Т.II: Прелюдия и фуга фа минор. Клементи М. – Таузиг К. Этюд № 13 Фа мажор Кобылянский А. Октавный этюд № 1 фа минор Бетховен Л. Соната № 9 Ми мажор. Ч. II, III Тактакишвили О. Поэма.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 1 имени Александра Семеновича Розанова»












Д
ополнительн
ая

предпрофессиональн
ая

общеобразовательн
ая

программ
а


в области

музыкального иск
усства


«Фортепиано







Фонды оценочных средств

к итоговой аттестации

учащихся



















Кировск, 2013


Содержание


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области музыкального искусств
а

«Фортепиано»

Ф
онд оценочных сре
дств к итоговой аттестации


Фонды оценочн
ых средств разработаны на основании

и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»,
утвержденных п
риказом Министерства культуры Российской Федерации от
12.03.2012 № 163, Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации
обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные
общеобразовательные программы в области искусств, утвержденного П
риказом
Министерства культуры Российской Федерации от 09.02.2012 № 86.


I
.

Паспорт комплекта оценочных средств
к итоговой аттестации


Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Специальность;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальная литература.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Временной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Требования к выпускным экзаменам определяются
обра
зовательн
ым

учреждением (ОУ
) самостоятельно.
ОУ

разрабатываются критерии оценок итоговой
аттестации в соответствии с
федеральными государственными требованиями к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искус
ства «Фортепиано»
.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:



знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных про
изведений, основных исторических периодов развития
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;



знание профессиональной терминологии, фортепианного репертуара, в том
числе ансамблевого;



достаточный технический уровень владения фортепиа
но для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров
зарубежных и отечественных композиторов;



умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые,
интервальные и мелодические построения;



на
личие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Для аттестации уча
щихся создаются фонды оценочных средств, включающие
типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонд
ы оценочных средств
разрабатываются и утверждаются
образовательной организацией

самостоятельно.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями
федеральных государственных требований,
соответствовать целям и
задачам
дополнительной
предпрофессиональной
программы
и ее

учебному плану.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных
выпускник
ами

знаний, умений, навыков и
степень г
о
товности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в о
бласти музыкального
искусства
.

II
.
Экзамен по специальности

Объект оценивания:

исполнение сольной программы

«Специальность и чтение с
листа» (Фортепиано)

Предмет оценивания

Методы оценивания

-

сформированный комплекс
исполнительских знаний, умений и
нав
ыков, позволяющий использовать
многообразные возможности фортепиано
для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар
из музыкальных произведений
различных эпох, стилей, направлений,
жанров и форм;


-

навыки слухового контроля, умения
управлять процессом

исполнения
музыкального произведения;


-

навыки по использованию музыкально
-
исполнительских средств
выразительности, владению различными
видами техники исполнительства,
использованию художественно
оп
равданных технических приемов;


-

наличие музыкальной памяти,
развитого полифонического мышления,
Методом оценивания является
выставление оценки за исполнение
сольной программы.

Оценивание проводит утве
ржденная
распорядительным документом
организации экзаменационная комиссия
на основании разработанных требований
к выпускной программе.

Примерные требования к выпускной
программе:

-

полифония,

-

крупная форма (классическая или
романтическая),

-

два этюда

или один этюд,

-

любая пьеса.


Критерии оценки качества исполнения




5


(Отлично)
:

Технически качественное и
художественно осмысленное
исполнение, отвечающее всем
требованиям
. Выступление учащегося
мелодического, ладогармонического,
тембрового слуха.

отличается увлеченностью
исполнением,

артистизмом,
своеоб
разием и убедительностью в
интерпретации произведения. В

программе представлены произведения
различных стилей высокого уровня
сложности.




4


(Хорошо)
:

Грамотное исполнение с небольшими
недочётами.

Владение исполнительской
техникой, навыками звукоизвлечения
.
Убедительная трактовка исполнения
музыкальных произведений. Учащийся
демонстрирует разнообразие звуковой
палитры. Выступление яркое и
осознанное.




3


(
Удовлетворительно
)
:

Исполнение с большим количеством
недочётов, носит формальный характер.

Неточность
штрихов и ритмического
рисунка,

вялая динамика, недостаточно
проработанный музыкальный материал.
Исполнение нестабильно.




2


(
Неудовлетворительно
)

Программа не донесена по смыслу,
качество исполняемой программы не

соответствует ФГТ.

Комплекс серьезных
недо
статков, невыученный текст,
отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных
занятий.



Примерные программы выпускного экзамена

«Специальность» (Фортепиано)

8 год обучения

Вариант 1

Бах И.
С. Трехголосная инвенция соль минор

Чер
ни К. Соч.740 Этюд №11

Моцарт В. Соната Си
-
бемоль мажор, 1
-
я часть

Прокофьев С. Мимолетности №№ 1, 10


Вариант 2

Бах И.
С. ХТК 1
-
й том, Прелюдия и фуга до минор

Черни К. Соч.740 Этюды
№№
12, 18

Бетховен Л. С
оната № 5, 1
-
я часть

Шопен Ф.

Ноктюрн
ми минор


Вариант 3

Бах И.
С. ХТК 2
-
й том
:

Прелюдия и фуга фа минор

Мошковский М. Соч.72 Этюд №1

Клементи М. Этюд №13

Гайдн Й. Соната Ми
-
бемоль мажор, 1
-
я часть

Рахманинов С.

Соч.32
Прелюдия соль
-
диез минор


Вариант 4

Бах И.
С. ХТК 2
-
й том
:

Прелюдия и фуга Соль мажор

Черни К. Соч.740 Э
тюд №50

Шопен Ф. Соч.10 Этюд №5

Бетховен Л. Соната №7, 1
-
я часть

Чайковский П. «Размышл
ение»


Бах И.
С.

ХТК 2
-
й том
:

Прелюдия и фуга До мажор

Черни К. Соч.740 Этюд №14

Мошковский М. «Искорки»

Григ Э. Концерт ля минор, 1
-
я часть

Шостакович Д. Три прелюдии соч. 34


Примерные программы выпускног
о экзамена

«Специальность» (Фортепиано)

9 год обучения


Вариант 1

Мясковский Н. Соч. 78 № 4 Фуга си минор

Черни К. Соч. 299 Этюд № 20

Гайдн Й. Соната № 38 си минор Ч.1

Шуберт Ф. Соч. 142 Экспромт Ля
-
бемоль мажор


Вариант 2

Бах И.С. Хорошо темперированный к
лавир Т.1: Прелюдия и фуга соль минор

Мошковский М. Соч. 72 Этюд № 6

Бетховен Л. Соната № 6 Фа мажор Ч. 1

Чайковский П. Соч. 19 № 4 Ноктюрн до
-
диез минор


Вариант 3

Бах И.С. Хорошо темперированный клавир. Т.II: Прелюдия и фуга фа минор

Клементи М.


Таузиг

К. Этюд № 13 Фа мажор

Кобылянский А. Октавный этюд № 1 фа минор

Бетховен Л. Соната № 9 Ми мажор. Ч. II, III

Тактакишвили О. Поэма


Вариант 4

Бах И.С. Хорошо темперированный клавир. Т. II: Прелюдия и фуга до минор

Черни К. Соч. 740. Этюд № 17 (или Мошковс
кий С. Соч. 72 Этюд № 1 Ми мажор)

Зиринг В. Соч. 10 Октавный этюд № 3 Ре
-
бемоль мажор

Моцарт В. Соната № 9 Ре мажор Ч. 1 (№ 9 К. 311)

Шопен Ф. Ноктюрн Ми
-
бемоль мажор № 2

Прокофьев С. Ромео и Джульетта: Меркуцио


II
I
.
Сольфеджио

Объект оценивания:


1. Одно
голосный музыкальный диктант.

2. Устный ответ
.

Предмет оценивания

Методы оценивания

С
формированный комплекс знаний,
умений и навыков, отражающий наличие
у обучающегося художественного вкуса,
сформированного звуковысотного
музыкального слуха и памяти, чув
ства
лада, метроритма, знания музыкальных
стилей, способствующих творческой
самостоятельности, в том числе:


-

первичные теоретические знания,

в том числе, профессиональной
музыкальной терминологии;


-

умение сольфеджировать
одноголосные, двухголосные
муз
ыкальные примеры, записывать
музыкальные построения средней
трудности с использованием навыков
слухового анализа, слышать и
анализировать аккордовые и
интервальные цепочки;


Методом оценивания является
выставление оценок за написание
одноголосного музыкального диктан
та
и за устный ответ.

Оценивание проводит утвержденная
распорядительным документом
организации экзаменационная комиссия
на основании разработанных
требований к выпускному экзамену по
сольфеджио.

Критерии оценки

Музыкальный диктант
:

Оценка 5 (отлично)
-

муз
ыкальный
диктант записан полностью без ошибок
в пределах отведенного времени и
количества проигрываний. Возможны
небольшие недочеты (не более двух) в
группировке длительностей или записи
хроматических звуков.

Оценка 4 (хорошо)

-

музыкальный
диктант записан

полностью в пределах
отведенного времени и количества
-

умение осуществлять анализ элементов
музыкального языка;


-

умение импровизиров
ать на заданные
музыкальные темы или ритмические
построения;


-

навыки владения элементами
музыкального языка (исполнение на
инструменте, запись по слуху и т.п.).

проигрываний. Допущено 2
-
3 ошибки в
записи мелодической линии,
ритмического рисунка, либо большое
количество недочетов.

Оценка 3 (удовлетворительно)

-

музыкальный диктант записан

полностью в пределах о
тведенного
времени и количества проигрываний,
допущено большое количество (4
-
8)
ошибок в записи мелодической линии,
ритмического рисунка, либо
музыкальный диктант записан не
полностью (но больше половины).

Оценка 2 (неудовлетворительно)
-

музыкальный дикта
нт записан в
пределах отведенного времени и
количества проигрываний, допущено
большое количество грубых ошибок в
записи мелодической линии и
ритмического рисунка, либо
музыкальный диктант записан меньше,
чем наполовину.


Сольфеджирование, интонационные
упр
ажнения, слуховой анализ
:

Оценка 5 (отлично)

-

чистое
интонирование, хороший темп ответа,
правильное дирижирование,
демонстрация основных теоретических
знаний.

Оценка 4 (хорошо)
-

недочеты в
отдельных видах работы: небольшие
погрешности в интонировании,
на
рушения в темпе ответа, ошибки в
дирижировании, ошибки в
теоретических знаниях.

Оценка 3 (удовлетворительно)

-

ошибки, плохое владение интонацией,
замедленный темп ответа, грубые
ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

-

грубые ошибк
и, невладение
интонацией, медленный темп ответа,
отсутствие теоретических знаний.

Примерные требования к выпускному
экзамену по сольфеджио:

Письменно


Записать самостоятельно
одноголосный музыкальный диктант.
Уровень сложности диктанта может
быть различным

в различных группах;
допускаются диктанты разного уровня
сложности для обучающихся внутри
одной группы.

Устно

Индивидуальный опрос должен
охватывать ряд обязательных тем и
форм работы, при этом уровень
трудности музыкального материала
может быть также ра
зличным.

Примерный перечень

1.

Спеть с листа мелодию с
дирижированием.

2.

Спеть
различные виды пройденных
мажорных и минорных гамм.

3.

Спеть от звука вверх и/или вниз
пройденные интервалы.

4.

Спеть в тональности тритоны и
хроматические

интервалы с
разрешением.

5.

Определить на слух несколько
интервалов вне тональности.

6.

Спеть от звука вверх и/или вниз
пройденные аккорды.

7.

Спеть в тональности пройденные
аккорды.

8.

Определить на слух аккорды вне
тональности.

9.

Определить на слух
последовательност
ь из
2
-
4
-
6

интервалов
или аккордов.

Пример устного опроса:

-

спеть с листа одноголосный пример
(
Б.Калмыков, Г. Фридкин
Одноголосное сольфеджио: №

285, 339,
341),

-

спеть гармонический вид гаммы Ре
-
бемоль мажор вниз, мелодический вид
гаммы соль
-
диез минор в
верх,

-

спеть от звука «ми» вверх все большие
интервалы, от звука «си» вниз все
малые интервалы,

-

спеть тритоны с разрешением в
тональностях фа минор, Ми
-
бемоль
мажор, характерные интервалы в
тональностях фа
-
диез минор, Си
-
бемоль мажор,

-

определить на сл
ух несколько
интервалов вне тональности,

-

спеть от звука «ре» мажорный и
минорный секстаккорды, разрешить их
как обращения главных трезвучий,

-

спеть в тональности си минор
вводный септаккорд с разрешением,

-

определить на слух
последовательность из интер
валов или
аккордов.


Диктанты (Приложение № 1)

IV
.
Экзамен по музыкальной литературе

Объект оценивания:

1. Анализ незнакомого музыкального произведения (письменно).

2. Устный ответ.

Предмет оценивания

Методы оценивания

-

первичные знания о роли и значен
ии
музыкального искусства в системе
культуры, духовно
-
нравственном
развитии человека;

-

знание творческих биографий
зарубежных и отечественных
Методом оценивания является
в
ыставление оценок за выполнение
письменного анализа прослушанного
незнакомого музыкального
произведения и за устный ответ.

Оценивание проводит утвержденная
композиторов согласно программным
требованиям;

-

знание в соответствии с программными
требованиями музыкальных
пр
оизведений зарубежных и
отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и
форм (от эпохи барокко до
современности);

-

умение исполнять на музыкальном
инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;

-

навык
и по выполнению теоретического
анализа музыкального произведения


формы, стилевых особенностей,
жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых
особенностей;

-

знание основных исторических
периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального ис
кусства
во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительного,
театрального, киноискусства,
литературы), основные стилистические
направления, жанры;

-

знание особенностей национальных
традиций, фольклорных истоков музыки;

-

знание профессиональной м
узыкальной
терминологии;

-

сформированные основы эстетических
взглядов, художественного вкуса, наличие
интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;

-

умение в
устной и письменной форме
излагать свои мысли о творчестве
композиторов;

-

уме
ние определять на слух фрагменты
того или иного изученного музыкального
произведения;

-

навыки по восприятию музыкального
распорядительным документом
организации экзаменационная
комиссия на основании разработанных
требован
ий к выпускному экзамену по
музыкальной литературе.


Критерии

оценки

промежуточной
аттестации в форме экзамена
(зачета) и итоговой аттестации

5 («отлично»)

-

содержательный и
грамотный (с позиции русского языка)
устный или письменный ответ с
верным изложен
ием

фактов. Точное
определение на слух тематического
материала пройденных сочинений.
Свободное ориентирование

в
определенных эпохах (историческом
контексте, других видах искусств).

4 («хорошо»)

-

устный или письменный

ответ, содержащий не более 2
-
3
незначи
тельных ошибок. Определение
на с
лух тематического материала также
содержит 2
-
3 неточности негрубого
характера или 1 грубую ошибку и 1
незначительную. Ориентирование в
историческом контексте может
вызывать небольшое затруднение,
требовать время на размышлен
ие, но в
итоге дается

необходимый ответ.

3 («удовлетворительно»)

-

устный или
письменный ответ, содержащий 3
грубые ошиб
ки или 4
-
5
незначительных
.

В определении

на
слух
тематического материала
допускаю
тся: 3 грубые ошибки или 4
-
5
незначительные.

В целом о
твет производит впечатление

поверхностное, что говорит о
недостаточно качественной или
непродолжительной подготовке
обуч
ающегося.

произведения, умение свое к нему
отношение, обнаруживать ассоциативные
связи с другими видами искусств.

2 («неудовлетворительно»)

-

б
о
льшая
часть устного или письменного ответа
неверна; в определении на слух
тематического материал
а более 70%
ответов ошибочны. Обучающийся
слабо представляет себе эпохи,
стилевые напр
авления, другие виды
искусства.

Анализ незнакомого музыкального
произведения (письменно)

Примерный перечень вопросов:

1. Общая характеристика музыкальных
образов.

2. Опре
деление жанра.

3. Определение музыкальной формы.

4. Наиболее яркие выразительные
средства.

5. Стилевые особенности
произведения.

Устный опрос может включать:

-

требование по иллюстрированию
ответа тематическим материалом
пройденных музыкальных
произведени
й (исполнение на
музыкальном инструменте);

-

умение определять на слух фрагменты
того или иного изученного
музыкального произведения.


Примерный перечень вопрос
ов

к устному опросу

по музыкальной литературе

Вариант 1

1.

Каких композиторов и почему мы называе
м «венскими классиками»?

2.

Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом
-
исполнителем?
(желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант)

3.

Какие важные исторические события произошли в России за время жизни
Глинки?

4.

Назовите основные жанры ру
сских народных песен. Кто из композиторов и как
работал с народными песнями?

5.

Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?

6.

Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи
имена носят?

7.

Вспомните музыкальные произведения, рисую
щие картины природы (напишите
автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого характера?

8.

Вспомните произведения русских композиторов, в которых есть образы
Востока, Испании, Италии (напишите автора, жанр, название).

9.

У кого из композиторов есть циклы

из 24 пьес, с чем связано такое количество?

10.

Объясните, что такое финал в инструментальном произведении и в опере.

11.

Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский
голос (автор, название оперы, персонаж).

12.

Что такое либретто, концерт (по

2 значения каждого термина).

13.

В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?

14.

В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?

15.

В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.

16.

Какие музыкальные произведения возникли как откли
к на современные
исторические события (автор, жанр, название)?

17.

Назовите самые известные концертные залы Москвы.

18.

Какое произведение старинной музыки входит в вашу экзаменационную
программу? Напишите, что вы знаете об авторе (страна, время), жанр, тональност
ь
произведения.


В
ариант 2

1.

Назовите русских композиторов рубежа
XIX
-
XX

века. Кто из них был
выдающимся исполнителем?

2.

Кто из композиторов писал книги, научные труды, статьи о музыке (желательно
указать названия книг)?

3.

Перечислите произведения, созданные на

сюжеты и слова Пушкина (автор,
жанр, название).

4.

Что такое фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет? Кто
из композиторов писал произведения для таких составов?

5.

В творчестве каких композиторов встречается жанр «поэма»? Укажите автора,
назва
ние произведения и состав исполнителей.

6.

Какие вы знаете произведения, имеющие несколько редакций?

7.

Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.

8.

Запишите эти произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин»,
«Шехерезада», «Иван


Сусанин»,
Первая

симф
ония Чайковского, «Бори
с

Годунов»,
«Руслан и Людмила», «Русалка».

9.

Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор изобразил
сражение (автор, жанр, название). Как мы называем сцены, изображающие сражение
в живописи, в музыке?

10.

Какое важное историчес
кое событие оказало влияние на мировоззрение и
творчество Бетховена?

11.

В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды?

12.

Перечислите оперы:
-

с историческими сюжетами,
-

со сказочными сюжетами
(автор, название).

13.

Кто из известных русских композитор
ов получил образование в консерватории,
и кто сам преподавал в консерватории?

14.

Какие темы в сонатной форме звучат в основной тональности?

15.

Что такое партитура
,

и в каком порядке она записывается?

16.

Что такое клавир, квартет (по 2 значения каждого термина)

17.

Назо
вите известные вам музыкальные музеи, укажите, где они находятся.

18.

Какие этюды входят в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы
знаете об авторах (страна, время)?

В
ариант
3

1.


К
огда и где существовала

«Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому
пр
инадлежит это название?

2.

Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают
на то, что это программное произведение?


Приведите несколько примеров (автор,
жанр, название).

3.

Кто из велик
их композиторов жи
л в
XVIII

веке, в каких странах?

4.

Как
ие важные исторические события произошли за время жизни
С.С.
Прокофьева?

5.

В какой исторической последовательности
возникли
данные

жанры: симфония,
концертная увертюра, опера,

концерт.

6.

Что вы знаете об

Антон
е

и Ник
олае Рубинштейнах
, в чем значение их
деятел
ьности для русской музыки?

7.

Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит
полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.

8.

Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор
(назовите автора, жанр,
какой

текст использован).

9.

В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?

10.

В основе каких музыкальных форм лежит одна тема?

11.

Назовите произведения, написанные на сюжеты
Н.В.
Гоголя (автор, название,
жанр).

12.

Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они о
стались
незавершенными? Завершил ли их кто
-
нибудь?

13.

Завершите: «
Имя
П.И.
Чайковского присвоено…


14.

Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты
используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?

15.

По каким признакам можно н
айти начало репризы в произведении?

16.

Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив,

органный пункт?

17.

Назовите музыкальные театры Москвы.

18.

Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную
программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей
в этом произведении, какие в
них тональност

Примерный перечень музыкальных произведений

для проведения анализа незнакомого музыкального произведения

1.

С.С.Прокофьев «Мимолетности» (на выбор)

2.

П.И.Чайковский «Времена года» (на выбор)

3.

А.К.Лядов Прелюдии

4.

А.П.Бо
родин «Маленькая сюита» (части на выбор)

5.

Ж.Бизе «Арлезианка»
. Сюита № 1.

Менуэт

6.

Р.Вагнер «Лоэнгрин»
.

Вступление к 3 действию

7.

Дж. Верди «Травиата»
.

Прелюдия

8.

А.И.Хачатурян «Вальс» из музыки к драме М.Ю.Лермонтова «Ма
с
карад»

9.

М.И.Глинка Ноктюрн «Разлука»

10.

М.И.Г
линка Вариации на тему русской народной песни «Среди долины
ровныя»




















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 1 имени Александра Семеновича Розанова»













Д
опол
нительн
ая

предпрофессиональн
ая

общеобразовательн
ая

программ
а


в области

музыкального искусства


«Народные инструменты»







Фонды оценочных средств

к итоговой аттестации

учащихся


















Кировск, 2013


Содержание


Дополнительная предпрофессиональ
ная общеобразовательная
программа в области музыкального искусств
а


«Народные инструменты



Ф
онд оценочных средств к итоговой аттестации


Фонды оценочных средств разработаны на основании и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительной пр
едпрофессиональной
общеобразовательной программе в
области музыкального искусства «Народные
инструменты
», утвержденных приказом Министерства культуры Российской
Федерации от 12.03.2012 № 162, Положения о порядке и формах проведения итоговой
аттестации обуч
ающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные
общеобразовательные программы в области искусств, утвержденного Приказом
Министерства культуры Российской Федерации от 09.02.2012 № 86.



I
.

Паспорт комплекта

оценочных средств
к итоговой аттестации


И
тоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Специальность;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальная литература.


По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Временной интервал
между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Требования к выпускным экзаменам определяются
образовательным
учреждением (ОУ
) самостоятельно.
ОУ

разрабатываются критерии оценок итоговой
аттестации в соответствии с федеральными гос
ударственными требованиями к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Народные инструменты»».

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения и навыки в соотв
етствии с программными требованиями, в том числе:



знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных произведений, основных исторических периодов развития
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;



знание

профессиональной терминологии, репертуара для
гитары
,

аккордеона,
баяна,

ансамблевого и оркестрового репертуара

для народных инструментов
;



достаточный технический уровень владения
народным инструментом

для
воссоздания художественного образа и стиля исполн
яемых произведений разных
форм и жанров;



умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом


аккордовые,
интервальные и мелодические построения;



наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Для аттестации уча
щихся создаются ф
онды оценочных средств, включающие
типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются
образовательной организацией

самостоятельно.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными
отображениями
федеральных государственных требований,
соответствовать целям и
задачам
дополнительной предпрофессиональной
программы
и ее

учебному плану.
Фонды оценочных средств призваны обеспечиват
ь оценку качества приобретенных
выпускник
ами

знаний, умений, навыков и
степень г
о
товности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства
.

II
.
Экзамен по специальности


Объект оценивания:

исполнение сольн
ой программы

«Специальность» (Гитара)

Предмет оценивания

Методы оценивания

-

с
формированный комплекс
исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий

использовать
многообразные возможности гитары

для достижения наиболее убедительной
интерпретации а
вторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных
эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;

Методом оценивания является
выставление оценки за исполнение
сольной программы.


Оценивание проводит утвержденная
распорядительным документом
организации экзаменационная комиссия
на основании разработанных требований к
выпускно
й программе.



-

навыки слухового контроля, умение
управлять процессом

исполнения
музыкального произведения;


-

навыки по использовани
ю музыкально
-
исполнительских средств
выразительности, владению различными
видами техники исполнительства,
использованию художественно
оправданных технических приемов;


-

наличие музыкальной памяти, развитого
музыкального мышления, мелодического,
ладогармо
нического, тембрового слуха.

Примерные требования к выпускной
программе:

4
-
5 разнохарактерных пьес, включая
полифоническую пьесу, произведение
крупной формы, этюд.


Критерии оценки качества исполнения

5 («отлично»)

-

исполнение программы целиком без
остановок и существ
енных ошибок;

-

ясным, внятным звуком;

-

ритмично;

-

в достаточной степени выразительно;

-

исполняемые произведения
соответствуют примерным программным
требованиям.

Все требования к качеству звука,
ритмичности, музыкальности исполнения,
а также уровень
сценической культуры
оцениваются в соответствии с возрастом и
годом обучения.

4 («хорошо»)

Несоответствие исполнения какому
-
либо
пункту/пунктам предыдущего раздела,
например:

-

заметная ошибка, либо несколько менее
значительных;

-

некачественное звучание и
нструмента;

-

неритмичное исполнение;

-

невыразительное исполнение;

-

несколько заниженный уровень
сложности программы.

Степень данных недочетов в исполнении
оценивается комиссией.

3 («удовлетворительно»)

Значительное несоответствие исполнения
какому
-
либо

пункту/пунктам первого
раздела, например:

-

множественные ошибки или остановки;

-

значительно заниженный уровень
сложности программы;

-

различные комбинации пунктов 1
-
4.

2 («неудовлетворительно»)

Отказ от выступления, либо

программ
а
не освоена, нет
возм
ожност
и
доиграть ее
до конца


Примерные программы для выпускного экзамена

(гитара)

8 год обучения

Вариант 1

Бах И.С. Прелюдия ля минор

BWV 997

Леньяни Л. Скерцо с вариациями, ор.10

Высотский М. «Пряха»

Сор Ф. Этюд ми минор, ор.6

№11

Вариант 2

Мударра А. Ф
антазия №10

Карулли Ф. Соната Ля мажор, I ч.

Понсе М. Аллеманда (в стиле С. Л. Вайса)

Вила
-
Лобос Э. Этюд №8

Вариант 3

Бах И.С. Аллеманда Ля мажор

BWV 1009

Диабелли А. Соната Фа мажор

№3, I ч.

Гранадос Э. Испанский танец №5

Д
жулиани М. Этюд Ми мажор, ор.48

№23

Вариант 4

Бах И.
С. Гавот в форме рондо Ми мажор

BWV 1006a

Джулиани М. Соната До мажор, ор.15, I ч.

Малатс Х. Испанская серенада

Каркасси М. Этюд, ор.60

№25


Примерные программы для выпускного экзамена

(гитара) 9 год обучения

Вариант
1

Бах И.С. Жига Ля
мажор, BWV 1009

Ф.Сор. Интродукция и вариации на тему Моцарта, ор.9

Таррега Ф. Арабское каприччио

Сагрерас Х. «Колибри» (этюд)

Вариант 2

Фрескобальди Дж. Ария с вариациями

Морено
-
Торроба Ф. Сонатина, I ч.

Лауро А. Ангостура (венесуэльский вальс)

Кост Н. Э
тюд Ля мажор, ор.38, №22

Вариант 3

Гендель Г.Ф. Чакона

Джулиани М. Соната До мажор, ор.15, III ч.

Альбенис И. «Кадис» (серенада)

Вила
-
Лобос Э. Этюд №3


Объект оценивания:

исполнение сольной программы

«Специальность»


(Баян, аккордеон)

Предмет оценивани
я

Методы оценивания

-

сформированный комплекс
исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий

использовать
многообразные возможности гитары

для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар
из
музыкальных произведений различных
эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;


-

навыки слухового контроля, умение
управлять процессом

исполнения
музыкального произведения;


-

навыки по использованию музыкально
-
исполнительских средств
выразительности, в
ладению различными
видами техники исполнительства,
использованию художественно
оправданных технических приемов;


-

наличие музыкальной памяти, развитого
музыкального мышления, мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха.

Методом оценивания являетс
я
выставление оценки за исполнение
сольной программы.


Оценивание проводит утвержденная
распорядительным документом
организации экзаменационная комиссия
на основании разработанных требований к
выпускной программе.


Примерные требования к выпускной
программ
е:

4
-
5 разнохарактерных пьес, включая
полифоническую пьесу, произведение
крупной формы, этюд.


Критерии оценки качества исполнения

5 («отлично»)

технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее
всем требованиям на данном этапе
о
бучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в
техническом плане, так и в
художественном),
ясную художественно
-
музыкальную трактовку

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством
недочетов, а именно: нед
оученный текст,
слабая техническая подготовка,
малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков,
невыученный текст, отсутствие домашней
работы, а также плохая посещаемость
аудитор
ных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки
и исполнения на данном этапе обучения


Примерные программы для выпускного экзамена

(баян) 8 год обучения



1 вариант

1. Д. Шостакович Прелюдия и фуга
e
-
moll

(63)

2. А. Холминов С
юита (на выбор) (10)

3. А. Бородин Ноктюрн (31)

4. Н. Римский
-
Корсаков
-

С. Рахманинов «Полет шмеля» (51)

2 вариант

1. И.С. Бах Хоральная прелюдия

g
-
moll


Nun

komm
,
der

Heiden

Heilen
(65)

2. К. Волков Концертная сюита (на выбор) (1)

3. П.Чайковский «Осенн
яя песнь» (59)

4. Н. Паганини
-

Ф. Лист
-

С. Найко Этюд
E
-
dur

(33)

3 вариант

1. И.С. Бах Прелюдия и фуга
f
-
moll
, 2 том ХТК (21)

2. А. Ларин Три пьесы (33)

3. Дж. Гершвин Три прелюдии (на выбор) (39)

4. В. Семенов «Донская рапсодия» (13)



4 вариант

1.
Д. Букстехуде Чакона
c
-
moll

(67)

2. Вл. Золотарев Камерная сюита (на выбор) (11)

3. Г. Шендерев Русская сюита (на выбор) (11)

4. П. Лондонов Скерцо
-
токката (16)


Примерные программы для выпускного экзамена

(баян) 9 год обучения

1 вариант

1. И.С. Бах Прелюд
ия и фуга
gis
-
moll
, 2 том ХТК (21)

2. Вл. Золотарев Соната №2 (части

на выбор) (12)

3. Р. Леденев Хороводы (29)

4. М. Мусоргский «Детское скерцо» (47)

2 вариант

1. Д. Шостакович Прелюдия и фуга
F
-
dur

(63)

2. А. Кусяков Соната №1 (части на выбор) (15)

3. М.

Гагнидзе «
No

comment
(38)

4. Ф. Лист


Ф. Липс Венгерская рапсодия №11 (26)

3 вариант

1. И. Пахельбель Чакона
f
-
moll

(73)

2. С. Беринский Партита «Так говорил Заратустра» (на выбор) (33)

3. О. Шмидт Токката №2 (76)

4. К. Вебер «Вечное движение» (32)

4 в
ариант

1. П. Хиндемит Интерлюдия и фуга
E
-
dur

(69)

2. П. Чайковский Баркарола. (59)

3. Л. Бетховен Рондо
G
-
dur

«Горе по поводу потерянного гроша» (66)

4. Н. Богословский Три русские пьесы (на выбор) (1)


Примерные программы для выпускного экзамена

(аккорде
он) 8 год обучения


1 вариант

1. Мясковский Н. Фуга
g
-
moll

2. Кати Ж. Концертный триптих, 1ч.

3. Блох О. Вариации на тему песни Цфасмана А. «Неудачное свидание»

4. Гарт Д.
Vivo


2 вариант

1. Бах И.С. «Симфония» из Партиты №2
c
-
moll

2. Гайдн И. Соната
D
-
dur
, 1часть

3. Власов В. Бассо остинато

4. Фрос
c
ини П. «Веселый кабальеро»


Примерные программы для выпускного экзамена

(аккордеон) 9 год обучения


1 вариант

1.

Бах И.С. Маленькая органная прелюдия и фуга
a
-
moll

2.

Мар К. Концерт для аккордеона с оркестром
a
-
moll

в

3
-
х частях

3.

Власов В. Босса
-
нова

4.

Новиков В. Французская баллада

5.


2 вариант

1.

Бах И.С. Маленькая органная прелюдия и фуга
F
-
dur

2.

Прибылов А. Соната №1, 1ч.

3.

Мартьянов Б. Вариации на тему «Очи черные»

4.

Маньянте Ч. «Аккордеонные буги»


Диктанты (Приложение № 1)

II
I
.

Экзамен по с
ольфеджио

Объект оценивания:


1. Одноголосный музыкальный диктант.

2. Устный ответ
.


Предмет оценивания

Методы оценивания

С
формированный комплекс знаний,
умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса,
сформирова
нного звуковысотного
музыкального слуха и памяти, чувства
лада, метроритма, знания музыкальных
стилей, способствующих творческой
самостоятельности, в том числе:


-

первичные теоретические знания, в том
числе, профессиональной музыкальной
терминологии;


-

у
мение сольфеджировать одноголосные,
двухголосные музыкальные примеры,
записывать музыкальные построения
средней трудности с использованием
навыков слухового анализа, слышать и
анализировать аккордовые и интервальные
цепочки;


-

умение осуществлять анализ
элементов
музыкального языка;


-

умение импровизировать на заданные
музыкальные темы или ритмические
построения;

-

навыки владения элементами
музыкального языка (исполнение на
инструменте, запись по слуху и т.п.).

Методом оценивания является
выставление оц
енок за написание
одноголосного музыкального диктанта и
за устный ответ.

Оценивание проводит утвержденная
распорядительным документом
организации экзаменационная комиссия
на основании разработанных требований
к выпускному экзамену по сольфеджио.

Критерии оценки

Музыкальный диктант
:

Оценка 5 (отлично)
-

музыкальный
диктант записан полностью без ошибок
в пределах отведенного времени и
количества проигрываний. Возможны
небольшие недочеты (не более двух) в
группировке длительностей или записи
хроматич
еских звуков.

Оценка 4 (хорошо)

-

музыкальный
диктант записан полностью в пределах
отведенного времени и количества
проигрываний. Допущено 2
-
3 ошибки в
записи мелодической линии,
ритмического рисунка, либо большое
количество недочетов.

Оценка 3 (удовлетвор
ительно)

-

музыкальный диктант записан

полностью в пределах отведенного
времени и количества проигрываний,
допущено большое количество (4
-
8)
ошибок в записи мелодической линии,
ритмического рисунка, либо
музыкальный диктант записан не
полностью (но больше
половины).

Оценка 2 (неудовлетворительно)
-

музыкальный диктант записан в
пределах отведенного времени и
количества проигрываний, допущено
большое количество грубых ошибок в
записи мелодической линии и
ритмического рисунка, либо
музыкальный диктант записан

меньше,
чем наполовину.


Сольфеджирование, интонационные
упражнения, слуховой анализ
:

Оценка 5 (отлично)

-

чистое
интонирование, хороший темп ответа,
правильное дирижирование,
демонстрация основных теоретических
знаний.

Оценка 4 (хорошо)
-

недочеты в
отде
льных видах работы: небольшие
погрешности в интонировании,
нарушения в темпе ответа, ошибки в
дирижировании, ошибки в
теоретических знаниях.

Оценка 3 (удовлетворительно)

-

ошибки, плохое владение интонацией,
замедленный темп ответа, грубые
ошибки в теорети
ческих знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

-

грубые ошибки, невладение интонацией,
медленный темп ответа, отсутствие
теоретических знаний.

Примерные требования к выпускному
экзамену по сольфеджио:

Письменно


Записать самостоятельно одноголосный
музыкал
ьный диктант. Уровень
сложности диктанта может быть
различным в различных группах,
допускаются диктанты разного уровня
сложности для обучающихся внутри
одной группы.

Устно

Индивидуальный опрос должен
охватывать ряд обязательных тем и форм
работы, при этом

уровень трудности
музыкального материала может быть
также различным.

Примерные формы работы:

1. Спеть с листа мелодию с
дирижированием.

2. Спеть один из голосов выученного
двухголосного примера (в дуэте).

3. Спеть по нотам романс или песню с
собственным а
ккомпанементом на
гитаре или фортепиано.

4. Спеть различные виды пройденных
мажорных и минорных гамм.

5. Спеть или прочитать хроматическую
гамму.

6. Спеть от звука вверх и/или вниз
пройденные интервалы.

7. Спеть в тона
льности тритоны и
хроматические интервалы с
разрешением.

8. Определить на слух несколько
интервалов вне тональности.

9. Спеть от звука вверх и/или вниз
пройденные аккорды.

10. Спеть в тональности пройденные
аккорды.

11. Определить на слух аккорды вне
тонал
ьности.

12. Определить на слух
последовательность из 4
-
8 интервалов
или аккордов.

Пример устного опроса:

-

спеть с листа одноголосный пример
(Г.Фридкин. Чтение с листа на уроках
сольфеджио: №294, 296, 306, 320),

-

спеть один из голосов двухголосного
приме
ра в дуэте или с фортепиано
(Б.Калмыков, Г.Фридкин. Сольфеджио,
часть 2. Двухголосие: №№170, 180),

-

спеть с собственным аккомпанементом
по нотам романс М.Глинки «Ты,
соловушка, умолкни»,

-

спеть гармонический вид гаммы Ре
мажор вниз, мелодический вид гам
мы
соль
-

минор вверх,

-

спеть или прочитать хроматическую
гамму Си мажор вверх, до минор вниз,

-

спеть от звука ми вверх все большие
интервалы, от звука си вниз все малые
интервалы,

-

спеть тритоны с разрешением в
тональностях фа минор, Ми
-
бемоль
мажор, ха
рактерные интервалы в
тональностях фа
-
диез минор, Си
-
бемоль
мажор,

-

определить на слух несколько
интервалов вне тональности,

-

спеть в тональности си минор вводный
септаккорд с разрешением,

-

разрешить уменьшенный септаккорд,
данный от звука ми,
-

определ
ить на
слух последовательность из интервалов
или аккордов


IV
. Экзамен по музыкальной литературе

Объект оценивания:

1. Анализ незнакомого музыкального произведения (письменно).

2. Устный ответ.

Предмет оценивания

Методы оценивания

-

первичные знания о
роли и значении
музыкального искусства в системе
культуры, духовно
-
нравственном
развитии человека;

-

знание творческих биографий
Методом оцениван
ия является
выставление оценок за выполнение
письменного анализа прослушанного
незнакомого музыкального
произведения и за устный ответ.

зарубежных и отечественных
композиторов согласно программным
требованиям;

-

знание в соответствии с программными
требованиями м
узыкальных
произведений зарубежных и
отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и
форм (от эпохи барокко до
современности);

-

умение исполнять на музыкальном
инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведе
ний;

-

навыки по выполнению теоретического
анализа музыкального произведения


формы, стилевых особенностей,
жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых
особенностей;

-

знание основных исторических
периодов развития зарубежного и
отечественного му
зыкального искусства
во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительного,
театрального, киноискусства,
литературы), основные стилистические
направления, жанры;

-

знание особенностей национальных
традиций, фольклорных истоков музыки;

-

знание профе
ссиональной музыкальной
терминологии;

-

сформированные основы эстетических
взглядов, художественного вкуса, наличие
интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;

-

умение в
устной и письменной форме
излагать свои мысли о творчестве
композит
оров;

-

умение определять на слух фрагменты
того или иного изученного музыкального
произведения;

Оценивание проводит утвержденная
распорядительным документом
организации экзаменационная
комиссия на основании разработа
нных
требований к выпускному экзамену по
музыкальной литературе.


Критерии

оценки

промежуточной
аттестации в форме экзамена
(зачета) и итоговой аттестации

5 («отлично»)

-

содержательный и
грамотный (с позиции русского языка)
устный или письменный ответ с
в
ерным изложением

фактов. Точное
определение на слух тематического
материала пройденных сочинений.
Свободное ориентирование

в
определенных эпохах (историческом
контексте, других видах искусств).

4 («хорошо»)

-

устный или письменный

ответ, содержащий не боле
е 2
-
3
незначительных ошибок. Определение
на с
лух тематического материала также
содержит 2
-
3 неточности негрубого
характера или 1 грубую ошибку и 1
незначительную. Ориентирование в
историческом контексте может
вызывать небольшое затруднение,
требовать время

на размышление, но в
итоге дается

необходимый ответ.

3 («удовлетворительно»)

-

устный или
письменный ответ, содержащий 3
грубые ошиб
ки или 4
-
5
незначительных
.

В определении

на
слух
тематического материала
допускаю
тся: 3 грубые ошибки или 4
-
5
незначительны
е.

В целом ответ производит впечатление

поверхностное, что говорит о
недостаточно качественной или
непродолжительной подготовке
-

навыки по восприятию музыкального
произведения, умение свое к нему
отношение, обнаруживать ассоциативные
связи с другими видами искусств.

обуч
ающегося.

2 («неудовлетворительно»)

-

б
о
льшая
часть устного или письменного ответа
неверна; в определении на слух
тематичес
кого материала более 70%
ответов ошибочны. Обучающийся
слабо представляет себе эпохи,
стилевые напр
авления, другие виды
искусства.

Анализ незнакомого музыкального
произведения (письменно)

Примерный перечень вопросов:

1. Общая характеристика музыкальных
обр
азов.

2. Определение жанра.

3. Определение музыкальной формы.

4. Наиболее яркие выразительные
средства.

5. Стилевые особенности
произведения.

Устный опрос может включать:

-

требование по иллюстрированию
ответа тематическим материалом
пройденных музыкальны
х
произведений (исполнение на
музыкальном инструменте);

-

умение определять на слух фрагменты
того или иного изученного
музыкального произведения.


Примерный перечень вопросов к устному опросу

по музыкальной литературе

Вариант 1

1.

Каких композиторов и поче
му мы называем «венскими классиками»?

2.

Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом
-
исполнителем?
(желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант)

3.

Какие важные исторические события произошли в России за время жизни
Глинки?

4.

Назовите осно
вные жанры русских народных песен. Кто из композиторов и как
работал с народными песнями?

5.

Какие виды оркестров вы знаете, в чем их различие?

6.

Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи
имена носят?

7.

Вспомните музыкальные произв
едения, рисующие картины природы (напишите
автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого характера?

8.

Вспомните произведения русских композиторов, в которых есть образы
Востока, Испании, Италии (напишите автора, жанр, название).

9.

У кого из композитор
ов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?

10.

Объясните, что такое финал в инструментальном произведении и в опере.

11.

Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский
голос (автор, название оперы, персонаж).

12.

Что такое либретто
, концерт (по 2 значения каждого термина).

13.

В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?

14.

В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?

15.

В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.

16.

Какие музыкальные произведения возни
кли как отклик на современные
исторические события (автор, жанр, название)?

17.

Назовите самые известные концертные залы Москвы.

18.

Какое произведение старинной музыки входит в вашу экзаменационную
программу? Напишите, что вы знаете об авторе (страна, время), жан
р, тональность
произведения.


В
ариант 2

1.

Назовите русских композиторов рубежа
XIX
-
XX

века. Кто из них был
выдающимся исполнителем?

2.

Кто из композиторов писал книги, научные труды, статьи о музыке (желательно
указать названия книг)?

3.

Перечислите произведения,

созданные на сюжеты и слова Пушкина (автор,
жанр, название).

4.

Что такое фортепианное трио, струнный квартет, фортепианный квинтет? Кто
из композиторов писал произведения для таких составов?

5.

В творчестве каких композиторов встречается жанр «поэма»? Укажите
автора,
название произведения и состав исполнителей.

6.

Какие вы знаете произведения, имеющие несколько редакций?

7.

Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.

8.

Запишите эти произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин»,
«Шехерезада», «Иван


Сусанин»
,
Первая

симфония Чайковского, «Бори
с

Годунов»,
«Руслан и Людмила», «Русалка».

9.

Вспомните музыкальные произведения, в которых композитор изобразил
сражение (автор, жанр, название). Как мы называем сцены, изображающие сражение
в живописи, в музыке?

10.

Какое важ
ное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и
творчество Бетховена?

11.

В чем сходство и в чем отличие заключительной партии и коды?

12.

Перечислите оперы:
-

с историческими сюжетами,
-

со сказочными сюжетами
(автор, название).

13.

Кто из известных русск
их композиторов получил образование в консерватории,
и кто сам преподавал в консерватории?

14.

Какие темы в сонатной форме звучат в основной тональности?

15.

Что такое партитура
,

и в каком порядке она записывается?

16.

Что такое клавир, квартет (по 2 значения каждого
термина)

17.

Назовите известные вам музыкальные музеи, укажите, где они находятся.

18.

Какие этюды входят в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы
знаете об авторах (страна, время)?

В
ариант
3

1.


К
огда и где существовала

«Могучая кучка», кто входил в ее со
став, кому
принадлежит это название?

2.

Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают
на то, что это программное произведение?


Приведите несколько примеров (автор,
жанр, название).

3.

Кто из велик
их композиторов жи
л в
XVIII

веке, в каких

странах?

4.

Какие важные исторические события произошли за время жизни
С.С.
Прокофьева?

5.

В какой исторической последовательности
возникли данные жанры: симфония,
концертная увертюра, опера,

концерт.

6.

Что вы знаете об

Антон
е

и Ник
олае Рубинштейнах
, в чем значе
ние их
деятельности для русской музыки?

7.

Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит
полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.

8.

Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор
(назовите автора
, жанр,
какой

текст использован).

9.

В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?

10.

В основе каких музыкальных форм лежит одна тема?

11.

Назовите произведения, написанные на сюжеты
Н.В.
Гоголя (автор, название,
жанр).

12.

Какие вы знаете неоконченные произведения?

Почему они остались
незавершенными? Завершил ли их кто
-
нибудь?

13.

Завершите: «
Имя
П.И.
Чайковского присвоено…


14.

Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты
используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?

15.

По каким приз
накам можно найти начало репризы в произведении?

16.

Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив,

органный пункт?

17.

Назовите музыкальные театры Москвы.

18.

Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную
программу? Что вы знаете об авторе? Ск
олько частей в этом произведении, какие в
них тональност
и.


Примерный перечень музыкальных произведений

для проведения анализа незнакомого музыкального произведения

1.

С.С.Прокофьев «Мимолетности» (на выбор)

2.

П.И.Чайковский «Времена года» (на выбор)

3.

А.К.Лядов

Прелюдии

4.

А.П.Бородин «Маленькая сюита» (части на выбор)

5.

Ж.Бизе «Арлезианка». Сюита № 1. Менуэт

6.

Р.Вагнер «Лоэнгрин». Вступление к 3 действию

7.

Дж. Верди «Травиата». Прелюдия

8.

А.И.Хачатурян «Вальс» из музыки к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»

9.

М.И.Глинка Ноктюрн

«Разлука»

10.

М.И.Глинка Вариации на тему русской народной песни «Среди долины
ровныя»


















Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 1 имени Александра Семеновича Розанова»












Д
ополнительн
ая

предпрофессиональн
ая

общеобразовательн
ая

программ
а


в области

музыкального искусства

«Струнные инструменты»






Фонды оценочных средств

к итоговой аттестации

учащихся






















Кировск, 2013


Дополнительная предпрофессион
альная общеобразовательная
программа в области музыкального искусства


Струнные

инструменты



Ф
онд оценочных средств к итоговой аттестации


Фонды оценочных средств разработаны на основании и с учетом федеральных
государственных требований к дополнительной

предпрофессиональной
общеобразовательной программе в о
бласти музыкального искусства «Струнные
инструменты
», утвержденных приказом Министерства культуры Российск
ой
Федерации от 12.03.2012 № 164
, Положения о порядке и формах проведения итоговой
аттестации о
бучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные
общеобразовательные программы в области искусств, утвержденного Приказом
Министерства культуры Российской Федерации от 09.02.2012 № 86.



I
.

Паспорт комплекта

оценочных средств
к итоговой аттестации


Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Специальность;

2) Ансамбль;

3) Сольфеджио;

4) Музыкальная литература.


По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Вре
менной интервал между
выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Требования к выпускным экзаменам определяются образовательным
учреждением (ОУ) самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой
аттестации в соответствии с
федеральными государственными требованиями к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «
Струнные

инструменты»».

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать
знания, умения
и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:



знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов,
музыкальных произведений, основных исторических периодов развития
музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств;



знание профессиональной терминологии, репертуара для
скрипки
,
ансамблевого и оркестрового репертуара

для
струнных
инструментов
;



достаточный технический уровень владения
скрипкой

для воссоздания
художественного образа и стиля исполняемых произведе
ний разных форм и жанров;



умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом


аккордовые,
интервальные и мелодические построения;



наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Для аттестации уча
щихся создаются фонды оценочных
средств, включающие
типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются
образовательной организацией

самостоятельно.

Фонды оценочны
х средств должны быть полными и адекватными
отображениями
федеральных государственных требований,
соответствовать целям и
задачам
дополнительной предпрофессиональной
программы
и ее

учебному плану.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качест
ва приобретенных
выпускник
ами

знаний, умений, навыков и
степень г
о
товности выпускников к
возможному продолжению профессионального образования в области музыкального
искусства
.

II
. Экзамен по специальности

Объект оценивания:

исполнение сольной программы

«Сп
ециальность» (Скрипка)

Предмет оценивания

Методы оценивания

-

сформированный комплекс
исполнительских знаний, умений и
навыков, позволяющий

использовать
многообразные возможности
скрипки

для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текст
а,
самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных
эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;

Методом оценивания является
выставление оценки за исполнение
сольной программы.

Оценивание проводит утвержденная
распорядительным документом
организации экзаменационная комиссия
на основании разработанных требований к
выпускной программе.

Кри
терии оценки качества исполнения



«Отлично»:


-

навыки слухового контроля, умение
управлять процессом

исполнения
музыкального произведения;


-

навыки по использованию музыкально
-
ис
полнительских средств
выразительности, владению различными
видами техники исполнительства,
использованию художественно
оправданных технических приемов;


-

наличие музыкальной памяти, развитого
музыкального мышления, мелодического,
ладогармонического, темб
рового слуха.

Технически качественное и
художественно осмысленное исполнение,
отвечающее всем требованиям
.
Выступление учащегося отличается
увлеченностью исполнением,
артистизмом, своеобразием и
убедительностью в интерпретации

произведения. В программе представлены
произведения различных стилей высокого
уровня сложности.



«Хорошо»:

Грамотное исполнение с небольшими
недочётами.

Владение исполнительской
техникой, навыками звукоизвлечения.
Убедительная трактовка исполнения
музыкаль
ных произведений. Учащийся
демонстрирует разнообразие звуковой
палитры. Выступление яркое и
осознанное.



«Удовлетворительно»:

Исполнение с большим количеством
недочётов, носит формальный характер.

Неточность штрихов и ритмического
рисунка, вялая динамика,
недостаточно
проработанный музыкальный материал.
Исполнение нестабильно.



«Неудовлетворительно»

Программа не донесена по смыслу,
качество исполняемой программы не
соответствует ФГТ.

Комплекс серьезных
недостатков, невыученный текст,
отсутствие домашней раб
оты, а также
плохая посещаемость аудиторных
занятий.

Примерные требования к выпускной
программе:

барочная соната: 1
-
2 части или 3
-
4 части;
концерт: 1 часть или 2
-
3 части; пьеса
виртуозного характера



Примерные программы для выпускного экзамена

(8 год
обучения)

Вариант 1

Валентини В. Соната ля минор, две части

Комаровский А. Концерт Ля мажор, 1 часть

Рамо Ж.Ф. Тамбурин

Вариант 2

Корелли А. Соната ми минор: 1,2 части

Виотти Дж. Концерт № 20: 1 часть

Прокофьев С. Русский танец

Вариант 3

Гендель Г.Ф. Сонат
а Ми мажор: 1,2 части

Вьетан А. Фантазия
-

аппассионата

Шер А. Бабочки

Вариант 4

Локателли П. Соната соль минор, две части

Шпор Л. Концерт № 9

Венявский Г. Мазурка


Примерные программы для выпускного экзамена

(9 год обучения)

Вариант 1

Крейцер Р. Этюд № 12

Крейцер Р. Этюд № 35

Виотти Дж. Концерт № 22: 1 часть с каденцией

Дакен Дж. Кукушка

Вариант 2

Данкля Ш. Этюд № 1

Роде П. Каприс № 2

Вьетан А. Баллада и Полонез

Рис А. Вечное движение

Вариант 3

Данкля Ш. Этюд № 13

Роде П. Каприс № 4

Шпор Л. Концерт № 9

Веня
вский Г. Мазурка

Вариант 4

Роде П. Каприс № 1

Роде П. Каприс № 3 22

Вьетан А. Концерт № 2: 1часть

Крейслер Ф. Вариации на тему Корелли


Диктанты (Приложение № 1)

III
.

Экзамен по сольфеджио

Объект оценивания:

1. Одноголосный музыкальный диктант.

2. Устны
й ответ.

Предмет оценивания

Методы оценивания

Сформированный комплекс знаний,
умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса,
сформированного звуковысотного
музыкального слуха и памяти, чувства
лада, метроритма, знания музыкальн
ых
стилей, способствующих творческой
самостоятельности, в том числе:


-

первичные теоретические знания, в том
числе, профессиональной музыкальной
терминологии;


-

умение сольфеджировать одноголосные,
двухголосные музыкальные примеры,
записывать музыкальные

построения
средней трудности с использованием
навыков слухового анализа, слышать и
анализировать аккордовые и интервальные
цепочки;


-

умение осуществлять анализ элементов
Методом оценивания является
выставление оценок за написание
одноголосного музыкального диктанта и
за устный ответ.

Оценивание проводит

утвержденная
распорядительным документом
организации экзаменационная комиссия
на основании разработанных требований
к выпускному экзамену по сольфеджио.

Критерии оценки

Музыкальный диктант
:

Оценка 5 (отлично)
-

музыкальный
диктант записан полностью без ош
ибок
в пределах отведенного времени и
количества проигрываний. Возможны
небольшие недочеты (не более двух) в
группировке длительностей или записи
хроматических звуков.

Оценка 4 (хорошо)

-

музыкальный
диктант записан полностью в пределах
отведенного времени

и количества
проигрываний. Допущено 2
-
3 ошибки в
музыкального языка;


-

умение импровизировать на заданные
музыкальные темы или рит
мические
построения;

-

навыки владения элементами
музыкального языка (исполнение на
инструменте, запись по слуху и т.п.).

записи мелодической линии,
ритмического рисунка, либо большое
количество недочетов.

Оценка 3 (удовлетворительно)

-

музыкальный диктант записан

полностью в пределах отведенного
времени и количества проигрыва
ний,
допущено большое количество (4
-
8)
ошибок в записи мелодической линии,
ритмического рисунка, либо
музыкальный диктант записан не
полностью (но больше половины).

Оценка 2 (неудовлетворительно)
-

музыкальный диктант записан в
пределах отведенного времени

и
количества проигрываний, допущено
большое количество грубых ошибок в
записи мелодической линии и
ритмического рисунка, либо
музыкальный диктант записан меньше,
чем наполовину.


Сольфеджирование, интонационные
упражнения, слуховой анализ
:

Оценка 5 (отлич
но)

-

чистое
интонирование, хороший темп ответа,
правильное дирижирование,
демонстрация основных теоретических
знаний.

Оценка 4 (хорошо)
-

недочеты в
отдельных видах работы: небольшие
погрешности в интонировании,
нарушения в темпе ответа, ошибки в
дирижиро
вании, ошибки в
теоретических знаниях.

Оценка 3 (удовлетворительно)

-

ошибки, плохое владение интонацией,
замедленный темп ответа, грубые
ошибки в теоретических знаниях.

Оценка 2 (неудовлетворительно)

-

грубые ошибки, невладение интонацией,
медленный темп
ответа, отсутствие
теоретических знаний.

Примерные требования к выпускному
экзамену по сольфеджио:

Письменно


Записать самостоятельно одноголосный
музыкальный диктант. Уровень
сложности диктанта может быть
различным в различных группах,
допускаются диктант
ы разного уровня
сложности для обучающихся внутри
одной группы.

Устно

Индивидуальный опрос должен
охватывать ряд обязательных тем и форм
работы, при этом уровень трудности
музыкального материала может быть
также различным.

Примерные формы работы:

1. Спеть

с листа мелодию с
дирижированием.

2. Спеть один из голосов выученного
двухголосного примера (в дуэте).

3. Спеть по нотам романс или песню с
собственным аккомпанементом на
гитаре или фортепиано.

4. Спеть различные виды пройденных
мажорных и минорных
гамм.

5. Спеть или прочитать хроматическую
гамму.

6. Спеть от звука вверх и/или вниз
пройденные интервалы.

7. Спеть в тональности тритоны и
хроматические интервалы с
разрешением.

8. Определить на слух несколько
интервалов вн
е тональности.

9. Спеть от звука вверх и/или вниз
пройденные аккорды.

10. Спеть в тональности пройденные
аккорды.

11. Определить на слух аккорды вне
тональности.

12. Определить на слух
последовательность из 4
-
8 интервалов
или аккордов.

Пример устного опро
са:

-

спеть с листа одноголосный пример (Г.

Фридкин. Чтение с листа на уроках
сольфеджио: №294, 296, 306, 320),

-

спеть один из голосов двухголосного
примера в дуэте или с фортепиано
(Б.Калмыков,

Г.Фридкин. Сольфеджио,
часть 2. Двухголосие:

№№170, 180),

-

спеть с собственным аккомпанементом
по нотам романс М.Глинки «Ты,
соловушка, умолкни»,

-

спеть гармонический вид гаммы Ре
мажор вниз, мелодический вид гаммы
соль
-

минор вверх,

-

спеть или прочитать хроматическую
гамму Си мажор вверх, до минор вниз,

-

сп
еть от звука ми вверх все большие
интервалы, от звука си вниз все малые
интервалы,

-

спеть тритоны с разрешением в
тональностях фа минор, Ми
-
бемоль
мажор, характерные интервалы в
тональностях фа
-
диез минор, Си
-
бемоль
мажор,

-

определить на слух несколько
и
нтервалов вне тональности,

-

спеть в тональности си минор вводный
септаккорд с разрешением,

-

разрешить уменьшенный септаккорд,
данный от звука ми,
-

определить на
слух последовательность из интервалов
или аккордов





IV
. Экзамен по музыкальной литерату
ре

Объект оценивания:

1. Анализ незнакомого музыкального произведения (письменно).

2. Устный ответ.

Предмет оценивания

Методы оценивания

-

первичные знания о роли и значении
музыкального искусства в системе
культуры, духовно
-
нравственном
развитии человек
а;

-

знание творческих биографий
зарубежных и отечественных
композиторов согласно программным
требованиям;

-

знание в соответствии с программными
требованиями музыкальных
произведений зарубежных и
отечественных композиторов различных
исторических периодов,

стилей, жанров и
форм (от эпохи барокко до
современности);

-

умение исполнять на музыкальном
инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;

-

навыки по выполнению теоретического
анализа музыкального произведения


формы, стилевых
особенностей,
жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых
особенностей;

-

знание основных исторических
периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства
во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительного,
театрального, к
иноискусства,
литературы), основные стилистические
направления, жанры;

-

знание особенностей национальных
традиций, фольклорных истоков музыки;

Методом оценивания является
выставление оценок за выполнение
письменного анализа прослушанного
незнакомого музык
ального
произведения и за устный ответ.

Оценивание проводит утвержденная
распорядительным документом
организации экзаменационная
комиссия на основании разработанных
требований к выпускному экзамену по
музыкальной литературе.


Критерии

оценки

промежуточной
аттестации в форме экзамена
(зачета) и итоговой аттестации

5 («отлично»)

-

содержательный и
грамотный (с позиции русского языка)
устный или письменный ответ с
верным изложением

фактов. Точное
определение на слух тематического
материала пройденных сочинений
.
Свободное ориентирование

в
определенных эпохах (историческом
контексте, других видах искусств).

4 («хорошо»)

-

устный или письменный

ответ, содержащий не более 2
-
3
незначительных ошибок. Определение
на с
лух тематического материала также
содержит 2
-
3 нето
чности негрубого
характера или 1 грубую ошибку и 1
незначительную. Ориентирование в
историческом контексте может
вызывать небольшое затруднение,
требовать время на размышление, но в
-

знание профессиональной музыкальной
терминологии;

-

сформированные основы эстетических
взглядов, художествен
ного вкуса, наличие
интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;

-

умение в
устной и письменной форме
излагать свои мысли о творчестве
композиторов;

-

умение определять на слух фрагменты
того или иного изученного музыкального
произведени
я;

-

навыки по восприятию музыкального
произведения, умение свое к нему
отношение, обнаруживать ассоциативные
связи с другими видами искусств.

итоге дается

необходимый ответ.

3 («удовлетворительно»)

-

устный или
письм
енный ответ, содержащий 3
грубые ошиб
ки или 4
-
5
незначительных
.

В определении

на
слух
тематического материала
допускаю
тся: 3 грубые ошибки или 4
-
5
незначительные.

В целом ответ производит впечатление

поверхностное, что говорит о
недостаточно качественной
или
непродолжительной подготовке
обуч
ающегося.

2 («неудовлетворительно»)

-

б
о
льшая
часть устного или письменного ответа
неверна; в определении на слух
тематического материала более 70%
ответов ошибочны. Обучающийся
слабо представляет себе эпохи,
стилевые н
апр
авления, другие виды
искусства.

Анализ незнакомого музыкального
произведения (письменно)

Примерный перечень вопросов:

1. Общая характеристика музыкальных
образов.

2. Определение жанра.

3. Определение музыкальной формы.

4. Наиболее яркие выразительные
ср
едства.

5. Стилевые особенности
произведения.

Устный опрос может включать:

-

требование по иллюстрированию
ответа тематическим материалом
пройденных музыкальных
произведений (исполнение на
музыкальном инструменте);

-

умение определять на слух фрагменты
то
го или иного изученного
музыкального произведения.


Примерный перечень вопросов к устному опросу

по музыкальной литературе

Вариант 1

1.

Каких композиторов и почему мы называем «венскими классиками»?

2.

Кто из великих композиторов был выдающимся музыкантом
-
испо
лнителем?
(желательно указать страну и время, когда жил этот музыкант)

3.

Какие важные исторические события произошли в России за время жизни
Глинки?

4.

Назовите основные жанры русских народных песен. Кто из композиторов и как
работал с народными песнями?

5.

Какие
виды оркестров вы знаете, в чем их различие?

6.

Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи
имена носят?

7.

Вспомните музыкальные произведения, рисующие картины природы (напишите
автора, название, жанр). Как мы называем музыку таког
о характера?

8.

Вспомните произведения русских композиторов, в которых есть образы
Востока, Испании, Италии (напишите автора, жанр, название).

9.

У кого из композиторов есть циклы из 24 пьес, с чем связано такое количество?

10.

Объясните, что такое финал в инструмен
тальном произведении и в опере.

11.

Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский
голос (автор, название оперы, персонаж).

12.

Что такое либретто, концерт (по 2 значения каждого термина).

13.

В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три т
емы?

14.

В чем сходство и различие экспозиции и репризы сонатной формы?

15.

В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.

16.

Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные
исторические события (автор, жанр, название)?

17.

Назовите самые извес
тные концертные залы Москвы.

18.

Какое произведение старинной музыки входит в вашу экзаменационную
программу? Напишите, что вы знаете об авторе (страна, время), жанр, тональность
произведения.


В
ариант 2

1.

Назовите русских композиторов рубежа
XIX
-
XX

века. Кто и
з них был
выдающимся исполнителем?

2.

Кто из композиторов писал книги, научные труды, статьи о музыке (желательно
указать названия книг)?

3.

Перечислите произведения, созданные на сюжеты и слова Пушкина (автор,
жанр, название).

4.

Что такое фортепианное трио, струн
ный квартет, фортепианный квинтет? Кто
из композиторов писал произведения для таких составов?

5.

В творчестве каких композиторов встречается жанр «поэма»? Укажите автора,
название произведения и состав исполнителей.

6.

Какие вы знаете произведения, имеющие неско
лько редакций?

7.

Что такое цикл? Приведите примеры разных циклов.

8.

Запишите эти произведения в порядке их создания: «Евгений Онегин»,
«Шехерезада», «Иван


Сусанин»,
Первая

симфония Чайковского, «Бори
с

Годунов»,
«Руслан и Людмила», «Русалка».

9.

Вспомните музыкал
ьные произведения, в которых композитор изобразил
сражение (автор, жанр, название). Как мы называем сцены, изображающие сражение
в живописи, в музыке?

10.

Какое важное историческое событие оказало влияние на мировоззрение и
творчество Бетховена?

11.

В чем сходство

и в чем отличие заключительной партии и коды?

12.

Перечислите оперы:
-

с историческими сюжетами,
-

со сказочными сюжетами
(автор, название).

13.

Кто из известных русских композиторов получил образование в консерватории,
и кто сам преподавал в консерватории?

14.

Какие

темы в сонатной форме звучат в основной тональности?

15.

Что такое партитура
,

и в каком порядке она записывается?

16.

Что такое клавир, квартет (по 2 значения каждого термина)

17.

Назовите известные вам музыкальные музеи, укажите, где они находятся.

18.

Какие этюды входя
т в вашу экзаменационную программу? Напишите, что вы
знаете об авторах (страна, время)?

В
ариант
3

1.


К
огда и где существовала

«Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому
принадлежит это название?

2.

Какие произведения мы называем программными? Какие признаки

указывают
на то, что это программное произведение?


Приведите несколько примеров (автор,
жанр, название).

3.

Кто из велик
их композиторов жи
л в
XVIII

веке, в каких странах?

4.

Какие важные исторические события произошли за время жизни
С.С.
Прокофьева?

5.

В какой ист
орической последовательности
возникли данные жанры: симфония,
концертная увертюра, опера,

концерт.

6.

Что вы знаете об

Антон
е

и Ник
олае Рубинштейнах
, в чем значение их
деятельности для русской музыки?

7.

Назовите композиторов, в творчестве которых особое значе
ние принадлежит
полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили.

8.

Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор
(назовите автора, жанр,
какой

текст использован).

9.

В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии?

10.

В основе ка
ких музыкальных форм лежит одна тема?

11.

Назовите произведения, написанные на сюжеты
Н.В.
Гоголя (автор, название,
жанр).

12.

Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались
незавершенными? Завершил ли их кто
-
нибудь?

13.

Завершите: «
Имя
П.И.
Чайковского
присвоено…


14.

Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты
используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп?

15.

По каким признакам можно найти начало репризы в произведении?

16.

Объясните термины: лейттема, каденция, речита
тив,

органный пункт?

17.

Назовите музыкальные театры Москвы.

18.

Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную
программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении, какие в
них тональност
и
.


Примерный перечень музыкальных произ
ведений

для проведения анализа незнакомого музыкального произведения

1.

С.С.Прокофьев «Мимолетности» (на выбор)

2.

П.И.Чайковский «Времена года» (на выбор)

3.

А.К.Лядов Прелюдии

4.

А.П.Бородин «Маленькая сюита» (части на выбор)

5.

Ж.Бизе «Арлезианка». Сюита № 1. Менуэт

6.

Р.Вагнер «Лоэнгрин». Вступление к 3 действию

7.

Дж. Верди «Травиата». Прелюдия

8.

А.И.Хачатурян «Вальс» из музыки к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад»

9.

М.И.Глинка Ноктюрн «Разлука»

10.

М.И.Глинка Вариации на тему русской народной песни

«Среди долины ровныя»








Приложенные файлы

  • pdf 44210015
    Размер файла: 851 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий