Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981. Ткаченко Т. Народный танец. 7. Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995. 8. Власенко Г. Танцы народов Поволжья.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ШАБЛЫКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Народно-сценический танец»

Шаблыкино
2014г.
Принято Утверждаю
Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД
Протокол ____ «Шаблыкинская детская
от « » 2014 г. школа искусств»
__________ Т.Н. Алексеева
Составитель: Жукова Ольга Викторовна– преподаватель высшей квалификационной категории в области хореографического искусства
Рецензент: Лебедева Лариса Геннадьевна – зав. Хореографическим отделением «ОДШИ им. Кабалевского», г.Орел

Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Критерии оценок.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Список рекомендуемой учебной литературы.
Пояснительная записка
Характеристикаучебногопредмета,егоместоирольв образовательном процессе
Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца.
Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки. Народно-сценический танец играет большую роль в создании репертуара хореографического отделения. Данная программа определяет основной подход к изучению данного предмета. Педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от возможностей учащихся данного класса и конкретных условий работы.
Срок реализации учебного предмета
На хореографическом отделении школ искусств к изучению предмета «Народно-сценический танец приступают на втором году обучения. Срок освоения программы «Народно-сценический танец» для детей составляет 2 года.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Народно- сценический танец»:
Срок обучения – 3 года

Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
нагрузки,
аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год Полугодия - - 3 4 5 6 Количество недель - - 16 19 16 19 Аудиторные занятия - - 48 57 32 37 174
Самостоятельная работа - - 48 57 32 37 174
Максимальная учебная нагрузка - - 96 114 64 74 348
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:
численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут
5.Цель и задачи учебного предмета
Цель:
развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно- сценических танцев.
Задачи:
обучение основам народного танца,
развитие танцевальной координации;
обучениевыразительномуисполнению;
развитие физической выносливости;
развитие умения танцевать в группе;
развитие сценического артистизма;

- умение передать национальный стиль и манеру народного танца.
6.Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
7.Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор);
наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения)
эмоциональный (подбор образов, создание художественных впечатлений);
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Народно-сценический танец», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок освоения программы:
Распределение по годам
обучения
1 2 Классы 2 3 Продолжительностьучебных
занятий (в неделях) 35 35 Количествочасовнааудиторные
занятия (в неделю) 3 2 Общееколичествочасовна
аудиторные занятия 174 Максимальноеколичествочасов
занятий в неделю (аудиторные) 3 2 Общеемаксимальноеколичество
часов по годам (аудиторные) 105 70 Общеемаксимальноеколичество
часовнавесьпериодобучения 175 Требования по годам обучения
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
изучение учебной терминологии;
ознакомление с элементами и основными комбинациями народно- сценического танца;
ознакомление с рисунком народно-сценического танца особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
ознакомление со средствами создания образа в хореографии.
Экзерсис у станка
Пять позиций ног.
Первый год обучения
Preparation к началу движения.
Переводы ног из позиции в позицию.
Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).
Battements tendus (выведение ноги на носок).
Battements tendus jetés (маленькие броски).
Rond de jambe par terrе (круг ногой по полу), rond на каблук.
Подготовка к маленькому каблучному,маленькое каблучное.
Подготовка к «верёвочке», «верёвочка».
11.Releve lent.
Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов).
Grands battements jetés (большие броски)
Экзерсис на середине:
Русский поклон:
а) на месте без рук и с руками;
б) поклон с продвижением вперед и назад.
Основные движения и положения рук:
ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),
на груди,
обе руки согнуты в локтях и заложены за спину;
положения рук в парах: а) держась за одну руку,
б) за две,
в) под руку,
г) «воротца»,
положения рук в круге:
а) держась за руки,
б) «корзиночка»,
в) «звёздочка»,
движения рук:
а) раскрытия и закрытия рук,
б) движение рук с платком,
г) хлопки в ладоши.
Русские ходы:
простой вперед с каблука, с носка;
назад через полупальцы на всю стопу;
с притопом с продвижением вперед и назад;
тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол,
боковой шаг на всей стопе, на полупальцах.
«Припадание»:
по 1 прямой позиции(вперед,назад,вокруг себя),
по 3 свободной позиции(вперед,назад,в сторону)
«Гармошечка».
6.«Елочка».
а) держась за руки,
б) «корзиночка»,
в) «звёздочка»,
движения рук:
а) раскрытия и закрытия рук,
б) движение рук с платком,
г) хлопки в ладоши.
Русские ходы:
простой вперед с каблука, с носка;
назад через полупальцы на всю стопу;
с притопом с продвижением вперед и назад;
тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол,
боковой шаг на всей стопе, на полупальцах.
«Припадание»:
по 1 прямой позиции(вперед, назад, вокруг себя),
по 3 свободной позиции(вперед, назад, в сторону)
«Гармошечка».
6.«Елочка».
7.Бег.
«Веревочка» простая.
«Ковырялочка» с притопом.
Притопы:
а) одинарные;
б) тройные,двойные;
в) тройные перетопы.
9. Подготовка к дроби: перескоки с ноги на ногу.
10.» Моталочка» в прямом положении.
11.»Ключ» простой.
12. хлопки и хлопушки (одинарные, двойные, скользящие и фиксирущие удары):
а) в ладоши;
б) по бедру;
в) по голенищу сапога.
13. Присядки:
а) подготовка к присядке по прямой и свободной позиции;
б) с выносом ноги на каблук;
в) с выбрасованием ноги на каблук, на воздух вперед и в сторону по1 прямой и открытой позициям;
г) с продвижением в сторону.
14. Вращение:
а) в беге;
б) на подскоках.
На основе пройденных движений составляются этюды малых и больших форм.
Изучаемые танцы:
1.Русские.
2.Белорусские:»Лявониха»; «Веселуха»; «Перепелочка»(по выбору педагога).
3.Украинские:»Гопак»;»Веснянка»;Закарпатский танец.(по выбору педагога).
4.Татарский.
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- основные положения позиций рук и ног в народном танце;
положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов русского, белорусского, украинского и татарского танца, освоение данных элементов на середине, в этюдах;
уметь ориентироваться в пространстве: у станка и на середине зала;
знать движение в различных ракурсах и рисунках;
уметь исполнять движения в характере изученных
танцев;
_- манеру исполнения изученных танцев;
первоначальные навыки при исполнении вращений.
Экзерсис у станка
Второй год обучения
Demi-pliés u grand-pliés(плавное и резкое).
Battements tendus с работой пятки опорной ноги.
Battements tendus jetés с работой пятки опорной ноги.
Рas tortillа (одинарное).
Rond de jambe par terre с dami-plie.
Flic-flac (мазок ногой к себе, от себя).
Battement fondu на 45 (вперед,в сторону).
Большое каблучное.
«Веревочка».
Подготовка к «качалочке»,качалочка».
Développé.
Дробные выстукивания.
Grand battements jetés с опусканием на носок.
Экзерсис на середине зала
Элементы Русского танца. Шаги:
а) бытовой шаг с притопом;
б) «шаркающий» шаг;
в) переменный шаг.
«Молоточки»:
а) по 1-й прямой позиции;
б) по 3-й свободной.
«Веревочка»:
а) двойная;
б) с переступанием;
в) с выносом ноги на каблук.

«Моталочка» по 3-й свободной позиции.

5.»Ковырялочка» с подскоками.

6. Дробные движения:
а) простая дробь;
б)»горох»;
в) двойная дробь.

7.»Ключ» с двойной дробью.
8.Дробная дорожка с продвижением вперед, в повороте.
9.Двойная дробь в комбинациях.
10.»Моталочка» в комбинациях.
11.»Маятник».
12. Простые комбинации хлопушек.
13. Присядки:
а) с «ковырялочкой»;
б) «мячик»;
в) « гусиный шаг».
14. Вращение:
а) « моталочка» в повороте;
б) с поджатыми ногами.
Изучаемые танцы:
1.Русские.
2. Итальянский танец «Тарантелла»
3.Цыганский.
4.Польский танец:»Мазурка», «Краковяк»(по выбору педагога).
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;
ориентироваться в пространстве, на сценической площадке
основные движения русского, итальянского, цыганского и польского танцев;
-передавать манеруисполненияизученных танцев;
технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
выполнять, методически грамотно, экзерсис у станка и на середине зала, в соответствии с программными требованиями;
- передавать национальный характер изученных танцев;
-выполнять экзерсис у станка на основе изученных национальностей, передавать манеру;
- знание учебной терминологии;
грамотно и артистично исполнять этюды,композиции.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Народно-сценический танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
знание постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
умение понимать и исполнять указания преподавателя;
знание самобытности и образности танцев нашей страны и народов мира;
знание методику исполнения упражнений и танцевальных движений народно-сценического танца в соответствии с учебной программой;
владение техникой исполнения программных движений, как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике;
использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества.
Формы и методы контроля, система оценок.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы "Народно-сценический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущийконтроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
2.Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся точно и грамотно выполнил задания;
• 4 (хорошо) – ставится при некоторой неточности в исполнении заданных движений и комбинаций, недочетов в исполнении танцевальных композиций;
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполнена неряшливо, недостаточно грамотно, маловыразительно.
С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
целенаправленность учебного процесса;
систематичность и регулярность занятий;
постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика различных народностей, изучаемая в соответствии с программой.
Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей:
Экзерсис у станка.
Экзерсис на середине класса.
3. Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев других народов.
Преподавание народно-сценического танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники народно-сценического танца, практической работой у станка и на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.
Список рекомендуемой учебной литературы:
Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка.- Орел, Труд, 1999
Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, «Труд», 1999,1 том; 2 том - Орел, 2004
Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец.- М., 1976
Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981
Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967
Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974
7. Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995
8. Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара: СГУ,1992
Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969
Уральская В. Поиски и решения.- М.: Искусство, 1974
11.Хворост И. Белорусские народные танцы.- Минск, 1976
12.Чурко Ю. Белорусский народный танец.- Минск, 1970

Приложенные файлы

  • docx 43391630
    Размер файла: 112 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий