И поскольку самого главного глазами не увидишь, зорко лишь сердце [Сент-Экзюпери 1979], ищущие люди порой находят одну и ту же истину в различных религиозных системах.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН 
религий эта истина прописывается в разных ракурсах, но суть ее 
остается неизменной. Подчас просвещенные люди своего време-
ни, представители различных религиозных систем предпочита-
ют знакомиться с духовными достижениями, которые к моменту 
их рождения уже были накоплены. И поскольку 
самого главного 
глазами не увидишь, зорко лишь сердце
 [Сент-Экзюпери 1979], 
ищущие люди порой находят одну и ту же истину в различных 
религиозных системах. Например, великий русский писатель 
Толстой, будучи в уже преклонном возрасте, проявлял глу-
бокий интерес к Корану.
Сегодня, рассматривая религиозные тенденции, мы можем от-
метить, что ведущие религии современного мира в своем осно-
вании опираются на общую систему ценностей: нравственность, 
благочестие, любовь, сострадание, заботу о семье, уважение 
старшим, духовное развитие.
Традиционно, христианство считается религией любви, ис-
— религией справедливости [Иким 2001], буддизм — рели-
гией мудрости. 
Следует отметить, что в свете взгляда такого направления ис-
лама, как суфизм, — Любовь к Всевышнему через Любовь к лю-
дям является основой духовного пути.
Сама семантика названия данного религиозного течения 
раскрывает ответ на данный вопрос. Абу-аль-Фатх аль-Биста
ми так высказывался об этом: 
Суфизм. Относительно этого 
названия люди высказывают разные мнения. Одни говорят, 
что оно происходит от слова «шерсть» («суф
). Я же назы
ваю суфием только того, кто чист (
саф
[Энциклопедия 
суфизма 2005: 13].
Изучая наследие великого суфия кадирийского тариката свя-
того шейха Кунта-Хаджи Кишиева (род. 1800
г.), являющегося 
представлениях суфийского братства одним из 360
святых, бла-
годаря которым существует мир, мы также можем обнаружить 
много проповедей о Любви, основанных на прочном фундаменте 
основных религиозных ценностей: 
Хотите любить Всевышнего 
Аллаха — любите справедливость. Желайте своему брату того 
же, что желаете себе, — 
говорил шейх [Акаев 1994].
В иудаизме, в Пятикнижии, мы находим подобную мысль: 
«Возлюби ближнего своего как самого себя» [Левит 19: 18].
В Евангелии от Матфея эти слова произносит Иисус Христос 
(в исламе — пророк Иса) [Евангелие от Матфея 19: 18–20].
Эту же идею мы обнаруживаем и в буддизме, в 159 стихе 
главы Дхаммапады [Памятники литературы народов Востока 
1960: глава о своем Я].
Изучая проповеди святого шейха Кунта-Хаджи, мы можем 
обнаружить в них множество призывов к истинной Любви: 
должны показать истинное предназначение человека на земле, 
<…> любите мир, созданный Великим Творцом, и всемерно бе-
регите, украшайте его, <…> любите друг друга, <…> только 
любя веру в душах каждого из нас, вы любите веру подлинно, 
а не мифически. Никто и ничто: ни холодное звездное небо, ни 
животные, не наделенные разумом, не способны воспринять и 
осмыслить святое чувство веры, кроме людей, таких, как и вы. 
Ищите Всевышнего в себе.
Не оставляйте никого из братьев своих в голоде, холоде, ни-
щете и в униженном состоянии.
Злого победи добротой и любовью. Жадного победи щедрос-
тью. Вероломного победи искренностью. Неверного победи ве-
рой. Будь милосердным, скромным, готовым жертвовать собой. 
Ты в ответе за многих, если дух твой укреплен исламом, а вся 
твоя жизнь — это путь ко Всевышнему.
Так проповедовал великий шейх Кунта-Хаджи [Акаев 1994]. 
Формирование мотивации бескорыстной помощи другим являет-
ся одной из основных идей в его учении.
Созвучную идею мы находим в книге Тэнзина Гьяцо (Далай-
ламы XIV) «Этика для нового тысячелетия» [Новости буддизма 
Единственное богатство, которым нужно дорожить, — это 
души людей, избравших верную, угодную Всевышнему, дорогу,
 — 
говорил святой шейх Кунта-Хаджи [Акаев 1994].
Отметим, что суфийское понимание Любви заключается в вос-
«Любви во имя Аллаха как священной связи»
 [Энцикло-
педия суфизма 2005: 260]. Пророк Мухаммад (С.А.С.) однажды 
сказал: 
Среди людей есть такие, кто является ключом к помина-
нию Аллаха, если ты взглянешь на них, то вспомнишь об Аллахе. 
Лучший лик  тот, который напоминает тебе Аллаха
 [Там же: 
Любовь подразумевает раскрытие сердца. Максимально сер-
дце раскрывается к любимому человеку, и тогда мирская любовь 
воплощается в Любовь к Всевышнему. Соединение двух душ 
одну рождает их слияние в Боге. В Ветхом Завете это обозна-
чается фразой: 
«И будут двое одна плоть»
 [Бытие 2: 24]. На аб-
солютном уровне это единение есть Любовь создания к своему 
Творцу. А остальное — лишь форма ее проявления. Независимо 
от того, форму какого сосуда приобретает вода, ее суть остается 
неизменной.
В Коране сказано: 
Если ты, о человек, потратишь, чтобы 
приобрести это чувство, абсолютно все богатства, которые 
есть на этой земле, ты не сможешь скрепить узами любви сер-
дца даже верующих, однако же это Всевышний скрепляет лишь 
сердцами чувства, Он могущественен и безгранично мудр. И из 
его знамений то, что заложил он в вас, лишь мужчины и жен-
щины, любовь и милосердие друг к другу. Поистине во всем этом 
знамения для размышляющих
 [Коран 8: 63].
Известная суфийская легенда про любовь Лэйлы и Маджну
на в основе своей имеет конкретную символику. Лэйла симво
лизирует возвышение Маджнуна до его Любви к Всевышнему 
Аллаху [Мавляна 2007: 68], переход с относительного уровня 
на абсолютный. Лэйла превращается в божественную Любовь 
и ее личность растворяется в величии Господа. В этом момен
те суфийский уровень тариката сменяется уровнем хагиката — 
слияния с
Всевышним [Мавляна 2007: 79]. В восприятии Мадж
нуном Лэйлы его любимая как зеркало отражает Нур (Свет) 
его собственной души. 
На красоту Лейлы следует смотреть 
сквозь призму души Маджнуна,
 — утверждал суфийский шейх 
Сади [Мавляна 2007: 80].
Другой, не менее значимый суфий, Юнус Эмре, желая пос-
тичь ту глубину Любви, которую испытывал Маджнун к Лэйле, 
говорил: 
Я и Лэйла, и Маджнун, я Любовь Милосердного Бога. 
Маджнуном желал бы стать, чтобы Лэйлы лик увидеть
 [Мав-
Шейх Кунта-Хаджи Кишиев в своих проповедях так говорил 
об этом переходе: 
Помните всегда, всюду, где бы ни были и что 
бы ни делали, об Аллахе. Все делайте во имя Аллаха и ради Аллаха. 
В этом главное предназначение человека. Смело и упорно идите 
дорогой тариката, и она непременно приведет вас к хагигату — 
осознанному слиянию со Всевышним
. Немногие избранные, пос-
тигшие этот высокий уровень в суфийском исламе, называются 
арифами (познавшими) или мухаккиками (достигшими истины) 
[Энциклопедия суфизма 2005: 337]. Ибн аль-Араби и Сейид Аб-
дуль Кадир Гилани указывают, что
за уровнем хагиката следует 
уровень марифата, представляющий собой полное растворение 
во Всевышнем.
Библиография
Акаев В.Х
. Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение. Грозный, 1994. Элек-
тронный ресурс. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v Z-
Ph_1rEBnE. Дата обращения: 14.01.12
г.
Мавляна Джалалятдин Руми
. Кувшин воды: Пер. с турецкого. М., 
Иким. Митрополит Ташкенсткий и Среднеазиатский Владимир
друзей искать на Востоке. М., 2001.
Новости буддизма. Сайт Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй. 
Электронный ресурс. Режим доступа: http://dazan.spb.ru/main/508/. Дата 
г.
Памятники литературы народов Востока. Bibliotheca Buddhica XXXI. 
«Дхаммапада»   Дхаммапада / Перевод с пали, введение и комментарии 
Топорова. М., 1960.
Сент-Экзюпери А. де
. Маленький принц. М., 1979.
Энциклопедия суфизма. Юсуф Хаттар Мухаммад. М., 2005.

Приложенные файлы

  • pdf 33084266
    Размер файла: 296 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий