Составление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Екатерина II и Степан Разин Б) Емельян Пугачев и Екатерина II Г) Николай I и Емельян Пугачев В 1 На воротах какого

Муниципальное образовательное учреждении
Степная средняя общеобразовательная школа № 14
Целинского района Ростовской области






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

68 часов (2 часа в неделю)










Велитарская Г.Н.,
преподаватель русского языка и литературы

Раздел I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2011 г.) и учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2010г.).
Литература как искусство словесного образа особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
Раздел II

Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
В рабочей программе представлены следующие разделы: 1. Устное народное творчество. 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII в. 4. Русская литература XIX в. 5. Русская литература XX в. 6. Литература народов России. 7.  Зарубежная литература. 8. Обзоры. 9. Сведения по теории и истории литературы. В разделах 18 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
Раздел III
Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

Учебный образовательный план МБОУ Степная СОШ №14 предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в в 8 классе 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Раздел IV
Содержание курса литературы в 8 классе
Основное содержание.
Введение.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Знать:
-образную природу словесного искусства.
Уметь:
-составлять тезисы и план прочитанного;
-владеть различными видами пересказа.
Устное народное творчество.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная», «Вдоль по улице метелица метёт», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематических частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание(развитие представлений).
Знать:
-своеобразие исторической и лирической песен.
Уметь:
-воспринимать и анализировать поэтику народных песен.
Из древнерусской литературы.
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
Знать:
-особенности житийного жанра в литературе и идейность изучаемого произведения.
Уметь:
-определять художественные особенности «Жития» (канонические черты);
-воспринимать и анализировать художественные черты.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Знать:
-основные черты демократической литературы.
Уметь:
-анализировать идейное содержание и художественное своеобразие повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Знать:
-содержание комедии;
-тему, идею, проблематику пьесы.
Уметь:
-давать характеристику героев;
-уметь выразительно читать драматическое произведение;
-формулировать авторское отношение к героям.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Знать:
-о басне как жанре.
Уметь:
-анализировать басню как эпическое произведение, выразительно читать и инсценировать, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа песни о Ермаке.
Знать:
-о думе как жанре, исторической основе произведения.
Уметь:
-выразительно читать, анализировать поэтический текст, пользоваться справочной литературой.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье»). Обогащение любовной лирики мотивами побуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«Истрия Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в романе «Капитанская дочка» и «История Пугачёва».
Знать:
-содержание изучаемых глав в тексте;
-систему художественных образов повести;
-содержание и проблематику изученного произведения.
Уметь:
-владеть различными видами пересказа;
-участвовать в диалоге по вопросам;
-давать характеристику героям;
-характеризовать особенности сюжета, композиции;
-выявлять авторскую позицию и своё отношение к прочитанному;
-выделять смысловые части художественного текста;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать своё отношение к прочитанному.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления.
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней». Композиция повести: система предсказаний, намёков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов – персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно- композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Знать:
-содержание повести.
Уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-определять род и жанр литературного произведения;
-формулировать тему, идею, проблематику произведения;
-давать характеристику героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Знать:
-основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова;
-содержание изучаемого произведения;
-оценку образа Мцыри В.Г.Белинским;
-отрывок наизусть.
Уметь:
-анализировать поэтический текст;
-характеризовать особенности сюжета, композицию;
-выразительно читать поэму;
-делать выводы в результате анализа текста, фрагмента.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений) Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович – Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Знать:
-особенности драматического произведения;
-особенности литературного жанра;
-определение понятия «комедия»;
-основы сценического поведения;
-содержание комедии;
-определение понятия «хлестаковщина»;
-позицию автора по отношению к каждому из героев.
Уметь:
-владеть различными видами пересказа;
-участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
-выразительно читать фрагменты комедии;
-выражать своё отношение к прочитанному;
-обобщать изученное по характерам героев;
-выражать своё отношение к прочитанному;
-сопоставлять эпизоды и сцены комедии;
-сравнивать героев;
-строить устные и письменные высказывания.
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок) Художественно – политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя – гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Знать:
-особенности сатирических произведений.
Уметь:
-творчески читать произведение;
-выявлять языковые средства художественной образности.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Знать:
-содержание произведения.
Уметь:
-анализировать текст, выявляя авторский замысел, мотивы поступков героев и сущность конфликта.
Теория литературы. Рассказ (развитее представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героев. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Знать:
-основные факты жизни и творческого пути Л.Н.Толстого;
-содержание рассказа;
-приём «контраста»;
-приёмы анализа текста.
Уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного;
-формулировать тему, идею, проблематику произведения;
-сопоставлять эпизоды рассказа;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать своё отношение к прочитанному.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений) Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы.
А.С.Пушкин. «Цветы последние милей», М.Ю.Лермонтов. «Осень»; Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер»; А.А.Фет. «Первый ландыш»; А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами».
Знать:
-содержание стихотворений.
Уметь:
-выразительно читать стихотворение;
-видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения;
-строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Знать:
-основные факты жизненного и творческого пути А.П.Чехова;
-содержание рассказа.
Уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части рассказа, составлять план;
-формулировать тему, идею, проблему произведения.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Знать:
-основные факты жизненного и творческого пути И.А.Бунина;
-содержание рассказа.
Уметь:
-анализировать художественный текст;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Знать:
-основные факты жизни и творческого пути А.И.Куприна;
-содержание рассказа.
Уметь:
-анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части рассказа;
-формулировать тему, идею, проблему произведения;
-выражать своё отношение к героям рассказа.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Знать:
-основные этапы жизни и творчества поэта.
Уметь:
-определять род и жанр литературного произведения;
-формулировать тему, идею, проблематику произведения;
-выразительно читать произведения.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв» Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Составление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Знать:
-содержание произведения;
-факты из биографии С.А.Есенина.
Уметь:
-выразительно читать произведение;
-анализировать художественный текст;
Формулировать тему, идею, проблематику произведения.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о питии к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально – биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Знать:
-факты из жизни и творчества писателя.
Уметь:
-выразительно читать произведение;
-анализировать художественный текст;
-формулировать тему, идею, проблематику произведения.
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования в прошлом.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Знать:
-содержание изучаемых произведений;
-образную природу словесного искусства.
Уметь:
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Знать:
-факты из жизни и творчества писателя;
-содержание изучаемого произведения.
Уметь:
-выразительно читать произведение;
-анализировать художественный текст;
-формулировать тему, идею, проблематику произведения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями – фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Знать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изучаемого произведения.
Уметь:
-определять род и жанр литературного произведения;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать своё отношение к прочитанному.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Знать:
-содержание изучаемого произведения.
Уметь:
-выразительно читать произведение;
-анализировать художественный текст;
-выражать свою точку зрения.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»; А.Фатьянов. «Соловьи», Л.Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно – воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Знать:
-поэтов военного времени и их творчество;
-знать стихи наизусть.
Уметь:
--выразительно читать произведения, в том числе наизусть;
-соблюдать нормы литературного произношения.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой – повествователь (развитее представлений).
Знать:
-основные факты жизни и творчества писателя;
-содержание рассказа.
Уметь:
-воспринимать и анализировать художественное произведение;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения.
Русские поэты о Родине, родной природе.
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке»,»Уступи мне, скворец, уголок»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия»
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.
Н.Оцуп. «Мне трудно без России» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Знать:
-образную природу словесного искусства.
Уметь:
-определять род и жанр литературного произведения;
-выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; -строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «Богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Знать:
-основные факты жизни и творчества В.Шекспира;
-содержание трагедии «Ромео и Джульетта».
Уметь:
-воспринимать и анализировать художественное произведение;
-определять род и жанр литературного произведения;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Знать:
-основные факты жизни и творчества писателя;
-содержание комедии.
Уметь:
-воспринимать и анализировать художественное произведение;
-определять род и жанр литературного произведения;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС.
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера. Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Знать:
-особенности сатирических произведений.
Уметь:
-творчески читать произведение, выявлять языковые средства художественной образности;
-аргументированно высказывать отношение к затронутым автором проблемам.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Знать:
-основные факты биографии писателя – романиста;
-содержание романа.
Уметь:
-воспринимать и анализировать изучаемое произведение;
-определять род и жанр литературного произведения;
Характеризовать особенности сюжета и композиции.















Раздел VI

Календарно – тематическое планирование уроков литературы в 8 классе на 2014-2015 учебный год



п/п


Дата

Кол-во часов

Тема урока.
Основное содержание
Основные виды
деятельности
учителя
и учащихся
Виды контроля
Материально-техническое обеспечение урока


план
факт






1

3.09

1
Введение. Литература и история. Выявление уровня литературного развития учащихся
Беседа.

ИТ, презентация

2

4.09

1
Устное народное творчество. Лирические песни. Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика
Рассказ учителя. Беседа


Фонохрестоматия,
диск

3

10.09

1
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»
Беседа


Фонохрестоматия,
диск

4

11.09

1
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»
Рассказ учителя. Беседа. Практикум



5

17.09

1
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести




6

18.09

1
Д.И. Фонвизин. «Недоросль» Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина
Рассказ учителя. Беседа


Фонохрестоматия,
диск

7
24.09

1
Анализ эпизода комедии «Недоросль». Особенности анализа эпизода драматического произведения
Практикум



8

25.09

1
«Человек и история в фольклоре, древнерусской лит-ре и в литературе 18 века» (на примере 1-2 пр-ий)




9
1.10

1
И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.
Рассказ учителя. Беседа

Фонохрестоматия,диск

10
2.10

1
И.А.Крылов – поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.
Урок внеклассного чтения



11

8.10

1
К.Ф.Рылеев. Думы Рылеева. «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи Рылеева
Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению.

Фонохрестоматия,диск

12

9.10

1
А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье»), «19 ноября». Их основные темы и мотивы
Рассказ учителя. Беседа
Чтение наизусть
Фонохрестоматия,
диск

13

15.10

1
А.С.Пушкин. Историческая тема в тв-ве Пушкина (на основе изученного в 5-6 классах)
Беседа.



14

16.10

1
А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора
Рассказ учителя. Беседа



15

22.10

1
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы
Рассказ учителя.
Беседа




16

23.10

1
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

Беседа. Обучение устному рассказу



17

5.11

1
Семь капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина
Беседа




18

6.11

1
Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке
Беседа.
Практикум




19
12.11

1
Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Подготовка к сочинению по роману «Капитанская дочка»
Урок развития речи




20

13.11

1
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга
Рассказ учителя. Беседа



21
19.11

1
Тестирование по творчеству А.С.Пушкина
Урок контроля
Контрольная работа



22
20.11

1
М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова ( с обобщением изученного в 6-7 классах)
Рассказ учителя. Семинар

Фонохрестоматия,
диск, презентация

23

26.11

1
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически – условный историзм поэмы
Беседа



24

27.11

1
Особенности композиции поэмы Мцыри». Анализ эпизода из поэмы
Практикум



25

3.12

1
Р/р Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».


Урок развития речи



26

4.12

1
Н.В.Гоголь. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.
Рассказ учителя. Семинар



27

10.12

1
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». «Ревизор» в оценке современников
Рассказ учителя. Беседа

Фонохрестоматия,
диск

28

11.12

1
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе
Беседа. Практикум



29

17.12

1
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
Практикум



30

18.12

1
Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены
Урок развития речи



31

24.12

1
Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества
Рассказ учителя. Беседа



32
25.12

1
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании
Практикум



33
14.01

1
М.Е.Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок). Художесвенно - политичекая сатира на общественные порядки. Средства создания комического в пр-ии. Эзопов язык
Рассказ учителя. Беседа



34
15.01

1
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению
Урок развития речи



35
21.01

1
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина (тест)
Урок контроля
тест


36

22.01

1
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказ «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество
Рассказ учителя. Беседа



37

28.01

1
Л.Н.Толстой. Социально0нравственные проблемы в рассказ «После бала». Мечта о воссоединении дворянства и народа
Рассказ учителя. Беседа

Фонохрестоматия,
диск

38

29.01

1
Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как проблемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа
Практикум



39
4.02

1
Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
Урок внеклассного чтения



40

5.02

1
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
Рассказ учителя. Беседа

Фонохрестоматия,
диск

41

11.02

1
Рассказ А.П.Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе
Урок внеклассного чтения



42

12.02

1
И.А.Бунин. Проблема рассказа «Кавказ. Мастерство Бунина – прозаика

Рассказ учителя. Беседа



43

18.02

1
А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле
Рассказ учителя. Беседа



44

19.02

1
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Л.Толстого, Чехова, Бунина, Куприна
Урок развития речи



45

25.02

1
А.А.Блок. Историческая тема в творчестве. «Россия». Образ России и ее истории
Рассказ учителя. Беседа
Чтение наизусть
Фонохрестоматия,
диск

46
26.02

1
Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов
Урок внеклассного чтения



47

4.03

1
С.А.Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме
Рассказ учителя. Беседа

Фонохрестоматия,
диск

48
5.03

1
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.
Р/р Подготовка к домашнему сочинению
Урок развития речи



49
11.03

1
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина, и Есенина. Подготовка к домашнему сочинению
Урок развития речи



50
12.03

1
М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
Рассказ учителя. Беседа



51
18.03

1
Контрольная работа по творчеству Л.Толстого, Чехова, Бунина, Блока, Есенина (тест)
Урок контроля
тест


52
19.03

1
И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству
Рассказ учителя. Беседа



53
1.04

1
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. М.М.Зощенко «История болезни»
Урок внеклассного чтения



54
2.04

1
А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине
Рассказ учителя. Беседа

Фонохрестоматия,
диск

55
8.04

1
В.Теркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского
Обучение устному рассказу



56
9.04

1
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления
Практикум

Чтение наизусть отрывка поэмы


57
15.04

1
А.П.Платонов Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа
Урок внеклассного чтения



58

16.04

1
Урок-концерт. Стихи и песни о ВОВ. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е.Винокурова, М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина
Урок развития речи



59
22.04

1
В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе

Рассказ учителя. Беседа




60

23.04

1
Р/р Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века»
Урок развития речи
Сочинение


61
6.05

1
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды
Урок внеклассного чтения




62

7.05

1
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»
Рассказ учителя. Беседа. Практикум



63

13.05

1
Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии
Практикум




64
14.05

1
Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии
Рассказ учителя. Беседа



65
20.05

1
Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Общечеловеческий смысл комедии
Рассказ учителя. Беседа



66
21.05

1
Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на гос-е устройство общества


Урок внеклассного чтения



67
27.05

1
В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман
Урок внеклассного чтения



68
28.05

1
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето










Критерии ответа по литературе
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса.

Учащиеся должны знать:
Тексты художественного произведения.
Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические, лирические и драматические произведения.
Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
Давать анализ отдельного эпизода.








Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа
по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
1. Эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
а) былин; б) Библии;
в) древнерусских летописей; г) стихотворения Горация.
2. В чём заключается смысл эпиграфа?
а) восстание против судьбы, против Бога;
б) раскаяние, безнадёжное смирение;
в) защита права человека на свободу.
3. Определите жанр произведения.
а) баллада; б) элегия;
в) поэма-исповедь; г) притча.
4. К какому литературному направлению можно отнести поэму?
а) сентиментализм; б) реализм;
в) романтизм; г) классицизм.
5. Что можно назвать символом свободы в поэме?
а) степь; б) Кавказ;
в) барса; г) девушку-грузинку.
6. Выделите черты романтизма в поэме «Мцыри»:
а) бурная, неистовая природа;
б) гибель героя;
в) герой одинок и не понят миром;
г) введение сна героя в сюжет поэмы;
д) мотив борьбы, мятежа.
7. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:
а) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;
б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;
в) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю;
г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.
8. Определите стихотворный размер, использованный М. Ю. Лермонтовым в поэме:
а) анапест; б) дактиль;
в) амфибрахий; г) ямб.
9. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?
а) побег из монастыря; б) встреча с грузинкой;
в) бой с барсом; г) гибель Мцыри.
10. В исповеди Мцыри звучит:
а) гнев, негодование; б) смирение, покаяние;
в) грусть, размышления; г) утверждение своей правоты;
д) призыв отказаться от бесплодной борьбы.
11. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
а) проявляется любовь автора к Кавказу;
б) природа Кавказа сродни натуре главного героя;
в) связь с историей России;
г) место действия отвечает романтической направленности поэмы.
12. В чём заключается основная идея произведения?
а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;
б) тоска по воле;
в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
Н. В. Гоголь «Ревизор»
1. Какой из вариантов происхождения комедии «Ревизор» верный:
а) придуман Н. В. Гоголем;
б) подарен автору А. С. Пушкиным;
в) (взят из других источников (книг, газет и т. п.).
2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:
а) рассказы Хлестакова;
б) страх;
в) недоразумение;
г) известие о приезде ревизора.
3. Отметить, к какой группе можно отнести город, изображённый Н. В. Гоголем в «Ревизоре»:
а) уникальный, вобравший все пороки России;
б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами;
в) типичный российский провинциальный город.
4. Отметить, есть ли в комедии положительный герой:
а) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным;
б) Мария Антоновна;
в) да, это разоблачительный смех самого Н. В. Гоголя.
5. Отметить, какому из персонажей комедии принадлежат слова : «и странно: директор уехал, куда уехал – неизвестно. Ну натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры можно представить себе, тридцать пять тысяч курьеров!»
а) Сквозник-Дмухановскому;
б) Тряпичкину;
в) Хлестакову;
6. Отметить, какому персонажу комедии принадлежат слова: « потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора»
а) Хлестакову;
б) Тряпичкину;
в) Сквозник-Дмухановскому;
г) Землянике.
7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:
а) малое количество персонажей;
б) частая смена лирического героя;
в) немая сцена;
г) автор видит себя одним из героев.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
1. Назовите годы жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина. А) 1854-1906 Б) 1826-1889 В) 1824-1886 Г) 1801-1878 2. Образование М.Е.Салтыков-Щедрин получил: А) В Царскосельском (Александровском) лицее Б) В Главном инженерном училище В) В Московском благородном пансионе при университете Г) В Московском коммерческом училище 3. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом: А) Кружка Петрашевского Б) Группы «Народная воля» В) «Кружка шестнадцати» 4. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина – это: А) Взаимоотношения народа и власти Б) Показ отдельных пороков людей В) Недостатки в человеческих взаимоотношениях Г) Человек и Вселенная 5. Укажите, какие сказки не были написаны М.Е.Салтыковым-Щедриным. А) «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» Б) «Перемудрый пескарь» В) «Волк и ягнёнок» Г) «Дикий помещик» 6. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает: А) О времени царствования Ивана Грозного Б) Об эпохе Петра Первого В) О России XVIII-XIX веков
7. С 1868 года все свои произведения сатирик печатал в одном журнале. После покушения на царя началась реакция, и журнал был закрыт. Как назывался этот журнал?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контрольная работа
по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
1. Эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
а) былин; б) Библии;
в) древнерусских летописей; г) стихотворения Горация.
2. В чём заключается смысл эпиграфа?
а) восстание против судьбы, против Бога;
б) раскаяние, безнадёжное смирение;
в) защита права человека на свободу.
3. Определите жанр произведения.
а) баллада; б) элегия;
в) поэма-исповедь; г) притча.
4. К какому литературному направлению можно отнести поэму?
а) сентиментализм; б) реализм;
в) романтизм; г) классицизм.
5. Что можно назвать символом свободы в поэме?
а) степь; б) Кавказ;
в) барса; г) девушку-грузинку.
6. Выделите черты романтизма в поэме «Мцыри»:
а) бурная, неистовая природа;
б) гибель героя;
в) герой одинок и не понят миром;
г) введение сна героя в сюжет поэмы;
д) мотив борьбы, мятежа.
7. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»:
а) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе;
б) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу;
в) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю;
г) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета.
8. Определите стихотворный размер, использованный М. Ю. Лермонтовым в поэме:
а) анапест; б) дактиль;
в) амфибрахий; г) ямб.
9. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?
а) побег из монастыря; б) встреча с грузинкой;
в) бой с барсом; г) гибель Мцыри.
10. В исповеди Мцыри звучит:
а) гнев, негодование; б) смирение, покаяние;
в) грусть, размышления; г) утверждение своей правоты;
д) призыв отказаться от бесплодной борьбы.
11. Почему местом действия поэмы выбран Кавказ?
а) проявляется любовь автора к Кавказу;
б) природа Кавказа сродни натуре главного героя;
в) связь с историей России;
г) место действия отвечает романтической направленности поэмы.
12. В чём заключается основная идея произведения?
а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;
б) тоска по воле;
в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
Н. В. Гоголь «Ревизор»
1. Какой из вариантов происхождения комедии «Ревизор» верный:
а) придуман Н. В. Гоголем;
б) подарен автору А. С. Пушкиным;
в) (взят из других источников (книг, газет и т. п.).
2. Отметить причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора:
а) рассказы Хлестакова;
б) страх;
в) недоразумение;
г) известие о приезде ревизора.
3. Отметить, к какой группе можно отнести город, изображённый Н. В. Гоголем в «Ревизоре»:
а) уникальный, вобравший все пороки России;
б) плод фантазии автора, с надуманными проблемами;
в) типичный российский провинциальный город.
4. Отметить, есть ли в комедии положительный герой:
а) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным;
б) Мария Антоновна;
в) да, это разоблачительный смех самого Н. В. Гоголя.
5. Отметить, какому из персонажей комедии принадлежат слова : «и странно: директор уехал, куда уехал – неизвестно. Ну натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры можно представить себе, тридцать пять тысяч курьеров!»
а) Сквозник-Дмухановскому;
б) Тряпичкину;
в) Хлестакову;
6. Отметить, какому персонажу комедии принадлежат слова: « потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей! И там на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора»
а) Хлестакову;
б) Тряпичкину;
в) Сквозник-Дмухановскому;
г) Землянике.
7. Отметить одну из особенностей композиции комедии:
а) малое количество персонажей;
б) частая смена лирического героя;
в) немая сцена;
г) автор видит себя одним из героев.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
1. Назовите годы жизни М.Е.Салтыкова-Щедрина. А) 1854-1906 Б) 1826-1889 В) 1824-1886 Г) 1801-1878 2. Образование М.Е.Салтыков-Щедрин получил: А) В Царскосельском (Александровском) лицее Б) В Главном инженерном училище В) В Московском благородном пансионе при университете Г) В Московском коммерческом училище 3. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом: А) Кружка Петрашевского Б) Группы «Народная воля» В) «Кружка шестнадцати» 4. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина – это: А) Взаимоотношения народа и власти Б) Показ отдельных пороков людей В) Недостатки в человеческих взаимоотношениях Г) Человек и Вселенная 5. Укажите, какие сказки не были написаны М.Е.Салтыковым-Щедриным. А) «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» Б) «Перемудрый пескарь» В) «Волк и ягнёнок» Г) «Дикий помещик»
6. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает: А) О времени царствования Ивана Грозного Б) Об эпохе Петра Первого В) О России XVIII-XIX веков 7. С 1868 года все свои произведения сатирик печатал в одном журнале. После покушения на царя началась реакция, и журнал был закрыт. Как назывался этот журнал?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тест по творчеству А.С.Пушкина (8 класс)
1 вариант
Укажите годы жизни Пушкина
А) 1798-1837                          в) 1799-1837 Б)  1801-1837                          г) 1799-1835
      2)  Какая дата связана с образованием Царскосельского Лицея
            А)   1 января 1811 года                    в)  19 ноября 1811 года
            Б)   19 октября 1811 года               г)  26 мая 1811 года
      3)   Укажите, какой факт не относится к биографии Пушкина
            А) Участвовал в литературном обществе «Арзамас»
            Б)  Издавал журнал «Современник»
            В)  Планировал написать «Историю Украины»
            Г)  Погиб в результате дуэли с поклонником своей жены
       4)  К какому жанру относится «Песнь о вещем Олеге»
            А)   Песнь                                  в) Баллада
             Б)  поэма                                   г) ода
       5)  «Песнь о вещем Олеге» написана
            А)  в годы обучения в Царскосельском лицее
             Б) во время Южной ссылки
             В) во время «Болдинской осени»
             Г) в ссылке в с. Михайловское
       6)     Кому собирался отомстить вещий Олег
             А) печенегам                        в) половцам
              Б) хазарам                             г) татарам
       7)   Кто присутствовал на  «тризне плачевной Олега»
            А) Игорь                   В) Ольга
            Б) Владимир             г) Святослав
       8)   С кем воевал Петр в  «Полтаве»
              А) с немцами                  В) с англичанами
              Б) со шведами                 г) с литовцами
       9)   Какое первоначальное название было у поэмы
              А) «Полтавский бой»               в) «Мазепа»
               Б) «Петр»                                  г)  «Кочубей»
       10)    Какой прием использует Пушкин в  сравнении  Петра и Карла
              А) аллегория                            В) контраст
               Б)  метафора                            г) олицетворение
        11) Трагедию «Борис Годунов» Пушкин посвятил памяти
            А) Н.М.Карамзина                               В) В.К. Тредиаковского
            Б) Г.Р.Державина                                 г)  М.В.Ломоносова
         12) Сколько раз Григорий видит один и тот же сон
              А) 4 раза                                       в)  3 раза
               Б) 2 раза                                       г)  5 раз
         13) О чем просит Пимена Григорий, проснувшись
         
               А) помолиться за него                  В) благословить его
              Б) помочь ему спрятаться                    г) помочь ему бежать
         14) Сколько убийц было поймано сразу после убийства Димитрия
                А) двое                       в) пятеро
                Б) трое                       г) один
        15)  Укажите, какая пословица служит эпиграфом к повести
     А.С.Пушкина     «Капитанская     дочка»
               а) «Назвался груздем -полезай в кузов»    
                Б) «Береги честь смолоду»
                В) «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»
                Г)  «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
       16)   Петр Грине был записан на военную службу
            А) по достижении совершеннолетия
            Б) в 14 лет
            В) в 7 лет
            Г) до рождения
      17) Как звали воспитателя и верного спутника Гринева
           А) Семёныч             В) Степаныч
           Б) Савельич               г) Архипыч
      18)  Сообщение оо участии Гринева в дуэли его родители получили от
           А) Савельича                 в) Маши Мироновой
           Б) Швабрина                  г) капитана Миронова
      19) Как повел себя Швабрин после захвата крепости
          А) откупился
           Б) перешёл на сторону Пугачева
           В) сбежал из крепости
           Г) спрятался в дома попадьи
      20) Укажите название любимой песни Пугачева
              А) «Не шуми, мати зеленая дубровушка»
               Б) «Дубинушка»
               В) «Вниз по матушке по Волге»
               Г) «Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь»
      21) Какие исторические персонажи действуют в повести
           А) Степан Разин и Александр I
            Б) Емельян Пугачев и Екатерина II
           В) Екатерина II и Степан Разин
            Г) Николай I и Емельян Пугачев
  В 1  На берегу какой реки лежали кости коня Олега?
  В 2  Какого цвета были мундиры у армии противника Петра (по поэме «Полтава»)
  В 3  В каком городе находился Пимен в момент смерти царевича Димитрия
    ( по трагедии «Борис Годунов»)
   В 4   К какой главе  повести «Капитанская дочка»   в качестве
         эпиграфа взята поговорка    «Мирская молва - морская волна»   
            
Тест по творчеству А.С.Пушкина (8 класс) 2 вариант
1.В каком городе родился А.С.Пушкин
А) Москва      Б) В Киеве     В   ) Петербург        г) Ярославле
2)   Какая дата связана с образованием Царскосельского Лицея
            А)   1 января 1811 года                    в)  19 ноября 1811 года
            Б)   19 октября 1811 года               г)  26 мая 1811 года
      3)  Укажите , какой факт не относится в биографии А.С.Пушкина
           А) Написал «Историю пугачевского бунта»
           Б) участвовал в восстании декабристов
            В) Учился в Царскосельском лицее
            Г) Погиб от руки поклонника жены.
      4)  В основу «Песни о вещем Олеге» лежит сюжет, заимствованный
          А)  из «Жития Сергия Радонежского»
           Б) из «Поучения Владимира Мономаха»
           В) из «Слова о полку Игореве»
           Г) из «Повести временных лет»
      5)  «Песнь..» является
          А) авторской стилизацией под фольклорное произведение
          Б) поэтическим передовом древнерусского текста
          В) частью большого произведения А.С.Пушкина
          Г) самостоятельным литературным произведением
      6) Что предлагал Олег в награду, когда просил предсказателя
           о пророчестве
          А) коня   Б) деньги   В) исполнения любого желания
          Г) перстень
      7) Когда Олег вспомнил о своем коне
            А) в бою       Б) на берегу реки        В) на пиру          
            Г) встретив снова предсказателя
      8)    Какое первоначальное название было у поэмы «Полтава»
              А) «Полтавский бой»     Б) «Мазепа»      в) «Петр»       г)  «Кочубей»                          
      9)   Кто возглавлял войско противника в «Полтаве»
            А ) Наполеон       Б)  Карл  XII    в)  Вильгельм II      Г)  Фридрих II
     10)  В чью честь поднимал на пиру «заздравный  кубок» Петр
           А) за своих друзей                В) за врагов
           Б) за своих учителей            г) за себя
  11)      Трагедию «Борис Годунов» Пушкин посвятил памяти
            А) Н.М.Карамзина                      В) В.К. Тредиаковского
            Б) Г.Р.Державина                         г)  М.В.Ломоносова
 12)     Где разворачивается сцена беседы Григория и Пимена
            А) В Киево-Печерском монастыре    
            Б) В Чудовом монастыре
            В) В Троице-Сергиевой Лавре
            Г) В Выдубицком монастыре
     13)     При каком правителе, по словам Пимена, Русь
             «утешилась во славе безмятежной»?
          А) при Иване Грозном          В) при Федоре
          Б) при Василии III                  Г) при Иване III
   14)   Что советует Пимен Григорию
         А) смирять себя постом           в) не прекращать борьбу
         Б) уйти в монахи                       г) собрать войско против Бориса    
  15)   Петра Гринева решили отправить на военную службу
        По достижении им
        А) 16 лет      б ) 20 лет          в ) 18 лет                  г) 22 года
  6) Укажите, какая печатная продукция» всегда имела сильное
           влияние» на Андрея Петровича Гринева
      а) «Домострой»         В) «Придворный календарь»
       б) «Псалтырь»              г) «Юности честное зерцало»
  17) Оренбургский генерал Андрей Карлович не знал значения
         русского выражения
        а) «Береги честь смолоду»          
         б) «Держать в ежовых рукавицах»
          в) «Работать спустя рукава»
          Г) « От тюрьмы и от сумы не зарекайся»
  18)   Укажите причину дуэли Гринева и Швабрина
      А) Карточный долг
      Б) Нечестная игра в бильярд
      В) Переход Швабрина на сторону Пугачева
      Г) Оскорбление, нанесенное Маше Мироновой
  19) Почему Гринев был заключен под стражу
      А) Пугачев сообщил, что Гринев- его шпион
       Б) его оговорил Швабрин
        В) самовольно отлучился из Оренбурга
         Г) Его оболгали неизвестные ему перебежчики
   20) Укажите, какую пословицу на страницах повести
      употребляет Пугачев
     А) «Господь не выдаст  -свинья не съест
      Б) «Долг платежом красен»
    В) «Конь о четырех ногах, да спотыкается»
     Г) «С паршивой овцы хоть шерсти клок»
  21) Какие исторические персонажи действуют в повести
   А) Степан Разин и Александр I             В) Екатерина II и Степан Разин
   Б) Емельян Пугачев и Екатерина II      Г) Николай I и Емельян Пугачев      
 В 1 На воротах какого города Олег прибил свой щит
 В 2  В  какое время дня начался Полтавский бой
 В 3  Кто жил в келье Пимена до него
 В 4 Назовите главных героев калмыцкой сказки, которую         рассказал Пугачев Гриневу
 
 Раздел VII

Учебно-методическое обеспечение

1.Учебник: Литература 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений в 2-х частях / В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2010
2. Фонохрестоматия
3.Рабочие программы: Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной . 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 2011
4. Егорова Н.В. Литература. 8 класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003

Материально- техническое обеспечение

Интерактивная доска
Переносной компьютер
Проектор
Компьютер в сборке
Принтер ( МФУ)
Таблицы (комплект)
Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература. »
Электронный ресурсы (для подготовки к урокам):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – издательство “Просвещение”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - всё для учителя русского языка и литературы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Раздел VIII
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.

Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре ,религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира.
Метапредметные результаты
(умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
(умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
(умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
(умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
(владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
(умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
(умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
(смысловое чтение;
(умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
(умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
(формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты
(понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIXXX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
(понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, не
преходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
(умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений, определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического а
ализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
(приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
(формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
(собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
(понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
(восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
(умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
(написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
(понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
(понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.








13PAGE 15






15

Приложенные файлы

  • doc 32384389
    Размер файла: 295 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий