80 С.А.Есенин «Пугачёв» Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.Поэма на Устные сообщения. (отрывки). историческую тему.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В 8 КЛАССЕ Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенн ый жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных пре даний. Теория литературы . Народная песня, частушка (развитие представлений). ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопо жертвования. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий ‬ главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои ‬ крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемяки н суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Тео рия литературы . Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя ». Критика «общественного договора» Ж. - Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз ». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теор ия литературы . Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев . Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. « Смерть Ермака ». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич ‬ главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева ‬ основа песни о Ермаке. 3 Теория литературы . Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин . Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. « Туча» . Разноплановость содержания стихотворения ‬ зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье …»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. « 19 октября ». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева » (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восста ния. Бунт «бессмысленный и бе спощадный» (А.Пушкин). Роман « Капитанская дочка ». Гринев ‬ жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова ‬ нравственная красота героини. Швабрин ‬ антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы . Историзм художественной литературы (начальные предст авления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). « Пиковая дама ». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названи я повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов - персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно - композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Михаил Юрьевич Лермонтов . Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. « Мцыри» . Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически - условный историзм поэмы. Те ория литературы . Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь . Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественно м произведении. «Ревизор ». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновнич ества. Цель автора ‬ высмеять «все дурное в России» (Н. В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, св оеобразие действия пьесы «от начала до конца 4 вытекает из характеров» (В.И.Немирович - Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие пре дставлений). « Шинель ». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адск ого холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин . Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. « История одного город а » (отрывок). Художественно - политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя - гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литератур ы . Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков . Краткий рассказ о писателе. « Старый гений ». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы . Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой . Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в об ществе. « После бала ». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа . Тео рия литературы . Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Антон Павлович Чехов . Краткий рассказ о писателе. « О любви » (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы . Психологизм художественной литературы (развитие представлений). ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Иван Алексеевич Бунин . Краткий рассказ о писателе. « Кавказ ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных с итуациях. Мастерство Бунина - рассказчика. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн . Краткий рассказ о писателе. « Куст сирени ». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Те ория литературы . Сюжет и фабула. 5 Александр Александрович Блок . Краткий рассказ о поэте. «Россия ». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин . Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. « Пугачев ». Поэм а на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы . Дра матическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев . Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем ». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально - биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Журнал « Сатирикон ». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко . « Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествован ие о прошлом, характеризующее отношение к современности. М.Зощенко . « История болезни »; Тэффи . «Жизнь и воротник ». Для самостоятельного чтения. Михаил Андреевич Осоргин . Краткий рассказ о писателе. «Пенсне ». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и и х психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский . Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин ». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечеств енной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина ‬ сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями - фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы . Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Андрей Платоно вич Платонов . Краткий рассказ о жизни писателя. « Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно - воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и пережи ваний каждого солдата. 6 Виктор Петрович Астафьев . Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы . Герой - повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Уильям Шекспир . Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта ». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта ‬ символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория лите ратуры . Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты ‬ «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». В строгой форме сонетов ‬ живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюже ты Шекспира ‬ «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Теория литературы . Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер . Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве » (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век ‬ эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер ‬ великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные исток и смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы . Классицизм. Сатира (развитие понятий). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Устное народное творчество Ученик научится:  осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст (песня и предание) ;  различать фольклорные и литературные песни;  выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; 7  учитывая жанрово - родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоя тельного чтения;  выявлять в песнях и преданиях характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность произведения ; Ученик получит возможность научиться:  сравнивая песни , принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);  выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;  устана вливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литер атура. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX ‭ XX вв. Литература народов России. Зару бежная литература Ученик научится:  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;  воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;  о пределять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать про изведения для самостоятельного чтения;  выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;  определять актуальность произведений для читателей разных поколений и всту пать в диалог с другими читателями;  анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;  создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах ;  работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. Ученик получит возможность научиться:  выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово - родовой природе художественного текста;  дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;  сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; 8  сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под ру ководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;  участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;  определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;  работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);  выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;  владеть различными видами пересказа;  Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности: - для создания связного текста; - для определения своего самостоятельного круга чтения; - для нахождения нужной информации по конкретному произведению в справочной литературе, периодике, в Интернете. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Ра зде л № урока в теч. года Дата Тема урока Содержание урока Основные виды учебной деятельности Раздел 1 . Введение (2) 1 Литература и история. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Беседа, устное рассуждение 2 Срезовая работа за курс 7 класса Контроль знаний Раздел 2 . Устное народное творчество (3) 3 Русские народные песни. Частушки В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль Выразительное чтение, чтение наизусть, беседа, 9 по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Теория литературы . Народная песня, частушка (развитие представлений). работа с т екстом 4 Жанр предания.«О Пугачёве». Предание как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. Пересказ подробный, определение авторской позиции 5 «О покорении Сибири Ермаком». Раздел 3. Древнерусская литература (3) 6 Особенности жанра жития. Теория литературы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Составление опорной схемы, устные сообщения 7 «Повесть о житии Александра Невского». Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Характеристика персонажа, сопоставление исторической личности и художественного образа 8 «Повесть о Шемякином суде». «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий ‬ главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои ‬ крестьянские и купеческие сын овья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (нача льные представления). Краткий пересказ, характеристика персонажа, дискуссия Раздел 4. Зарубежная литература (9) 9 У.Шекспир. Слово о писателе. Краткий рассказ о писателе. Эпоха Возрождения Устное сообщение, составление 10 опорных записей 10 Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта ‬ символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Монолог, диалог, ремарка Краткий, выборочный пересказ, выразительное чтение 11 Трагедия «Ромео и Джульетта». Характеристика персонажей, анализ эпизодов драматического произведения 12 Жанр сонета. Сонеты ‬ «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».В строгой форме сонетов ‬ живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира ‬ «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Теория литературы . Сонет как форма лирической поэзии. Выразительное чтение наизусть, анализ лирического произведения 13 Классицизм. Ж. - Б. Мольер. XVII век ‬ эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер ‬ великий комедиограф эпохи классицизма. Теория литературы . Классицизм. Сатира (развитие понятий). Правило трех единств Составление опорных записей, устные сообщения 14 Ж. - Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Авторская позиция в комедии . Приемы комического. Монолог. Резонер Выразительное чтение по ролям, характеристика действующих лиц 15 Ж. - Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». 16 Анализ эпи зода драматического произведения. План анализа эпизода. Понятие эпизода. Анализ эпизода драматического произведения 17 Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Свифт как представитель эпохи Просвещения. Содержание романа «Путешествие Гулливера». Социально - политическая направленность произведения Выборочный пересказ, беседа 11 Разде л 5. Русская литература 18 века ( 10 ) 18 И.А. Крылов - основоположник басен. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. Составление вопросов для викторины 19 Сатирическое звучание басен «Обоз», «Лягушки…». «Лягушки, просящие царя ». Критика «общественного договора» Ж. - Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз ». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы . Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Выразительное чтение наизусть, анализ басен 20 Русский классицизм. Д.И. Фонвизин. Слово о писателе.Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы . Особенности русского классицизма Составление опорных записей, устные сообщения 21 Д.И.Фонвизин «Недоросль». Система действующих лиц в комедии. Семья Простаковых, Скотинин как отрицательные персонажи Характеристика персонажей, выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, сравнительная характеристика, инсценировка 22 Д.И.Фонвизин «Недоросль». Софья, Милон и Правдин. Система действующих лиц в комедии. Софья, Милон и Правдин как положительные персонажи. «Говорящие» имена и фамилии 23 Д.И.Фонвизин «Недоросль». Правила жизни Стародума. Стародум как резонер. Воплощение идеала классицизма в правилах его жизни. 24 Д.И.Фонвизин «Недоросль». Анализ 4 действия. Проявление авторской позиции в финале комедии. Судьбы главных и второстепенных действующих лиц как ее отражение Выборочный пересказ, беседа 25 Проблема воспитания в комедии «Недоросль». Проблема воспитания как основная в творчестве Фонвизина. Особенности воспитания дворянства. Взгляд современного человека на правила воспитания 18 века Анализ драматического произв едения 26 Подготовка к написанию сочинения. Тематика, проблематика, идейное содержание комедии. Система действующих лиц. Правила построения связного Выбор темы, составление плана 12 текста на тему. Написание сочинения по одной из предложенных тем сочинения 27 Сочинение по комедии «Недоросль». Написание сочинения Раздел 6. Л итература 19 века ( 46 ) 28 А.С.Пушкин ‬ историк. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачева » (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. Устные сообщения , анализ фрагментов исторического исследования 29 А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринёва. Ф ормирование характера главного героя («Береги честь смолоду»). Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Характеристика персонажа, работа с текстом 30 А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Семья Мироновых. Мироновы как воплощение патриархальной семьи, крепкой своими нравственными устоями. Характеристика персонажей, выборочный пересказ 31 А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Русский бунт. Образ Пугачёва. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. История пугачевского восстания в художественно м произведении и историческом труде писателя и историка. Характеристика персонажей, выборочный пересказ . Анализ эпизодов 32 А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин. Швабрин ‬ антигерой. Сравнительная характеристика 33 А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Маши Мироновой. Маша Миронова ‬ нравственная красота героини. Смысл названия романа Характеристика персонажа 34 Идейно - Теория литературы . Историзм художественной литературы Беседа 13 художественное своеобразие романа . А.С.Пушкина «Капитанская дочка». (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». 35 Анализ стихотворения «Туча»А.С. Пушкина. « Туча» . Разноплановость содержания стихотворения ‬ зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье …»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. « 19 октября ». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Анализ лирического произведения, выразительное чтение, чтение наизусть 36 Анализ стихотворения «К***» А.С. Пушкина. 37 Анализ стихотворения «19 октября» А.С. Пушкина 38 А.С. Пушкин «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов - персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно - композиционная функция фантастики. Мотив ка рт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Устные сообщения, беседа 39 А.С. Пушкин «Пиковая дама». Образ Германна. Характеристика персонажа 40 Романтизм как направление в литературе. Понятие романтизма. Романтическое двоемирие. Романтический герой. Составление опорной схемы. Устные ответы 41 Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.« Смерть Ермака ». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич ‬ главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева ‬ основа песни о Ермаке. Теория литературы . Дума (начальное представление). Сообщение о биографии, анализ текста 42 М.Ю.Лермонтов . Жизнь и судьба. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Устные сообщения 14 43 Тема, идея, сюжет и композиция «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Теория литературы . Поэма (развитие представлений). Устные сообщения, беседа 44 М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Образ Мцыри в поэме. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Характеристика персонажа 45 «Мцыри» как романтическое произведение. Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически - условный историзм поэмы. Выразительное чтение наиз усть, анализ текста 46 Тест по поэме «Мцыри». Выполнение тестовой работы 47 В. Скотт «Айвенго». Своеобразие творчества В. Скотта, тематика его произведений. Сюжет романа «Айвенго», основные персонажи. Отражение эпохи. Историзм романа. Черты романтизма в романе. Выборочный пересказ, беседа, устные сообщения 48 Черты романтизма в романе «Айвенго» 49 Н.В. Гоголь - драматург. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. Теория литературы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Устные сообщения 50 Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» « Ревизор » - к омедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Эпиграф Выразительное чтение по ролям, анализ афиши 51 Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Образ Хлестакова . Хлестаков как представитель мелкого чиновничества. Приемы комического. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Характеристика персонажа, выразительное чтение по ролям 52 Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Чиновники на приёме у р евизор а. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора ‬ высмеять «все дурное в России» (Н. В.Гоголь). Речевая характеристика персонажей 53 Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Что такое Хлестаковщина как общественное явление. «Двойники» Хлестакова Беседа 15 «хлестаковщина»? 54 Анализ эпизодов драматического произведения Роль эпизодов в раскрытии авторского замысла Анализ эпизода 55 Особенности композиции комедии «Ревизор» . Финал. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович - Данченко). Выразительное чтение, анализ эпизода 56 Контрольное сочинение по комедии «Ревизор» Написание сочинения по драматическому тексту Написание сочинения 57 Контрольное сочинение по комедии «Ревизор» 58 Н.В.Гоголь «Шинель». Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Место повести в творчестве Гоголя Анализ текста, изобразительно - выразительных средств 59 Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Характеристика персонажа 60 Н.В.Гоголь «Шинель». Роль фантастики в художественном произведении. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Анализ текста, композиции 61 Н.С.Лесков. «Старый гений». Краткий рассказ о писателе. Нравственные проблемы рассказа . Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как сред ство создания образа в рассказе. Теория литературы . Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Анализ прозаического текста, беседа 62 М.Е. Салтыков - Щедрин «История одного города». Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.Художественно - политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя - гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Устные сообщения 63 М.Е. Салтыков - Щедрин «История одного города». Анализ эпизодов, изобразительно - выразительных 16 Теория лит ературы . Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). с редств 64 Л.Н.Толстой. История создания рассказа «После бала». Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Устные сообщения 65 Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Теория литературы . Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Анализ эпизодов, языковых средств со здания контраста 66 Социально - нравственные проблемы рассказа «После бала». Идея разделенности двух Росс ий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Анализ идеологического содержания рассказа 67 А.П.Чехов. Рассказ «О любви». Краткий рассказ о писателе.История о любви и упущенном счастье. Теория литературы . Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Устные сообщения, работа с текстом 68 Авторская позиция в рассказе «О любви». Анализ текста 69 А.С. Пушкин «Цветы последние милей…» Анализ лирического произведения авторов 19 века. Образ природы в произведениях. Изобразительно - выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение). Особенности синтаксиса лирического произведения. Стихотворная форма (рифма, ритм) . Образ лирического героя. Автор и лирический герой. Выразительное чтение, чтение наизусть, анализ лирического произведения 70 М.Ю. Лермонтов «Осень». 71 Ф.И. Тютчев «Осенний вечер». 72 А.А. Фет «Первый ландыш». 73 А.Н. Майков «Поле зыблется цветами». Раздел 7. Литература 20 века ( 25 ) 74 И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ» Краткий рассказ о писателе.Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина - рассказчика. Психологизм прозы писателя. Устные сообщения, анализ рассказа 75 И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ» Анализ рассказа, тест 17 76 А.И.Куприн «Куст сирени». Краткий рассказ о писателе.Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы . Сюжет и фабула. Анализ рассказа, краткий пересказ 77 М.Горький «Челкаш» Сюжет рассказа «Челкаш». Неоромантизм (начальное представление) Краткий пересказ, характеристика персонажа 78 А.А.Блок «На поле Куликовом». Краткий рассказ о поэте. Место цикла «На поле Куликовом» в творчестве А. Блока. Образ России в его творчестве. «Россия ». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Работа с текстом учебника. 79 А.А.Блок «Россия». Анализ произведения, выразительное чтение наизусть 80 С.А.Есенин «Пугачёв» (отрывки). Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы . Драматическая поэма (начальные представления). Устные сообщения. Беседа. Характеристика персонажа 81 М.А.Осоргин «Пенсне». Краткий рассказ о писателе.Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. Анализ художественных средств рассказа 82 Журнал «Сатирикон». Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. « Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современнос ти. Пересказ, анализ средств комического 83 Журнал «Сатирикон». 84 Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Краткая биография Тэффи. Приемы и способы создания сатирического повествования. Выборочный пересказ, анализ 85 Рассказ М.Зощенко Краткая биография М. Зощенко . Приемы и способы создания Анализ рассказа, 18 «История болезни». сатирического повествования. беседа 86 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Краткий рассказ о писателе.Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями - фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы . Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Устные сообщения, выразительное чтение, беседа 87 Героическое и смешное в образе Тёркина. Новаторский характер Василия Теркина ‬ сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Связь фольклора и литературы. Характеристика персонажа, чтение наизусть 88 А.П.Платонов «Возвращение». Краткий рассказ о жизни писателя.Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Беседа, выборочный пересказ 89 Стихи и песни о ВОв в произв. М.Исаковского, Б. Окуджавы Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов . «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно - воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Выра зительное чтение, беседа, чтение наизусть 90 Стихи и пе сни о ВОв в произв. Л. Ошанина, А. Фатьянова 91 В.П.Астафьев«Фотогра фия, на которой меня нет». Краткий рассказ о писателе.Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы . Герой - повествователь (развитие представлений). Устные сообщения, анализ рассказа 19 92 И. Анненский «Снег». Анализ лир ического произведения авторов 20 века. Образ природы в произведениях. Изобразительно - выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение). Особенности синтаксиса лирического произведения. Стихотворная форма (рифма, ритм). Образ лирического героя. Автор и лиричес кий герой. Особенности лирики Н. Заболоцкого и Н. Рубцова Выразительное чтение, чтение наизусть, анализ лирического произведения 93 Д. Мережковс кий «Родное», «Не надо звуков». 94 Стихотворения Н.Заболоцкого. 95 Стихотворения Н. Рубцова. 96 Литература русского зарубежья. О собенности исторического развития России в начале 20 века, как эти события влияли на судьбы поэтов и писателей. 97 Н. Оцуп «Мне трудно без России…». Отражение личного опыта в лирических произведениях поэтов, эмигрировавших после Октябрьской революции. Патриотическое звучание лирики. Трагедия народа Выразительное чтение. Анализ стихотворения. 98 З. Гиппиус «Знайте!», Дон Аминадо «Бабье лето». Раздел 8. Повторение (4) 99 Повторение изученного в 8 классе. О сновные понятия, изученные в 8 классе . А втор ы и их произведения, особенности литературного процесса. Повторить изобразительно - выразительные средства. Викторина 100 Итоговая контрольная работа за 8 класс. 101 Анализ контрольной работы. Отработка пробелов в знаниях и умениях, отрабатываемых в 8 классе Анализ выполненной работы, планирование 102 Отражение истории в литературе Анализ статьи «Литература и история». Список литературы на лето. Знакомство со списком рекомендованных произведений для летнего чтения

Приложенные файлы

  • pdf 32547762
    Размер файла: 650 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий