
учебными планами и Положением о нормах времени для расчета объема
видов учебной, учебно
-
организационной, научной, научно
-
методической
работы, выполняемой профессорско
-
преподавательским составом и
кон
цертмейстерами.

Преподаватели, осуществляющие непосредственное руководство НИР:



разрабатывают тематику индивидуальных заданий;



осуществляют контроль соблюдения сроков прохождения практики и
ее содержания;



оказывают методическую помощь студентам при в
ыполнении ими
индивидуальных занятий;



оценивают результаты выполнения студентами программы практики.

Руководители практики:



контролируют предоставление отчетов о научно
-
исследовательской
работе студентов.


5. Подведение итогов практики

Итоговой
формой контроля НИР является зачет с оценкой, который
проводится на основании предоставленной студентом выпускной
квалификационной работы (реферата).

При оценке итогов работы студента на практике за основу принимается
отзыв его руководителя.


6.
Материально
-
техническое обеспечение практики.

Для организации НИР студентов необходимы библиотека, читальный
зал, доступ к электронным библиотечным системам; аудитории,
оборудованные компьютерами, аудио
-

и видеотехникой.







7


Приложение 1

Рекомендуемая л
итература

Основная литература

1.

Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования.


М.: Прометей, 2013.
-


432 с.
(
http://www.bibliorossi
ca.com/book.html?search_query=Абдуллин+Э.+Б.
&currBookId=21148&ln=ru
)

2.

Абдуллин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога
-
музыканта. СПб.: Издательство "Лань", "Планета музыки", 2014.


368

с. (
https://e.lanbook.com/book/50691#authors
)

3.

Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного
образования: сб. науч. тр. ОГИИ. Вып. 13 / гл. ред. Б.П. Хавторин; сост.
и науч. ред. В.А. Логин
ова.
-

Оренбург, 2013.

4.

Булгакова Л.В. Редакции фортепианных произведений: теоретические
аспекты и сравнительный анализ: дис. ... канд. искусствоведения.
-

Новосибирск, 2012.

219 с.

5.

Вестник музыкальной науки за 2013
-
2016 гг.


http://vestnik.nsglinka.ru/?page_id=11


6.

Гуренко Е. Г.
Что такое произведение искусства: эстетич. анализ.
Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2015.

7.

Дмитрий Шостакович. Исследования и материалы. Вып. 4 / Архив

Д.Д.
Шостаковича; ред.
-
сост. О. Дигонская, Л. Ковнацк
ая.
-

М. : DSCH,
2012.
-

272 с.

8.

Задерацкий В.В.
Век ХХ. Звуковые контуры времени. Музыкальные
идеи и образы минувшего века.
-

М.: Музыка, 2014.

9.

Музыка. Исполнительство. Образование: межвуз. сб. тр. Вы
п. 4;
сост.А.В. Варламова, З.Г. Павлова; отв. ред. М.М. Берлянчик.
-

Якутск:
Издат. дом СВФУ, 2013.

10.

Прейсман Э.М. О музыке и музыкантах: время, события: отв. ред. Н.А.
Яловская.
-

Красноярск, 2013.

11.

Холопова В.Н.
Феномен музыки. М.; Берлин: Директ
-
Медиа, 20
14.
-

384

с.

12.

Художественное произведение в современной культуре : творчество
-

исполнительство
-

гуманитарное знание
: сб. материалов и науч. ст.
междунар. заоч. науч.
-
практ. конф., 24 марта 2014 г. гл. ред. И.В.
Безгинова.
-

Челябинск: ЮУрГИИ им. П. Чайко
вского, 2014.
-

205 с.

13.

Чернобривец П.А.
Основы музыкальной эстетики.
-

СПб.: Реноме,
2014.
-

303.


Дополнительная литература

1.

Акопян Л.О. Анализ глубинной структуры музыкального текста.


М.:
Практика, 1995.

2.

Арнонкур

Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди.


М.:
Классика


XXI, 2005.

8


3.

Бажанов Н
.
С. История фортепианного исполнительского искусства
[Текст] : учеб. пособие для студ. фортеп. фак. муз. ву
зов
.
-

Новосибирск :

НГК им. М.И. Глинки, 2011.
-

338 с : 1 электрон. опт.
диск (1DVD
-
ROM).

4.

Базанна К. «Очарованный странник». Жизнь и искусство Глена Гульда.


М.: Классика


XXI, 2007.

5.

Бальтазар Г.У. фон, Барт К., Кюнг Г. Богословие и музыка. Три речи о
Моцарте.


М.: Библе
йско
-
богословский институт свадебн. апостола
Андрея, 2006.

6.

Бандура А.И. Александр Скрябин.


Челябинск: Аркаим, 2004.

7.

Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о
«Хорошо темперированном клавире».


М.: Классика


XXI, 2005.

8.

Бочкарев Л.Л.
Психология музыкальной деятельности.


М.: Классика


XXI, 2006.

9.

Вицинский А.В. Беседы с пианистами.


М.: Классика


XXI, 2004.

10.

Вопросы фортепианной педагогики профессора Виссариона (Исера)
Исааковича Слонима; ред.
-
сост. Н. И. Головнева.
-

Новосибирск:
Ок
арина, 2010.

11.

Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Франца Вегелера и
Фердинанда Риса.


М.: Классика


XXI, 2006.

12.


Вспоминая Нейгауза.


М.: Классика


XXI, 2008.

13.


Вспоминая Софроницкого.


М.: Классика


XXI, 2008.

14.


Вспоминая Юдину.


М.: Классика


XXI, 2008.

15.


Глен Гульд. Избранное: В 2
-
х книгах.


М.: Классика


XXI, 2008.

16.


Гордон Г. Эмиль Гилельс. За гранью мифа.


М.: Классика


XXI,
2007.

17.


Грохотов С. Шуман и окрестности.


М.: Классика


XXI, 2006.

18.


Дроздова М. Уроки Юдиной.


М.: Классика


XX
I, 2006.

19.


Дюбал Д. Вечера с Горовицем.


М.: Классика


XXI, 2008.

20.

Евсей Михайлович Зингер: К 100
-
летию со дня рождения: сб. ст. / ред.
-
сост. Н.И. Головнева.
-

Новосибирск , 2010.

21.


Жабинский К.А., Зенкин К.В. Музыка в пространстве культуры:
Избранные стать
и.


Вып. 1.


Ростов
-
на Дону: МП «Книга», 2001.

22.


Жабинский К.А., Зенкин К.В. Музыка в пространстве культуры:
Избранные статьи.


Вып. 3.


Ростов
-
на
-
Дону, 2005.

23.

Жабинский К.А., Зенкин К.В. Музыка в пространстве культуры:
Избранные статьи.


Вып. 4.


Ростов
-
на Дону: МП «Книга», 2010.

24.


Жак
-
Далькроз Э. Ритм.


М.: Классика


XXI, 2006.

25.


История жизни Йозефа Гайдна, записанная с его слов Альбертом
Кристофом Дисом.


М.: Классика


XXI, 2007.

26.


Как исполнять Баха.


М.: Классика


XXI, 2006.

27.


Как исполнять
Бетховена.


М.: Классика


XXI, 2005.

28.


Как исполнять Гайдна.


М.: Классика


XXI, 2007.

9


29.


Как исполнять импрессионистов.


М.: Классика


XXI, 2008.

30.


Как исполнять Моцарта.


М.: Классика


XXI, 2004.

31.


Как исполнять Рахманинова.


М.: Классика


XXI, 2007
.

32.


Как исполнять Шопена.


М.: Классика


XXI, 2005.

33.

Карпычев М.Г. По следам Иосифа Гофмана (Сто лет спустя): учеб.
пособие.
-

Новосибирск, 2011.

34.


Конрад Вольф. Уроки Шнабеля.


М.: Классика


XXI, 2006.

35.


Кременштейн

Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе
специального фортепиано.


М.: Классика


XXI, 2009.

36.


Либерман Е.Я. Фортепианные сонаты Бетховена: В 4
-
х вып.


М.:
Музыка, 2003.

37.


Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время.


М.: Классика


XXI,
2008.

38.


Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика: Из
неизданных трудов проф. С.М. Майкапара.


Челябинск: MPI, 2006.

39.


Майстер Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации
произведений И.С. Баха.


М.: Классика


XXI, 2009.

40.


Монсенжон Б. Рихтер. Диал
оги. Дневники.


М.: Классика


XXI,
2007.

41.


Моцарт. История и анекдоты, рассказанные его сверстниками.


М.:
Классика


XXI, 2006.

42.


Мысли о Моцарте.


М.: Классика


XXI, 2004.

43.


Нестьева М. Сергей Прокофьев.


Челябинск: Аркаим, 2003.

44.


Никитин Б. Сергей Ра
хманинов. Две жизни.


М.: Классика


XXI,
2008.

45.


Нонсенжон Б. Глен Гульд. «Нет, я не эксцентрик».


М.: Классика


XXI, 2007.

46.


Носина Б.В. Символика музыки И.С. Баха.


М.:


М.: Классика


XXI,
2006.

47.


Обучение игре по фортепиано по Леймеру
-
Гизекингу.


М.: Классика


XXI, 2009.

48.


Рахманинов С.В. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном.


М.: Классика


XXI, 2008.

49.


Сапонов М.А. Шедевры Баха по
-
русски.


М.: Классика


XXI, 2005.

50.


Сергей Прокофьев. Автобиография.


М.: Классика


XXI, 2008.

51.


Сергей
Прокофьев. Дневник.


Париж: SPRKF, 2002.

52.


Уроки Зака.


М.: Классика


XXI, 2006.

53.


Форкель И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях И.С. Баха.


М.:
Классика


XXI, 2008.

54.


Хитрук А.Ф. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство.


М.:
Классика


XXI,
2007.

55.


Холопова В. Альфред Шнитке.


Челябинск: Аркаим, 2003.

56.


Чемберджи В.Н. XX век Лиины Прокофьевой.


М.: Классика


XXI,
10


2008.

57.


Чемберджи В.Н. О Рихтере его словами.


М: Аграф, 2004.

58.


Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество.


М.: Классика


XXI,
20
07.

59.


Юдина М.В. «Вы спасетесь через музыку». Литературное наследие.


М.: Классика


XXI, 2005.

60.


Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. Носина В. О символике
«Французских сюит» И.С. Баха.
-

М.: Классика


XXI, 2006.


Учебные пособия

1. Аудио
-

и видео
-
записи п
роизведений разных эпох, жанров и стилей в
исполнении известных музыкантов
-
пианистов (фонотека).

2. Видеозаписи фортепианных конкурсов и фестивалей, проведенных в
НГК (фонотека).

3. Записи открытых уроков и мастер
-
классов, в т.ч.:



Лебензон

М.С. Шопен Ф. 24 прелюдии (видео).



Лебензон М.С. Чайковский П.И. Времена года (видео).



Магалофф Н. Мастер
-
класс: Шопен. Баллада №2 (видео).



Йохеллес. Брамс И. Вариации на тему Шумана (аудио).



Нейгауз Г. Шопен. Четыре баллады (видео).



Усида М. Гайдн. Сона
та С
-
dur (видео).


Перечень ресурсов сети «
И
нтернет»

1. Видеоматериалы по фортепианному исполнительскому искусству на
сайте «YouTube»: www.youtube.com

2. Нотные коллекции

com
,
http://www.music
-
scores.com


3.Хранилища ау
диозаписей

http://www.classic
a
l.ru


4. Сайты высших учебных заведений;

5.Электронный федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru


6. База данных Российской государственной библиотеки по искусству
http://www.liar.ru
; электронные информационные ресурсы Российской
государственной библиотеки
http://www.rsl.ru

и Российской Национальной
библиотеки
http://www.nlr.ru

и др.

7. Собрание записей и нот академической музыки
http://classic
-
online.ru/


Приложенные файлы

  • pdf 44292800
    Размер файла: 388 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий