Сат-Чит-Ананда — это энергия. Мы (Сат) являемся (чит) блаженством (ананда) . Энергия — это всё, и энергия получена от Бога.

Мальшаков В. Д.
Модель системы обучения, целостный подход.
В работе рассматриваются вопросы построения модели системы обучения на концептуальном уровне с использованием целостного подхода.

На рис.1. приведена исходная схема взаимодействий в системе обучения. Под субъектом подразумевается всё, что входит в состав обучаемого. То, что не входит в состав субъекта, относится к объекту. Субъект – есть сфера (область) самосознания личности в составе взаимодействия. Когда мы говорим: Я, Моё, Немоё - между субъектом (Я) и внешним объектом (Немоё) располагается промежуточная сфера Моё. Эту сферу будем относить к средствам, которые также по отношению к субъекту (Я) выступают в роли объекта.
Сплошные линии отражают направление осознаваемого субъектом действия, пунктирным линиям обозначается неосознаваемое субъектом обратное действие, производимое в ходе прямого действия.














Осознаваемое или неосознаваемое (субъектом) воздействие субъекта на объект будем называть проектированием. В процессе проектирования объект изменяется. Осознаваемое или неосознаваемое (субъектом) восприятие воздействия объекта на субъект назовём исследованием. В процессе исследования объект не изменяется. Изменение субъекта происходит в любом случае.
Под обучением будем понимать процесс приобретения субъектом знаний, необходимых и достаточных для устранения осознаваемых субъектом проблемных ситуаций (ПС), возникающих в системе «субъект - объект». Обучение субъекта производится в результате операций проектирования и исследования (см. рис. 1..)
Любая ПС (см. рис. 3.) содержит три компоненты:
восприятие органами чувств Субъекта состояния текущей ситуации S ( Исследование);
хранение в памяти Субъекта в форме отражения (информационной модели) желаемого состояния, потребности P (Цель);
оценку степени соответствия ситуации S потребности P (Осознание, чувствование ПС- начальный этап проектирования).
Откуда возникают ПС? Можно сказать, что по большому счёту источником ПС является система «субъект - объект», т. е. целое.
Предупреждение: Текст курсивом не имеет прямого отношения к проблемной области, а связано с духовным аспектом личности, который необходим при целостном подходе к обучению. Выбор подхода к обучению – ваш выбор!
«В своем послании, звучавшем ранее, доктор Г. Венкатараман упомянул, что Бог, сотворив мир, не держит все бразды правления Сам, но отдает часть их человечеству. Это правда. Бог Творец. Он сотворил все в Космосе. Он не оставляет за Собой ответственность, которая лежит на творении. Он дал человеческим существам все их способности. Но Он















«В своем послании, звучавшем ранее, доктор Г. Венкатараман упомянул, что Бог, сотворив мир, не держит все бразды правления Сам, но отдает часть их человечеству. Это правда. Бог Творец. Он сотворил все в Космосе. Он не оставляет за Собой ответственность, которая лежит на творении. Он дал человеческим существам все их способности. Но Он установил закон, относящийся к использованию этих способностей. Люди свободны в своих решениях и могут жить так, как им нравится. Они могут использовать все материальные объекты в творении. Не может быть никаких препятствий им в этом, даже со стороны Бога. Но Бог установил, что никто не может избежать последствий своих действий. Это нужно понимать.
Никто не может идти против законов Природы ......
... ветер имеет способность задувать лампу. Бог дал лампе способность изливать свет. Сила ветра и сила лампы - обе происходят от Бога. Но глупо просить ветер не задувать лампу. Что следует сделать, так это защитить лампу от порыва ветра, закрыв ее стеклом. Это в силах человека.
В этих примерах вы должны научиться регулировать силы Природы и не пытаться идти против естественных законов. Человек свободен наслаждаться всем, что создал Творец. Но человек должен упражняться в различении, чтобы решить, что благоприятно для него, а что не подобает использовать. Из-за того, что все доступно, человеку не следует пользоваться всем, что нравится, хотя бы потому, что всякое действие сопровождается его естественными последствиями. Нельзя избежать этих последствий. Если вы готовы к этим последствиям, вы можете делать, что хотите. Однако люди сначала наслаждаются чем-либо с большим удовольствием, а затем рыдают от враждебных последствий. Это признак умственной слабости. .
Мир управляется тремя принципами: Реакция, Отражение и Отзвук. Поэтому вы должны следить, чтобы ваши действия, взгляды и слова были правильными. Каждому человеку нужны такие ценные украшения, как скромность и почтительность. Скромность признак настоящего образования Скромность теряется, когда люди полны самомнения или недовольства. Нужно быть скромным при всех обстоятельствах. Она должна проявляться от сердца. Эгоизм приобретение извне. Гордость знаниями приобретённый враг. В молодых людях он разрушительно действует на человеческие ценности.»

Поскольку осознание ПС производится субъектом, возможны три его точки зрения:
ПС ассоциируется с самим собой, т. е. разрешается с пользой дляс субъектома;
ПС ассоциируется с объектом т. е. разрешается с пользой для объекта;
ПС ассоциируется с целым т. е. разрешается с пользой для целого.

«Интеллект бывает четырёх типов: 1) Сварта Буддхи; 2) Сварта Парарта Буддхи; 3) Парарта Буддхи и 4) Нисварта Буддхи. Имеющий Сварта Буддхи (1) всегда заинтересован в собственном благосостоянии. Имеющий Сварта Парарта Буддхи (2) равно заинтересован в своём благе и благе других. Имеющий Парарта Буддхи (3) ничего не желает для себя. Он предает себя Богу и желает только Его любви. Он верит, что Бог - обитатель всех существ и желает блага для всего мира. Имеющий Нисварта Буддхи (4) не имеет чувства «я» и «моё». Чувство «я» - это эго, а чувство «моё» - это привязанность. Коренная причина всего горя и страдания - это чувства «я» и «моё», отвергнув которые человек может очистить своё сердце. Чистота сердца - величайшее достижение человеческих усилий.
В чём разница между Нарой (человеком) и Нараяной (Богом) ? Нара наделён тремя аспектами: Нада, Бинду и Кала. Нараяна – за пределами этих трёх аспектов. Первый относится к Парвити (внешний путь), второй к Ниврити (внутркнний путь). Ниврити – это состояние отсутствия желаний. Кто идёт по пути Ниврити, полностью отдаёт себя Богу.Это человек, не имеющий ни капли эгоизма.»

Чему подлежит учиться субъекту? Субъекту необходимо учиться правильно обнаруживать, оценивать и устранять проблемные ситуации. Того, кто способен правильно обнаруживать, оценивать и устранять все ПС можно назвать истинно знающим. Интенсивность разрешения ПС для личности должна быть выше, чем интенсивность их возникновения. В этом случае загрузка субъекта меньше единицы. Ограничение желаний приводит к снижению интенсивности ПС и по этому способствует покою ума.
Когда загрузка проблемными ситуациями субъекта будет равна нулю? Когда целое не будет формировать ПС. Когда у целого не будет вопросов? Тогда, когда средствами оценки достигнуто тождество S(P, т. е. когда средства оценки, текущая ситуация S и потребность P находятся в полной гармонии.

«Человек появляется из Бога, поддерживается Богом и в конце сливается с Богом- Омкара состоит из трех составляющих акара, укара и макара (три буквы А, У, М). Акара представляет жизненный принцип пранататтва. Укара представляет ум. Макара представляет тело. Таким образом, омкара есть совокупное выражение Атмана, тела и ума.
Космос возник из акары. Это - прана (жизненная сил). Ум возник из укоры. Тело - из макары. Атман, тело и ум возникшие из трех букв "A", "У", и "М", пропитывают собой Солнце, небесный свод и всю вселенную. Омкара - основа всего творения.
Фрмы принципа омкары
Принцип омкары существует в трех формах: нада, бинду кала. Нада звук, который исходит от жизненного дыхания Это означает, что омкара связан со звуком, исходящим от жизненного дыхания. Пять видов жизненного дыхания - прана, апана, самана, удана и въяна это выражения жизненной силы. Они представляют панча бхутас (пять элементов). Бинду объединенная форма Атмана, ума и тела. Кала - отражение Парамаатмы (Высшего "Я") в зеркале буддхи (интеллекта).Три начала Нада, Бинду, Кала пронизывают всю Вселенную.
Для какой цели существуют эти три начала? Все три -формы майи (иллюзорного восприятия). Даже звуки "А" "У", "М" обманчивы. Прана, ум и тело тоже формы майи. Поэтому древние мудрецы, обращаясь к Единому, Кто выше всех форм, утверждали: "Тасмаи намах". Йоги молились Тому, Кто превыше нади, бинду и кала (Надабиндукалаатита).
Космос, таким образом, сотворен из нады, бинду и кала. Как человеку осознать этот факт? Мудрецы утверждали, что для этого необходим сатсанг. Обычно под caтсангом понимают хорошее общество. Это неправильно. Cam относится к тому, что неизменно, чисто и вечно. Оно не зависит от времени. В этом понимании сатсанг означает связь с Сат.
Cam относится, следовательно, к космическому сознанию которое присутствует во всех существах. Сознание индивидуума не может быть названо Cam. Слово caт применимо к собирательному космическому сознанию. Сатсанг означает воспитание связи с этим космическим сознанием. Большинство людей считает, что сатсанг - это собрание людей для молитвы или другой благочестивой деятельности. Это не так. Сатсанг означает стремление века установить единство с вездесущим, всемогущим Вселенским Сознанием.
Внутреннее значение мохи.
Есть, однако, препятствие на пути к достижению этого, называемое моха. Моха не означает привязанности к богатству, собственности или детям. Человек может избавиться от мохи, только поняв ее внутреннее значение. Моха происходит от слов ма, означающего "конечное" и оха, означающего "воображение того, что не существует" Моха, таким образом, означает "ограниченное представление о нереальном как о реальном". Это оторвано от всякого пониимания божественности. Моха полностью относится к пракритам (проявленному миру). Она связана с камой (желанием). Кама обозначает преходящее удовольствие, основанное на земных желаниях. Непреходящее счастье может быть получено только от божественных чувств, связанных с чайтаньей (космическим сознанием). Это сознание само основывается на трансцендентной сат-чит-ананде. Cam то, что вечно непреходящее Бытие. Чит означает парипурна джняну (полную осведомленность или знание). Чит это полное знание того, что представляет cam. Оба этих начала нревосходят проявленный мир. Но эти трансцендентные сущности присутствуют в любом физическом объекте.Как их различить? Следует стремиться узнавать трансцендентный элемент в проявленном мире как отражение или образ, как отражение солнца в луже воды. Тело подобно сосуду, в котором божественность присутствует как отражение как отражение вечного Солнца в невечном сосуде. Божественность присутствует внутри и снаружи, и повсюду в космосе. В теле, которое мы сравниваем с сосудом, отражение жизненной силы, или Атмана, можно увидеть в уме, что соответствует воде в сосуде. Тогда как тело и ум ограничены, Атман безграничен.
Все молитвы, джапы, яги и яджны, проводимые сегодня людьми, ограничены стремлением к достижению временных удовольствий и воздаяний. Они посвящены жизни, которая сама по себе преходяща. Ум и проявленный мир одинаково непостоянны.
Как осознать единство в разнообразии?
Вселенную называют прапанча проявление панчабхут - пяти основных элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Так как эти элементы непостоянны и подвержены изменениям, вся жизнь человека относится к преходящим объектам и удовольствиям. Как же достичь вечного, находясь в рамках преходящего? Для этого следует устранить разделение между вечным и невечным и осознать вечное в переходящем Единого во множестве, единство в многообразии.
Как осознать единство в многообразии? Мы видим разнообразие тел с множеством форм, имен, языков и чувств. Но во всех них есть пять элементов, общие для всех. Кроме них, есть духовный элемент, чинмайя (сознание).Ведантисты называют тело глиняной куклой. Из-за cвоей земной природы тело не способно само поднять себя на более высокий уровень существования. Для этой цели ему необходима сила мантры или янтры. Аэроплан янтра (машина), которая может поднять человека высоко над землёй.

Према любовь Бога
Мокша означает исчезновение мохи (привязанности). Освобождение это свобода от мимолетных удовольствий. К чему же должен стремиться человек? Есть божественность, вечная и неизменная. Она известна как према (божественная любовь). Эта према не связана с физическим миром. Люди испытывают эту любовь в ее земной форме как притяжение и привязанность. Всякая любовь в человеческих отношениях сегодня не према, но анурага (привязанность). Она по своей сути временна и является эпизодом в путешествии по жизни. Все привязанности между матерью и сыном, женой и мужем и т.д. рождаются на одной стадии и отпадают на следующей. В противоположность этим преходящим привязанностям, любовь Бога {према) нечто совсем другое. Бог вечен существует до рождения человека и продолжает существовать после его смерти. Бог не имеет начала и конца. Истинная любовь означает любовь Бога. Когда объединяются мужчина и женщина. мы называем это "свадьбой". Но когда объединяются дживаатма (индивидуальная душа) и Парамаапша (Сверх-Душа) это называется слиянием.
.........
В человеке есть четыре различных начала: человеческое, животное, демоническое и божественное. Когда человек следует велениям тела, он становится подданным своей животной природы. Когда он подчиняется капризам ума, он становится демоническим. Когда он следует Атману, он проявляет свою божественность. И когда он ynpaвляется всеми тремя началами телом, умом и Атманом - он является человеком.
Как вступить на духовный путь
.........
Каждый человек должен решить для себя, в каком из четырех состояний он находится. Атмическое начало я является основным и всем следует стараться укреплять сердце в духовных стремлениях. Это сердце не физическое сердце.
Это жилище Духа, и Оно находится в позвоночнике между девятым и двенапдцатым позвонками. Она сияет как молния в чёрной туче. Она называется сушумна.
Сушумна означает состояние, в котором подчинены все органы чувств, а также ум и желания. Это не состояние глубокого сна, как думают некоторые. Слова, используемые ведантистами, должны пониматься во всей их глубине. Это трудно. Гораздо более легкий путь любить Бога с чистым и спокойным умом. Тукарам признал, что oн не был знаком ни с какой техникой медитации или с правилами проведения жертвоприношений. "О Рама! Единственный метод достичь Тебя, который я знаю любить тебя от всего сердца! Дай мне Твою милость, чтобы взрастить эту любовь!" »

Сущность целостного подхода
Если в процессе обучения субъектом ПС ошибочно ассоциируется не с системой, а ограничивается субъектом или объектом, то процесс обучения в общем случае не сможет прийти к завершению.
Таким образом, с точки зрения целого, можно различать ошибочное и истинное устранение субъектом “текущих” ПС. Истинное устранение субъектом “текущих” ПС с позиции целого считать благоприятным, а ошибочное неблагоприятным. В соответствии с этим целое поощряет или наказывает субъекта (точнее субъект наказывает сам себя, сделав неправильное действие).
Итогом обучения субъекта может служить его способность устранения любой ПС за счёт реализации действий соответствующих его предназначению с точки зрения целого.
Сущность целостного подхода (постоянного целостного осознавания) как стратегии восприятия в процессе обучения можно сформулировать в виде правила:
(В любом объекте видеть проявление Целого) ( (Не ограничивать Целое ничем).
Другими словами в любом объекте видеть проявление Я, но не ограничивать Я никаким объектом.
"Истина - это не то, что держит человека в состоянии неудовлетворенности, а то, что поднимает его к настоящей форме счастья, пока не будет достигнуто его Абсолютное состояние. Такое состояние уже не опровергается никаким другим опытом и ничто не указывает на существование чего-либо еще более высокого или лучшего. То, что никогда не изменяется и ничем не ограничено, есть Истина."

«Каждое событие в мире имеет определённую причину, которая вызвала его, а именно, знание. Конечно же, без вещей, которые должны быть известны, не может быть никакого знания. Знание само по себе бывает двух видов:
очевидное и скрытое, прямое и косвенное, Пратьякша и Парокша, настоящее и кажущееся. Пратьякша или А-парокша, (очевидное знание) получено посредством ушей и других органов чувств и через слова других. Парокша (или скрытое), настоящее знание, не признаёт множественности;
оно анализирует и постигает ту привлекательность и те цели, которые часто посещают ум. Оно очищает ум и расширяет видение сердца.»
«Этот материальный объективный мир - это то, что можно узреть нашими глазами, что доставляет наслаждение нашим Чувствам, что очаровывает наши умы и что дает информацию нашему мозгу. Но в самом этом мире есть проходящий сквозь него другой не-материальный субъективный мир. Когда это становится известно, оба мира раскрывают себя как частичные проявления одного и того же неделимого Сознания (Чайтаньи) . Эти два мира дополняют друг друга, объединяясь в Единую Полноту' (Пурнам). Джива (Индивидуальная душа), которая является Дополнением) возникает из Парабрахмы (Целого). Когда Джива покидает материальное тело, в которое она заключена, тогда вечное Универсальное Сознание снова является Единым Целым, Принципом Парабрахмы. Пурнам адам (То является Целым); Пурнам идам (Это является Целым); Пурнаат Пурнам Удачьятхе (Из Целого возникло Целое); Пурнасья (Из Целого) Пурнам аадаая (если отнять Целое) Пурнамева (то Целое) авасишьятхе (остается).
Видья, или Образовательный Процесс, учит тому, что Космос - это проявление игры Господа, и ничего более. Упанишады провозглашают эту Истину таким образом:
“Исааваасьям идам джагат" . Этот мир - это местопребывание Господа. Следовательно, никому не позволительно развивать собственнические чувства или даже проявлять следы эгоизма. Избавьтесь от чувства привязанности; ощущайте Присутствие Господа всюду. Приветствуйте Ананду, которую Господь, являющийся Воплощением Ананды, дарует вам, и испытывайте её с благодарностью, не ограничивая себя желаниями. Таково послание Риши, мудрецов и провидцев.»

Почему мы видим вокруг себя многообразие? Возможны два противоположных утверждения (гипотезы):
реальность, которая отражается в нашем сознании, дискретна, и наше представление о ней полностью соответствует действительности;
реальность непрерывна и целостна, а источником многообразия, которое мы наблюдаем, являются принципы, заложенные в основу работы ума.
В работе отмечается: “Единое испытывается как множество из-за многочисленных форм и имён, налагаемых на него человеком. Это результат деятельности ума, играющего свою игру”.
В настоящей работе мы придерживаемся второй гипотезы, т. е. предполагаем, что дискретизация является способом осознания единой, целостной, непрерывной реальности. В связи с этим задачей настоящего исследования является изучение особенностей дискретного принципа работы ума для достижения конечной цели обучения – осознание реальности, которая представляет собой единство в многообразии.
Любое взаимодействие возникает в среде целого в форме проблемной ситуации, которая разрешается последовательно через: формирование цели, разработку программы её достижения, реализацию многообразия локальных взаимодействий в соответствии с программой и получением результата, устраняющего проблемную ситуацию в среде целого. Таким образом, любое взаимодействие возникает в среде целого, поддерживается средой целого и растворяется в среде целого.

«Духовность должна проявляться в поведении.
Человек желает только спелых и сладких плодов, какого бы качества ни были семена, пока плод не созрел, он не приносит наслаждения. Никому не нравятся безвкусные фрукты. Так же и общество остерегается людей, которым недостает общественного сознания. Студент, стремящийся заработать уважение и почет в обществе, должен вести себя соответственно. Он должен быть честным - Духовность должна проявляться в его поведении. Он должен подавать пример другим. Большинство студентов сегодня не проявляют такого идеализма.
Студенты склонны к узким идеалам и мелочным стремлениям. У них нет концепции человеческих ценностей какие бы знания человек ни получал и какое бы он ни занимал положение, он должен взращивать человеческие ценности. В юности у человека есть склонность к горячности и самонадеянности. Раздуваясь от гордости, он обращается с окружающими как с низшими существами. Большинство студентов сегодня вовлечено в пустую болтовню и бестолковое времяпровождение. Их не привлекают святые и облагораживающие идеалы. В этой ситуации, когда они начинают учиться, в них развивается высокомерие и показуха, и они сбиваются на дурной путь. Они наполнены дурными мыслями, дурными чувствами и предаются дурным действиям. В этом процессе забывается первейшая цель образования. Образование считают упражнением для ознакомления с содержимым книг. Человек забывает, что цель образования понять цель жизни Он надеется на силу - тела, богатства, власти и учености и забывает об истинной силе, происходящей от праведности и Божественной милости. Без силы праведности и милости Бога все остальные виды сил бесполезны. В мире множество людей, обладающих богатством, физической силой, положением и властью. Дало ли им что-нибудь из перечисленного покой ума? Нет. Оно может принести лишь имя и славу в мирской сфере, но не может принести счастье или покой. Понимая это, студенты должны придерживаться царского пути, который приведёт их к правильной цели в будущем».
«Истинный смысл духовности
Никто из нынешних юношей и девушек не понимает, в чем значение духовности. Они воображают, что духовность - это медитация на Бога, омовения в священных водах и посещение святых мест. Это неправильное понимание духовности. Духовность означает прежде всего разрушение животной природы в человеке и раскрытие в нем его божественного сознания. Духовность подразумевает, что вы должны не гордиться своими божественными возможностями, но использовать их для развития духовной силы. Духовность требует осознания того, что разнообразные способности человека происходят от Духа, а не от ума. Это значит иметь твердую веру что все силы Божественного происхождения. Духовность не означает, что следует отказываться от человеческого состояния и переходить к божественному. Она ищет способы раскрытия божественности в человеке. Духовность - это не переход от мирского к божественному. Она помогает человеку проявить Божественность в самом себе. Люди сегодня находятся под неверным впечатлением, что предмет духовности переход от физического мира к высшей реальности или наоборот. Из-за этого неправильного взгляда студенты сегодня находятся в замешательстве относительно духовности. Духовность кажется им бессмысленной.
Духовность это понимание роли Духа в повседневной жизни. Это жизненный путь. Вся наша жизнь связана с Духом. Все силы человека происходят от Духа. Совершенно неверно думать, что духовность не имеет ничего общего с повседневной жизнью и что наша повседневная жизнь не имеет отношения к духовности. Духовность не означает также одинокуюодинокую и изолированную жизнь. Истинная духовность требует сознания единства всего человечества и поведения, соответствующего этому Божественному единству.
Все наши действия относятся к Духу
Вся жизнь неразрывно связана с духовным. Что бы вы ни говорили, что бы вы ни делали, что бы вы ни думали, всё это связано с Духом. Духовность выражение подсказок внутреннего Духа. Добрые дела, которые бездушно делаются лишь внешними инструментами тела, не могут считаться духовными.
Самое первое, что следует сделать человеку это разрушить в себе животную природу. Без удаления животной природы все ритуалы и акты милосердия не имеют значения. Какой смысл заниматься благотворительностью или соглашаться с религиозными наставлениями, но лелеять при этом свои животные инстинкты? По мере того, как человек стареет, его желания, вместо того, чтобы уменьшаться, также растут. Выполняя внешние ритуалы, но не подчиняя при этом животную природу, люди лишь забредают на неправильный путь. Сколько бы времени человек ни размышлял о Боге, время от времени он становится жертвой pаги (привязанности) и двеши (ненависти). Эти две животные склонности должны быть изжиты в первую очередь»
2. Модель процесса обучения (Взаимодействия субъекта и объекта).
Представим процесс устранения ПС в виде многослойной иерархии(см. рис. 23.) содержит шесть слоёв (Уровней), иерархии вложенных проблемных ситуаций:
На первом уровне субъект осознаёт и решает то, что его беспокоит, т. е. осуществляет переход от неудовлетворенной потребности через противоречие к ПС.
На втором уровне субъект осознаёт и решает то, в каком направлении необходимо действовать для того, чтобы устранить ПС. Возможны два направления: Изменить в нужном направлении объект (проектирование); Изменить себя (исследование). В первом случае производится неосознаваемое обучение через деятельность, а во втором – осознанное обучение через восприятие. В общем случае возможно чередование указанных выше направлений.
На третьем уровне Субъект осознаёт и решает то, как действовать для устранения ПС в выбранном направлении. На начальном этане устранения ПС существует единственный способ действовать – способ «Проб и ошибок» (способ естественного отбора);
На четвёртом уровне Субъект осознаёт и решает то, какими средствами можно воспользоваться при устранении ПС в рамках способа «Проб и ошибок», в какой форме необходимо накапливать опыт, каким способом можно разбить сложную задачу на простые, каким образом для достижения заданной цели можно использовать существующие средства;
На пятом уровне Субъект осознаёт и решает то, какими образом реализовать средства и опыт накопленный на четвёртом уровне, как управлять процессом устранения ПС;
На шестом уровне Субъект осознаёт и решает то, какими образом исполнить операции обработки данных, представляющих состояния текущей ситуации S или потребности P.

Если рассматривать более подробно, модель процесса взаимодействия (рис. 23.) представляет собой иерархию уровней управления:
Управление процессом (U1);
Управление взаимодействием (U2);
Управление циклами (U3).
Уровень управления циклами (U3) включает два итеративных процесса:
Управление циклом проектирования (U3p);
Управление циклом исследования (U3i).
Управления циклами Проектирование и Исследование предназначены для выбора действий управления синтезом или анализом и формирования требований к модификации объекта воздействия. Управления синтезом и анализом в свою очередь состоят соответственно из процессов:
Разработка плана модификации объекта воздействия в циклах проектирования (U4ps, U4pa) и исследования (U4is, U4ia);
Управление и реализацией плана модификации объекта воздействия в циклах проектирования(U5ps, U5pa) и исследования (U5is, U5ia);
Реализация плана модификации объекта воздействия в циклах проектирования(U6ps, U6pa) и исследования (U6is, U6ia);













































Связи по управлению, Связи по информации.
Рис. 23. Схема модели управления процессом взаимодействия.

Управление процессом (U1);
Управление взаимодействием (U2);
Управление циклами (U3).
Уровень управления циклами (U3) включает два итеративных процесса:
Управление циклом проектирования (U3p);
Управление циклом исследования (U3i).
Управления циклами Проектирование и Исследование предназначены для выбора действий управления синтезом или анализом и формирования требований к модификации объекта воздействия. Управления синтезом и анализом в свою очередь состоят соответственно из процессов:
Разработка плана модификации объекта воздействия в циклах проектирования (U4ps, U4pa) и исследования (U4is, U4ia);
Управление и реализацией плана модификации объекта воздействия в циклах проектирования(U5ps, U5pa) и исследования (U5is, U5ia);
Реализация плана модификации объекта воздействия в циклах проектирования(U6ps, U6pa) и исследования (U6is, U6ia);

Инициирование процесса устранения ПС производится от уровня U1 к уровню U6, а реализация наоборот от U6 к U1.
Необходимо подчеркнуть, что на каждом из перечисленных шести уровней (этапов) устранения ПС Субъекту необходимо устранить локальную проблемную ситуацию текущего уровня i ПС(Ui). Локальные ПС(Ui), как и глобальная, состоят из указанных выше трёх компонент.
Если соотнести перечисленные уровни со сферами деятельности человека, то с духовной сферой можно ассоциировать U(1)-U(2), с социальной сферой - U(3)-U(6) с материальной сферой – уровень данных, обозначим его U(7). Разработанная в указанной выше работе концептуальная модель системной задачи может быть использована как средство формализации, охватывающее уровни U(3)-U(7).
Ниже приводится Таблица 1. классификации взаимодействий по составу уровней управления, входящих в состав модели управления процессом взаимодействия. В таблице 1. используется обозначения:
наличие уровня, представленного в заглавной строке столбца таблицы, для данного типа взаимодействия помечается цифрой «1» ;
отсутствие уровня, представленного в заглавной строке столбца таблицы, для данного типа взаимодействия помечается цифрой «0».
Уровни управления процессом U1, реализации плана модификации объекта воздействия U6 и данных U7 в циклах составляют основу любого взаимодействия и поэтому всегда входят в их состав.
23. Классификация взаимодействий по уровням детализации (сверху).
Чтобы изложить содержание модели процесса взаимодействия без утраты целостности представления, рассмотрим его по уровням (этапам) увеличения многообразия (детализации).
Исходной точкой увеличения многообразия является единство.
На первом этапе детализации единство представляется в виде уровня управления процессом обучения (на рис. 23. уровень U1), который представляет собой целостное самодостаточное явление, источником которого служит внутреннее побуждение (проблемная ситуация целого), формирующее, активизирующее (инициирующее), наблюдающее и завершающее взаимодействие субъекта и объекта. В колонке Таблицы 1. соответствующие уровням детализации классы взаимодействий помечены знаком «*». Уровню U1 соответствует строка - 0, U2 – 8, U3 –12, U4 – 14, U5 –15.
На втором этапе детализации формируется уровень управления (формирования, активизации, наблюдения и завершения) направлением действия между субъектом и объектом (на рис. 1.23. уровень U2), происходит разделение на внешнее действие (от субъекта на объект) и внутреннее действие (от объекта на субъект). При этом внешнее действие определяется как операция проектирования, а внутреннее – как операция исследования. Результатами детализации на втором этапе являются: иерархия уровней управления процессом и направлением действия; действие исследования; действие проектирования. При этом действия исследования и проектирования представляются в форме целей, сформированных на основе проблемной ситуации текущего (второго) уровня управления и действий по достижению целей. Можно сказать, что на данном этапе происходит осознание субъектом направления, целей и действий по их достижению.
На третьем этапе детализации действия исследования и проектирования представляются в виде управления итеративным циклом, включая формирование локальной цели модификации текущего результата (на рис. 2.рис. 3. уровни U2) , действия синтеза и действия анализа. Под синтезом в данном случае понимается создание новой версии объекта в соответствии с локальной целью, сформулированной в рамках рассматриваемого уровня управления. Под анализом понимается восприятие, обратная связь, построение модели старого результата в составе итеративного цикла. Результаты анализа представляются в форме информации, которая используется для управления циклом. Итеративный цикл это универсальный способ накопления опыта деятельности в ходе её реализации.
На четвёртом этапе увеличения многообразия действия синтеза и анализа представляются в виде комбинаций управления программированием и управления исполнением ( на рис. 2.рис. 3. уровни U4). На рассматриваемом этапе происходит осознание субъектом формальных способов достижения цели (формы поведения) до начала исполнения.
Пятым этапом детализации можно считать формирование в составе действий программы уровней управления процессами, которые строятся по образу и подобию процесса, рассмотренного выше. Эти процессы, пятого уровня детализации (U5), могут содержать от одного до пяти уровней управления. На данном этапе появившиеся на этапах детализации 1-5 формы представления объектов и поведения выступают как основа формирования иерархического многообразия, представляющего целостный процесс. Более того, в общем случае может быть произведена на следующем этапе подобная детализация элементарных действий, входящих в состав рассмотренных выше уровней U1-U5.

34. Классификация подпроцессов (внутренних взаимодействий) по степеням свободы (снизу).
Наименьшей степенью свободы обладает подпроцесс U(6) в составе взаимодействия класса 1 ( Выделяемые в процессе классификации классы в последней колонке Табл. 1 помечены символом
·).
Следующим в направлении увеличения степени свободы является подпроцесс U(5)- U(6) в составе класса 2. Взаимодействие этого уровня ответственно не только за исполнение, но и за управление процессом по заданной программе.
Следующий подпроцесс U(4)- U(6) в составе класса 3 в дополнение возможностям предыдущего уровня отвечает за разработку программы поведения по заданной цели модификации.
Подпроцесс U(3)- U(6) в составе взаимодействия класса 7 отвечает за формирование и достижение цели модификации результата в обеспечение решения задач проектирования /исследования.

Таблица 1. Классификация взаимодействий по составу уровней.


Управление взаимодействием (U2)
Управление циклом
(U3)
Разработка плана
(U4)
Иерархия исполнения
(U5)



0*
0
0
0
0
0
·

1
0
0
0
1
1
·

2
0
0
1
0
2

3
0
0
1
1
3
·

4
0
1
0
0
4

5
0
1
0
1
5

6
0
1
1
0
6

7
0
1
1
1
7
·

8*
1
0
0
0
8

9
1
0
0
1
9

10
1
0
1
0
10

11
1
0
1
1
11

12*
1
1
0
0
12

13
1
1
0
1
13

14*
1
1
1
0
14

15*
1
1
1
1
15
·

Наконец, подпроцесс U(2)- U(6) класса 15 отвечает за оценку результатов взаимодействий U(3)- U(6), определение направления и реализацию целей проектирования /исследования для достижения глобальной цели всего процесса. Подпроцесс данного класса обладает самой большой степенью свободы и ответственности.
Перечисленные выше подпроцессы различной степени свободы могут быть соотнесены с этапами реализации предпосылок.
45. Ниже приводится пример реализации взаимодействия класса 15
в виде дерева (меню проводника Windows 95) (см. строку 15 табл. 1. -1/1/1/1).
Необходимо отметить, что любая не закрашенная папка в составе представленного на рис.3. дерева может на следующем уровне детализации представлять собой взаимодействие любого из приведённых в таблице 1 классов.
56. Итоговое определение модели процесса взаимодействия.
С учётом введённых выше понятий модель процесса взаимодействия (обучения или проектирования/исследования) определяется в работе как итеративная последовательность операций увеличения достоверности (конкретизации) объекта взаимодействия за счёт реализации совокупности прямых/обратных операций: синтеза/анализа; композиции/декомпозиции по координатам: детализации; состава элементов; состава аспектов. Процесс заканчивается с достижением на шаге n* соответствия результата S(n*) требованиям (потребности цикла управления взаимодействием P, т.е. цели, сформулированной на основе внутренней проблемной ситуации на уровне управления направлением действия (см. второй этап детализации, U2). Процесс управления направлением действия завершается после устранения внутренней проблемной ситуации. Это свидетельствует о временном, переходящем назначении многообразия. Процесс управления направлением действия формируется, активизируется, наблюдается и завершается в составе процесса внутреннего уровня управления процессом (U1).
В общем случае процесс содержит и обратные по отношению к операциям конкретизации - операции абстрагирования. Процессу абстрагирования соответствуют такие действия на уровнях управления U2, U3, которые не способствуют устранению проблемной ситуации на уровне U1, т. е. их результаты не согласуются с внутренними требованиями целого. Таким образом, имеют место два противоположных направления процесса:
осознание и удовлетворение требований целого (конкретизация);
осознание и удовлетворение требований частичного, индивидуального (абстрагирование);
Причиной абстрагирования является невежество – отсутствие полных и достоверных (с точки зрения целого) знаний / умений при реализации действий на уровнях U2 - U6.
Каковы же источники невежества? В соответствии с составом компонент ПС можно выделить ошибки трёх типов:
ошибки в представлении о потребности (P);
ошибки в представлении о текущей ситуации (S);
ошибки в реализации оценки соответствия между P и S.
Первопричиной перечисленных выше ошибок , на наш взгляд, является отождествление себя (своего я) с отдельными уровнями модели взаимодействия, а также с отдельными компонентами ПС.
Модель взаимодействия (рис. 2.рис. 3., 4 ) 3) представлена тремя аспектами: данные (информация, объект); средства обработки данных (иерархия уровней управления); единуюая первопричинуа, принцип взаимодействия средств и данных, принцип ПС.
На наш взгляд, отождествление себя с элементом многообразия объектов (данных, результатов) приводит к парадигме (шаблону) мышления, который мы назовём объектным: я – объект.
Отождествление себя с элементами принципов иерархии работы средств (U1-U5) приводит к парадигме (шаблону) мышления, который мы назовём системным : я – средство.


Дерево взаимодействия типа 15 (см. строку 15 табл. 1. -1/1/1/1)


















































На наш взгляд, отождествление себя с элементом многообразия объектов (данных, результатов) приводит к парадигме (шаблону) мышления, который мы назовём объектным: я – объект.
Отождествление себя с элементами принципов иерархии работы средств (U2-U5) приводит к парадигме (шаблону) мышления, который мы назовём технологическим : я – средство.


Отождествление себя с Целостным, источником, первопричиной взаимодействия средств и данных (моделью сознания, принципом ПС) приводит к парадигме (шаблону) мышления, который мы назовём целостным : я – всё (я есть я, мы есть мы).
Если сопоставить перечисленные выше три парадигмы мышления с компонентами ПС, то получим:
парадигму объектного мышления можно соотнести с отождествлением себя со знаниями о потребности (P), которые уже сформированы как данные, информация;
парадигму системного мышления можно соотнести с отождествлением себя с представлением о текущей ситуацией (S), которая выступает в роли средства формирования представления о потребности (P);
парадигму целостного мышления можно соотнести с отождествлением себя со средствами оценки соответствия между P и S, с принципом чувствования, который одновременно является и P и S.
С учётом введённых выше понятий, для устранения нашей ПС, которая является следствием ошибок отождествления себя, необходимо от парадигмы объектного мышления через парадигму системного мышления перейти к парадигме целостного мышления. Таким образом, на наш взгляд, путь устранения ПС проходит от многообразия форм через подобие принципов к тождеству целого. В связи с этим объектная, технологическаясистемная и целостная парадигмы являются этапами устранения ПС.
На наш взгляд, при целостном подходе в процессе обучения представления любых объектов должны содержать триединство аспектов – продуктов рассмотренных выше трёх парадигм мышления.
Примеры тройственных совокупностей аспектов, которые могут служить опорой и ориентиром целостного мышления, приведены в таблице 2.
Таблица 2. Примеры аспектов целостного представления.
Этап объектного
мышления
Этап системного
мышления
Этап целостного
мышления

Восприятие
Действие
Наблюдение

Временное
Вечно меняющееся
Вечное

Ложное
Частично ложное
Истинное

Мир
Человек
Бог

Невежество
Частичное знание
Полное знание

Объект
Средства
Взаимодействие

Объекты
Иерархия
Первопричина

Потребность
Ситуация
Оценка

Прошлое
Будущее
Настоящее

ПС размножается
ПС сохраняется
ПС устраняется

Следствие
Причина
Целое

Сын
Отец
Дух святой

Тело
Ум
Разум

Тьма
Полусвет, полутьма
Свет

Форма
Содержание
Сущность



67. Примеры интерпретации модели процесса взаимодействия.
Полученное в результате детализации представление процесса деятельности в виде многоуровневой системы управления рассматривается в работе как универсальный принцип организации процессов, классификации взаимодействий. Этот универсальный принцип используется для представления процесса обучения в прикладной области компьютерных технологий.
Далее в работе на основе указанных выше представлений (с позиции универсального принципа) процессов личности специалиста, средств автоматизации обучения и средств вычислительной системы предложена трёхслойная схема взаимодействия: Специалист ( Средства обучения ( Вычислительная система.
Назначение уровней U1 – U6 в составе личности специалиста, средств обучения и вычислительной системы приведено в Таблице 3.
Приведённое в Таблице 3 толкование уровней модели взаимодействия применительно к личности, средствам автоматизации обучения и средствам вычислительной системы (ВС) позволяет перейти к осмыслению обобщённых целей и критериев их совершенствования.
Таблица 3. Назначение уровней U1 – U6 в составе специалиста, средств обучения и ВС
Уровни
Личность специалиста
Средства обучения
Средства
вычислительной системы.


U1
Причинное тело. Управление жизненным процессом
Субъект. Управление процессом обучения.
Субъект. Управление жизненным процессом вычислительной системы

U2
Разум. Управление взаимодействием (направлением и целями) субъект / среда
Субъект. Управление взаимодействием средств обучения / объект обучения. Формирование целей обучения / развития средств обучения
Субъект. Управление взаимодействием средств вычисления / объект вычисления. Формирование целей эксплуатации / развития средств вычислительной системы

U3
Ум. Управление циклами (локальным направлением и целями)
Субъект (включая программные средства). Управление циклами исследования / использования (обучения)
Субъект (включая программные средства). Управление циклами проектирования/ эксплуатации

U4
Ум. Планирование поведения
Субъект (включая программные средства). Планирование поведения
Субъект (включая программные средства). Проектирование программ.

U5
Интерфейс (ощущения) субъекта. Управление поведением.
Интерфейс субъекта, программных и технических средств. Управление процессом реализации плана
Интерфейс субъекта, программных и технических средств. Управление вычислительным процессом

U6
Физическое тело. Выполнение действий посредством органов чувств и действий
Субъект и технические средства. Выполнение действий посредством органов чувств и действий субъекта и технических средств.
Субъект и технические средства. Выполнение действий посредством органов чувств и действий субъекта и технических средств.

Поскольку в центре каждой из трёх рассматриваемых систем находится субъект, то очевидно личность является носителем единства их целей. Процесс взаимодействия субъекта с внешней средой определим как процесс обучения. В публикации  отмечается:
“Лишь в том случае, когда образование самым непосредственным образом будет связано с воспитанием таких идеалов, как готовность к самопожертвованию, терпимость, правдивость и любовь, оно действительно принесет пользу молодым людям. Лишенное же этих благородных принципов, образование ничего не даст. Ведь образование отнюдь не определяется количеством информации, почерпнутой из книг. Чтение может обогатить ваши знания о предмете, но книжным знанием вы не разовьете добрых качеств характера. Истинное образование следует понимать как процесс, в ходе которого совершенствуется природа человека и заостряется разум с тем, чтобы вы научились отличать дурное от хорошего. Студенту надлежит приложить максимум усилий, дабы развить и укрепить чувство собственной ответственности. Ему следует также осознать необходимость со вниманием относиться к недостаткам в обществе и к недостаткам человечества в целом.
Для этого каждый, кто учится, непременно должен стать обладателем трех качеств: прилежания, преданности и чувства долга. Лишь обретя эти три свойства, можно принести благо обществу. Однако как раз этих качеств, как правило, больше всего недостает студенту. Его отношение к жизни создает у окружающих впечатление, что единственная его цель - это приобретение ученых степеней и званий. Иными словами, можно сказать, что он стремится к так называемому высшему образованию, забывая об образовании всеобщем. Человек, лишенный обыкновенного здравого смысла, все равно что безграмотный – независимо от того, какие дипломы у него имеются и какого он о себе мнения. Если человек, пренебрегая дисциплиной, заботится о приобретении исключительно английского образования и не изучал вопросов, относящихся к Атме, либо - к познанию самого себя, то единственным результатом такого образования будет рабство.”

Таким образом, в процессе обучения глобальная (общечеловеческая) цель обучения (глобальная ПС) - познание самого себя сочетается с локальной целью (локальной ПС) прикладной области.
В рамках настоящей работы прикладной целью обучения являются компьютер и средства обучения. Что касается цели познания самого себя, то её содержание, на наш взгляд, связано с достижением оптимального с позиции интересов целого управления процессом взаимодействия субъекта и внешней среды.
Традиционными характеристиками процессов являются функциональные зависимости от параметров системы как затрат: времени, материальных и финансовых ресурсов, энергии. При этом минимизация указанных затрат достигается в ходе оптимизации за счёт выбора состава, структуры и стратегии распределения ресурсов системы в процессе достижения стоящих перед ней целей.
В рамках компьютерных технологий основными характеристиками систем являются: функциональные возможности; пропускная способность (быстродействие); затраты на изготовление и эксплуатацию; информационная и аппаратная надёжность. Перечисленный перечень характеристик, при соответствующей интерпретации, можно распространить и на средства обучения в прикладной области.
Вопросы выбора оптимальной стратегии управления процессом обучения личности с целью познание самого себя изучаются духовными науками. В работе  стратегия оптимального самоуправления представлена совокупностью общечеловеческих ценностей: истина (сатья), праведность (дхарма), мир (шанти), любовь (према), ненасилие (ахимса).

78. Общечеловеческие ценности и уровни модели процесса взаимодействия
Сделаем интерпретацию содержания перечисленных выше понятий по уровням управления U1 – U6 модели взаимодействия. При этом необходимо подчеркнуть, что приводимая ниже интерпретация отражает не буквальное значение понятий, а указывает фазу (уровень) на котором эти понятия проявляются в большей, на наш взгляд, степени. Это значит, что в разной степени эти понятия проявляются на всех уровнях управления U1 – U6.
Целью совершенствования стратегии управления личности на уровне ума U3 являются контроль побуждений (ограничение желаний) а также детальное, полное и достоверное знание мира (включающее знание себя), предельное значение этого знания называется истиной.
Целью совершенствования стратегии управления личности на уровне ума U4 является формирование правильного поведения, предельным значением развития личности на этом уровне является праведность.
«Добродетель не есть нечто обманчивое или невозможное; наоборот, это единственный фактор, придающий жизни реальную ценности. Жизнь без добродетели является не настоящей жизнью, а всего лишь проявлением разрушительной пляски злых сил, которые призваны ввергнуть человека в печаль. Добродетель - это путь к истинному счастью. В конечном счете, нет ничего отдельно существующего, называемого добродетелью. Она (добродетель) принадлежит к определенному уровню развития, где двойственность преодолена, где не возникает вопроса о парах противоположностей. Добродетель - это такие качества или образ действия, которые не нарушают единства жизни.»
«Разве Бог распоряжается благими nocтупками? Нет вопроса об отдаче приказов со стороны Бога. Он одарил все человеческие существа - в большей или меньшей степени разумом и рассудком, и Он же наделил человека совестью. Если человек использует все три дара Бога должным образом, то он достигает того, что все его деяния становятся благими. Иными словами, Господь не вмешивается и не отдает никаких специальных команд касательно образа действия того или иного человека. Он позволяет человеку поступать так, как тому заблагорассудится.
Однако добродетель - это истинная природа человека, который является не чем иным, как Образом Божьим. Этот факт естественным образом побуждает человека творить добро и наказывает его угрызениями совести, если он сворачивает с пути праведности. Человек жив не хлебом единым, - он жив духом внутри себя.
Что такое беззаконный закон? Это правила поведения, установленные и навязанные одной только силой и не основанные ни на каких духовных соображениях.»
Целью совершенствования стратегии управления личности на уровне Органов действия {органов управления U5s и исполнения U6s, связанных с фазой реализации} является практическая реализация правильного поведения, предельным значением развития личности на этом уровне является ненасилие.
Целью совершенствования стратегии управления личности на уровне Органов чувств { органов управления U5a и исполнения U6a, связанных с фазой восприятия} является правильное использование органов восприятия. Предельным значением развития личности на этом уровне является мир, естественное (без использования наркотических средств) ощущение покоя, равновесия, блаженства.
«ПОСЕТИТЕЛЬ: Но мне хотелось бы узнать о покое.
САИ: Когда желания одно за другим отсекаются, тогда приходит мир. Когда желания уходят одно за Другим, тогда ум умирает, наступает покои ума. Свами не может дать покоя уму, вы должны достичь его сами. Прежде всего, перестаньте задавать вопросы и спросите себя: кто я? Этомое тело, мой ум, мой интеллект. Но чье это «мое», кто «тот», кто является владельцем того, что «мое». «Мое» означает принадлежность. Это «мое» есть жизнь. Пока жизнь находится в теле, существует связь между «моим» и интеллектом, «моим» телом, «моим» домом, «моим» участком земли. Но в тот момент, когда жизнь покидает тело, нет ничего «моего», нет никакого чувства собственности. Жизнь это Бог. «Кто есть Я»?Ответ: «Я есть Бог». Тело приходит и уходит, но Атман вечен. Тело имеет рождение и смерть, но Дух ничего этого не имеет. Вы достигаете ступени, когда вы говорите: «ЯБог». Но даже на этой стадии существует двойственность: «Бог» и «Я». Это не полная Истина. Когда мы дышим, дыхание издает звук: «Со-хам», «Он есть Я». Здесь всё еще существует телесное сознание«Я». Но в глубоком сне без сновидений мысль «Он есть Я» исчезает, и только «О» и «М» остаются, «ОМ»это только Единый. » 
«Мокшаэто когда эта радость и покой становятся постоянными. Устав от преходящих удовольствий и временного покоя, человек, в конце концов, попытается познать секрет постоянной радости и непреходящего мира, постичь секрет мокши. Если бы только люди знали путь к вечной радости и покою, они бы не бродили в рассеянии по закоулкам чувственных удовольствий. Эта важная наука отсутствует в современных программах обучения. Мужчины и женщины живут долгие годы без знания секрета радостной, спокойной жизни. Образованные в наш век более не удовлетворены, чем необразованные, в то время как в действительности они должны были бы быть более спокойными и в меньшей степени подверженными смятениям ума. Вы должны приступать к решению данной проблемы именно там, где она начинается. Невежество может быть излечено только знанием. Тьма может быть разрушена только светом... никакое количество аргументов, угроз и убеждений не заставит тьму раствориться. Однако достаточно вспышки света, чтобы тьма рассеялась. Подготовьте себя к этой вспышке озарения, ибо свет в вас уже есть. Но поскольку он закрыт разного рода наслоениями, он не может обнаружить себя. Освобождение от тьмы, которое происходит, когда является Свет, называется Мокшей. Каждый должен достичь освобождения. Неважно, стремится он к нему или нет. Это неизбежный конец борьбыцель, к которой следуют все. »
Итак, нами определены цели совершенствования стратегии управления личности на уровнях цикла жизнедеятельности. Осталось определить содержание гармоничной личности, сбалансированности всех уровней цикла жизнедеятельности. Гармония является глобальной целью совершенствования, которая исходит от уровня разума U2 и причинного уровня U1. Эта цель развития является осознанием Целого, освобождение от ограниченности. Предельным значением этого осознания является вселенская любовь.
Любовь - осознание Целого и энергетическая обратная связь с Целым при: формировании цели; разработке плана; реализации плана на практике; восприятии (ощущении) мира.
Итак, в результате последовательного процесса детализации (увеличения многообразия представления с сохранением целостности) сделана попытка описания деятельности в области компьютерных технологий с позиции философии недвойственности, которая утверждает, что источником временного многообразия является всепроникающее, всеохватывающее, вечное и неизменное Целое. Принципы управления личностью, являющиеся содержанием духовной науки, соотнесены с принципами управления в области компьютерных технологий.
В заключении приведём концепцию обучения, изложенную в работе 
«Учителя показывают направление и цель. Студенты строят дорогу и путешествуют в будущее. Мастерство и сила, уровень и достоинства человечества формируются и продвигаются в соответствии с качествами и характером учителей. Характер - это отличительный признак человека. Учителя должны посвящать свои знания и мудрость великой задаче духовного подъёма учеников на более высокие уровни знания и действия. Достоинства, которые они помогают прививать своим ученикам, необходимы также и для духовного подъёма всего общества. Когда достоинства укоренились в сердце, тогда человек сияет во всей его славе. Жизнь без хорошего характера - это алтарь без света, это монета, которая является фальшивой, это бумажный змей с разорванной нитью.
Учителя, которые во время учебного процесса думают о получаемом ими жаловании, и студенты, которые во время учёбы думают о том, какую работу они могут после этого получить, - и те, и другие следуют неправильному пути. Фактически, задача учителя заключается в исполнении своих обязанностей по наставлению и вдохновению студентов таким образом, чтобы они развивали свои скрытые таланты и продвигались в совершенствовании своих навыков. Задача студента состоит в том, чтобы раскрыть божественное в себе и обеспечить себя всеми необходимыми знаниями и навыками для служения обществу.
Человек имеет три подаренные ему инструмента: ум, который позволяет ему мыслить, способность говорить, которая позволяет ему передавать его мысли, и способность к действию, с помощью которой он может осуществлять свои мысли, один или наряду с другими, для себя и для других. Ум конструирует мысли, которые могут быть как полезными, так и вредными. Ум может вести человека к неволе, к всё более глубокому вовлечению в желания и разочарования. Он может вести человека к свободе, непривязанности и отсутствию желаний. Ум - это узел из симпатий и антипатий. Манас (ум) - это место, где находится манана (тот, кто постоянно возвращается к чувственным и ментальным переживаниям).
Ум вовлечён в два типа деятельности: Аалочана, или планирование, и самбхаашана, или диалог. Они направлены в разные стороны. Планирование ставит своей целью решение проблем, которые в данный момент стоят перед умом. Диалог умножает проблемы и путает решения, причиняя беспорядок и вызывая принятие неправильных и губительных способов их решения. Внутренний разговор и противоречивая болтовня продолжается с утра до ночи, пока сон не настигает ум. Это является причиной плохого здоровья и раннего наступления старости. Темы, которые являются основой этой болтовни - это главным образом ошибки и недостатки других и их удачи и неудачи. Этот бесконечный диалог лежит в основе всех бедствий человека. Он покрывает ум непроницаемым мраком. Он очень быстро становится диким и подавляет подлинное значение человечности.
Разговор, который идёт в уме в бодрствующем состоянии, продолжает существовать даже во сне, и крадёт у человека крайне необходимый ему отдых. И общий итог всех этих проявлений, по правде говоря, нулевой. Ни один человек не может называть себя совершенным и свободным до тех пор, пока ему не удалось остановить это зло.
Упанишады заявляют об определённых корректирующих садханах, служащих для избавления от этого препятствия на пути к внутреннему покою. Первая садхана - это Пранаяма, Регулирование Дыхания. Пранаяма не является гимнастикой, так же как она не является каким-то невероятно трудным упражнением. Вдох - это Пурака; выдох - это Речака. Задержка дыхания между ними - это Кумбхака. Ум должен концентрироваться на периоде задержки и на процессах вдоха и выдоха. Когда внимание зафиксировано таким образом, внутренний разговор на другие неуместные темы прекратится, и ментальная (умственная) сила будет приобретена.
Вторая Садхана - это погружение в карму, благотворную деятельность, то есть служение людям, которое помогает избавляться от чувства эго, действия, которые являются добродетельными и благочестивыми. Когда мысли заняты такой деятельностью, то ум отворачивается от разговора, в который он вовлекается.
Далее, такие Садханы, как Шравана (слушание духовных советов)г Манана (размышление на духовные темы), и Нидидхйясана (обнаружение путей и способов подтверждения веры в Дух), также Джапа (повторение имён Бога) и Тапас (отвод ума от чувственных устремлений) были предписаны священными писаниями больше для умолкания этой умственной болтовни, этого внутреннего разговора, т.е. больше как подготовка к достижению Реальности, чем для её Реализации. Потому что только тогда, когда ум очищен и прояснён, он может успешно выполнить такую сложную и глубокую задачу. Только тогда преподанные уроки и пережитый опыт могут быть чистыми и незапятнанными.
Второй инструмент, подаренный человеку для духовного подъёма самого себя - это речь, т.е. использование слов. Речь содержит в себе огромную силу. Когда посредством речи мы сообщаем человеку что-то, что нарушает его спокойствие и равновесие или повергает его в горе, то слова полностью лишают его физической силы и ментального мужества. Он падает на землю, неспособный стоять. С другой стороны, когда посредством речи мы сообщаем кому-то нечто счастливое или неожиданно радостное, он приобретает силу слона. Слова ничего не стоят, но они бесценны. Поэтому они должны использоваться с осторожностью. Они должны употребляться не для бессодержательных сплетен, а только для чистых и плодотворных целей. Древние рекомендовали обет молчания, чтобы очистить речь от пороков. Ум, обращённый внутрь к сокровенному видению Бога, и речь, обращённая к внешнему видению, - и то, и другое содействуют духовной силе и успеху.
Среди трёх инструментов, используемых человеком для размышления, разговора и действия, третий инструмент - это тело с его руками, готовыми выполнить мысль, выраженную словами. То дело, работа, труд, которым заняты руки человека - это источник всех радостей или страданий, которые выпадают человеку. Человек утверждает, что он счастлив, или что он беспокоится и боится, или что у него неприятности. И он считает причиной всех этих состояний кого-то другого, а не самого себя. Такое убеждение основано на заблуждении;
счастье и страдание являются результатом собственных действий. Независимо от того, принимает человек эту истину или отвергает её, он должен испытать все последствия своих действий. Таков закон природы. Человек может не верить в лето или зиму, в огонь или дождь, но он не может убежать от жары и холода. В любом случае их воздействие затронет его. Поэтому наилучшая линия поведения - направить наши действия по правильному пути.
Руки не являются единственной действующей силой, которая вовлечена в человеческую деятельность или карму. Что бы вы ни делали, смотрели или слушали, нужно постоянно следить, что это было чистым. Мысль, слово и дело должны быть свободны от гордости, жадности и ненависти. Слова, произносимые человеком, должны быть свободны от этих недостатков; вещи, которые он стремится слушать, должны быть свободны от этих поверхностно привлекательных качеств; удовольствия, которых он ищет, не должны быть загрязнены злом. Студенты вначале должны усвоить эти ментальные уроки и затем демонстрировать их результат в своей речи. Уроки, преподанные словами, должны быть претворены ими в действия.
Сегодня, однако, образование не преобразовывает ум. Оно ограничивается процессом восприятия на слух. То, что попадает в ухо, может быть непонятно уму; оно может достигать ум в ограниченной туманной форме. Так что образование должно передаваться так, чтобы оно было получено умом понятно и ясно. Чтобы достичь этой цели, оно должно быть передано через головы, языки и руки, которые чисты и не имеют искажающих недостатков. Только тогда получаемые знания могут быть ясными, а мудрость яркой.
Студенты учатся всего несколько лет, но учителя, чтобы соответствовать своей профессии, должны быть заняты изучением всегда, без остановки. Так что учителей можно рассматривать как единственных подлинных студентов. На вопрос “Кто является настоящим студентом?” ответом будет “Учитель”. “Я буду идеальным студентом, которому мои ученики смогут подражать” - это должно быть вдохновляющим девизом учителя. Такой учитель, несомненно, осознаёт свои обязанности. Учитель должен нисходить до уровня студента; если он не делает этого и по-прежнему продолжает преподавать, то судьбу, ожидающую его студентов, трудно себе представить.
Этот процесс называется “Нисхождение" ("Аватар" на санскрите, прим. перев.). Он не означает падение с вершины на землю. Он всего лишь означает принятие уровня того, на кого оказывается благотворное воздействие. Дитя, находящееся на полу, не может прыгнуть в руки матери, когда она призывает его подойти к ней. "Я - большой человек; я не могу позволить себе наклоняться" - если мать будет думать подобным образом, ей не удастся подержать ребёнка в руках. Нагибание не делает человека маленьким. Учитель также не принижает себя, когда он нисходит до уровня ученика/ чтобы учить его. Это только похвальный признак Любви.
В настоящее время многие учителя впали в привычку утверждать следующее: "Хорошо! На сегодня я подготовился к одному уроку по одной теме. Моя обязанность говорить об этом. Я буду делать только это и потом уйду". Смогут ли ученики правильно понять и усвоить этот урок? Каким образом и с помощью какого метода должна быть преподана эта тема? Эти проблемы, по-видимому, не беспокоят их. Кроме того, их поведение должно демонстрировать то, что они сами советуют студентам, и что учителя ожидают от них. Когда уроки преподаются студентам через любовь, то их почитание, направленное к учителю, также будет углубляться. Каждый учитель должен стремиться поощрять всестороннее развитие студента. Он должен расширять своё собственное сердце через Любовь и не тратить впустую годы своей жизни на продвижение своих личных интересов.
Учитель не должен взращивать в себе черты, которые способствуют росту разногласий. Риши и мудрецы древности обращались со своими собственными сыновьями и со своими студентами с равной привязанностью. Сегодня мы потеряли веру в то, что наши учителя имеют такой характер. Когда сын директора учебного заведения отвечает на экзаменационные вопросы в какой-то комнате, то директор не должен быть направлен туда как лицо, следящее за тем, чтобы студенты не списывали, для того чтобы он не мог диктовать правильные ответы своему сыну, и не помогал ему таким образом получить хорошие отметки! Но в учебных заведениях гуру прошлых времён не могло даже возникнуть подозрение, что гуру окажет такое предпочтение или пристрастие. Сегодня коррупция проникла в мысль, слово и дело на всех уровнях. Отсюда такие предосторожности. Учителя должны принять Садхану очищения своих чувств, чтобы они могли заслужить статус и полномочия гуру. Истинный гуру должен вести ученика к достойной и счастливой жизни. И истинный ученик должен отзываться устремлённостью и преклонением.
Учителя ответственны за характер и качество действии и нравов студентов, так как они производят впечатление на молодёжь своей учёностью и лидерством. Поэтому они должны быть свободными от эгоистичных амбиций и политического маневрирования, и иметь духовное просвещение в качестве своего единственного идеала в жизни. Сотрудники учебного заведения должны вести себя между собой как братья. Студенты узнают о различиях и соперничестве между их учителями. Конечно, различия неизбежны, и они могут быть даже полезными. Но они не должны загрязнять взаимные отношения, препятствовать прогрессу учреждения и неблагоприятно затрагивать процессы обучения и изучения. В этих областях учителя должны консультироваться и сотрудничать друг с другом.
Среди студентов мы также не находим этого духа единства цели и братского сотрудничества. Садбхав и Сатсанг стали редкими; взаимная любовь и стремление к хорошей компании ослабли. "Какой правитель (Раджа), такие и подданые (Праджа)" - говорит пословица. Выражение “Какой учитель, такие и ученики" представляется одинаково истинным. Следовательно, учителя должны обладать высоким мышлением и вести самоотречённую жизнь. Человек, который является экспертом в области химии или физики, может не знать столько же о биологии, сколько известно эксперту в этой области. Но каждому нужно, чтобы все они были дружественными и работали как одна команда. Ибо, в какой бы области науки кто-то ни специализировался, он также должен овладеть наукой духа, наукой, которая ведёт к окончательной Истине. В Атомном Исследовательском Центре я сказал о том, что всё имеет скрытую в нём энергию - она есть в листке бумаги, она есть в полоске ткани. Когда скрытая энергия истощается, тогда наступает смерть; когда энергия наполняется, происходит рождение. Сат-Чит-Ананда - это энергия. Мы (Сат) являемся (чит) блаженством (ананда) . Энергия - это всё, и энергия получена от Бога. Это - сама основа человека. В настоящее время мы строим надстройки где угодно, но только не на основании. Основополагающий Божественный Принцип игнорируется. Мы очарованы учениями и предметами, которые обещают наполнить наши животы и сделать нас материально счастливыми и могущественными. Но суровая истина заключается в том, что за всем и в основе всего стоит Божественное. Человек должен знать или высшую Истину о Том Едином, который стоит за всем Становлением, или, по крайней мере, знать практическую Истину Любви и Братства. Эти два момента являются пределами - отправной точкой и целью, о которых образование постоянно должно помнить».

13PAGE 14115


13PAGE 14215



 Нечаев В.В. Концептуальное метамоделирование системных задач: описание и постановка. Искусственный интеллект в технических системах. Сборник научных трудов. Вып. №20, Государственный институт физико-технических проблем. 1999г.

 Сатья Саи говорит.(том ХХV) Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы: Пер. с англ.- Санкт-Петербург, 2000. – 364с. (стр.139-142)

 Сатья Саи Баба. Женский день. Речь от 19.11.98.
 Сатья Саи говорит.(том ХХV) Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы: Пер. с англ.- Санкт-Петербург, 2000. – 364с. (стр.287-295)

 Сатья Саи Баба. Река любви.Стр.69.

 Вхагаван Шри Сатья Саи Баба. Видья вахини (поток просветляющего духовного знания). Перевод с английского В.В. Вернигора, февраль 1999г. 13 LINK http://www 14http://www15. Vinnica . ua /sss (стр. 14)
 Вхагаван Шри Сатья Саи Баба. Видья вахини (поток просветляющего духовного знания). Перевод с английского В.В. Вернигора, февраль 1999г. 13 LINK http://www 14http://www15. Vinnica . ua /sss (стр. 9)

 Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. СУТРА ВАХИНИ (Аналитические афоризмы о Высшей Реальности)/Пер. с англ. В. Вернигоры – СПб., СаиВеда. - 1999. – 80 с.


 Сатья Саи говорит.(том ХХV) Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы: Пер. с англ.- Санкт-Петербург, 2000. – 364с. (стр.137-138)
 Сатья Саи говорит.(том ХХV) Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы: Пер. с англ.- Санкт-Петербург, 2000. – 364с. (стр.145-146)

 Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических много уровневых систем. М.: «Мир»,1973.

 Нечаев В.В. Концептуальное метамоделирование системных задач: описание и постановка. Искусственный интеллект в технических системах. Сборник научных трудов. Вып. №20, Государственный институт физико-технических проблем. 1999г.
 Нечаев В.В. Концептуальное метамоделирование системных задач: описание и постановка. Искусственный интеллект в технических системах. Сборник научных трудов. Вып. №20, Государственный институт физико-технических проблем. 1999г.

 Шри Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване 1973. Курс лекций по индийской культуре и духовности. -Спб.: ВО “Наука”, 1996. - 255 с.

 Шри Сатья Саи Баба. Летние ливни в Бриндаване 1973. Курс лекций по индийской культуре и духовности. -Спб.: ВО “Наука”, 1996. - 255 с.

 Сатья Саи Баба. Река любви.Стр28-29.
 Хислоп Дж.С. Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой, 1994. Стр.37-38.

 Хислоп Дж.С. Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой, 1994. Стр. 7-8.

 Вхагаван Шри Сатья Саи Баба. Видья вахини (поток просветляющего духовного знания). Перевод с английского В.В. Вернигора, февраль 1999г. 13 LINK http://www 14http://www15. Vinnica . ua /sss (стр. 76-82)


Рис. 34. Взаимо-действие типа 15.

Помощь U4

Формирование Плана U4

Помощь U5

Протокол Управления U5

Исполнение Операции 3 U6

Итерации U3 (Исследование)


План U4 (Проект/Итер 2)


Запуск Проблемы «Контроль» U6(Проект/Итер 1/План)

Исполнение Операции 2 U6

Исполнение Операции 1 U6

Цель Управления u5

Анализ Управления U5

-

Формирование Итераций U3



Помощь U3

Помощь U2

ВыборНаправления U2

Помощь U1

Постановка ПроблемыU1

Цель Плана U4

Анализ Плана U4

-

План U4 (Проект/Итер 1)

Цель Итераций U3

Анализ Итераций U3

-

Итерации U3 (Проект)

Цель НаправленияU2

Анализ НаправленияU2

-

Направление U2

Цель Проблемы U1

Анализ Проблемы U1

Проблема «ИБ_ОВП_№1-2» U1

Управление U5(Проект/Итер 1/План)


Цель любого взаимодействия - Обучение.
Цель Обучения - Расширение сознания.
Цель Расширение сознания – Целостное осознание своей сущности.

СубъектСубъект

Результат

Результат

Результат

Результат

Синтез

Анализ


Оценка

Анализ


Синтез

Оценка

Исследование

Проектирование

Оценка

Запуск

Останов

Оценка

Управление
Анализом
(U4ia – U6ia)



Управление
Синтезом
(U4is – U6is)



Управление циклом
Исследование (U3i)




Управление
Анализом
(U4pa – U6pa)



Управление
Синтезом
(U4ps – U6ps)


Управление циклом
Проектирование (U3p)



Управление взаимодействием
(U2)




Управление процессом (U1)





Моя память
(модель)

Мои органы чувств и действий

Я – управление и оценка.


Исследование

Проектирование



Рис.2 1. Схема взаимодействийпроблемной ситуации в системе обучения

Объект

Проектирование

Исследование

Субъект

Объект


Проектирование


Рис. 1. Схема взаимодействий в системе обучения

Цель любого взаимодействия - Обучение.
Цель Обучения - Расширение сознания.
Цель Расширение сознания – Целостное осознание своей сущности.

Исследование




Приложенные файлы

  • doc 43466457
    Размер файла: 255 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий